Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

Созвучна с идеями проектного обучения система Монгеймской школы Дальтонского лабораторного плана. При такой системе организации учебного процесса инициативе и самодеятельности учащихся предоставляется простор, и учащиеся сами ответственны за свою работу, а результаты строго фиксируются. Но при таком подходе сложно избежать формализма. П. П. Блонский отмечал: «Необходимо развивать у учащихся умение проектировать свое образование, самим строить план его. Дальтонский план должен быть дополнен методом проектов» [2].

Сравнительный анализ становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство:

- всестороннего упражнения  ума и развития мышления (П. Ф. Каптерев);

- развития творческих  способностей (П. П. Блонский);

- развития самодеятельности  и подготовки школьников к  профессиональной деятельности (А. С. Макаренко);

- слияние теории и практики  в обучении (Е. Г. Каганов, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев, В. Н. Разлетов, В. Н. Шульгин).

В зарубежной педагогике проекты рассматривались как цель обучения, связанная с утилитарной задачей выполнения учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке (У.Х. Килпатрик).

В практике современного отечественного образования метод творческих проектов находит всё большее распространение. Возвращение к методу творческих проектов обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях.

«Второе рождение» метода проектов в современной отечествен¬ной и российской педагогике произошло первоначально в практике, а затем получило должное теоретическое обоснование. Родившись из идеи свободного воспитания, к настоящему моменту он стано¬вится частью системы образования.

Современное толкование термина метод проектов в педагоги¬ке школы охватывает творческую работу в рамках заданной темы, т. к. дети самостоятельно отыскивают материал, изучают и ис¬пользуют дополнительные источники информации. Метод проек¬тов ориентирует весь учебный процесс на учеников, т. к. он опира¬ется на их интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности. Этот метод стимулирует практическую деятельность учащихся, затрагивает их эмоциональную сферу и усиливает мотивацию уче¬ния. Он развивает индивидуальную ответственность участников за выполненную работу, учит их партнерству, кооперации, взаимо¬действию друг с другом и с педагогом [21].

Исследователи подчеркивают, что целенаправленное исполь¬зование метода проектов, который является составной частью образовательного процесса, создает эффективные условия для развития у участников проекта умения самостоятельно действовать в сложных жизненных ситуациях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию, самоорганизации и познаватель¬ной самостоятельности. Результатом участия в проекте становится также развитие у ребят коммуникативных способностей и освоение ими новых информационных технологий.

В современной педагогике проектное обучение не абсолютизи¬руется, а справедливо рассматривается как полезная альтернатива классно-урочной системе. Проект — это дополнение к другим ви¬дам прямого или косвенного обучения, средство ускорения роста каждого его участника как в личностном, так и в академическом планах. Современные занятия в проектной форме не только не отрицают систематическое освоение знаний, но и органически вклю¬чаются в содержание проекта. Основная ценность проектной сис¬темы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.

Традиционное определение метода проектов как системы обуче¬ния, при которой учащиеся приобретают знания в процессе плани¬рования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, постоянно дополняется с позиции современных педагогических подходов. Так, автор популярного учебника «Совре¬менная дидактика» А. В. Хуторской рассматривает образователь¬ный проект как форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех его участников по полу¬чению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока до нескольких месяцев [21].

Признанный теоретик в области инновационных технологий В. В. Гузеев определяет метод проектов как технологию четвертого поколения. Он отмечает, что педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьезной проблемой — недостаточностью на образовательном рынке образовательных тех¬нологий нового, четвертого поколения, обеспечивающих ее пре¬творение в практику. Сегодня среди существующих технологий к этому классу можно отнести только технологию (точнее — группу технологий) проектного обучения [5].

В других трактовках метод проектов рассматривают как:

— вариант технологии проблемного обучения;

— комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализи-ровать учебный процесс, предоставляющий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности (технология индивидуального обучения);

— способ группового обучения (групповые технологии); компонент методики обучения в школе С. Френе (альтерна¬тивная технология свободного труда);

— способ организации самостоятельной творческой деятель¬ности учащихся (технология развивающего обучения с направ¬ленностью на развитие творческих качеств личности) и т. д. [21]

Современные исследователи метода проектов отмечают, что он эффективен не только в процессе обучения разным учебным дис¬циплинам, но и в решении воспитательных задач, что расширяет границы его применения. В числе характеристик метода проектов они подчеркивают не просто прагматическую направленность на освоение учебного материала по тому или иному учебному предме¬ту, а основанную на принципах гуманизма проектную деятельность, способствующую развитию у школьников познавательной актив¬ности, самостоятельности, толерантности (в широком смысле сло¬ва). Особо отмечается, что преобладающим моментом в методе проектов является не трансляция знаний, а идея развития, когда педагог признает за каждым своим воспитанником его самобыт¬ность, индивидуальность, позволяющие ученику реализовывать свои способности. Конечной целью применения метода проектов стано¬вится воспитание личности, способной ставить перед собой значи¬мые цели, находить способы и средства их достижения на основе самообразования, побуждение ее к самовоспитанию [21].

Таким образом, проектное обучение стимулирует самообразование и самовоспитание учеников, т.к. оно позволяет педагогу:

1) практиковать личностно-ориентированную  парадигму:

2) использовать множество  дидактических подходов;

3) достигать педагогических  целей в познавательной, эмоцио¬нальной и  деятельностной сферах;

4) обучать детей на их  собственном опыте и опыте  других в конк¬ретном деле [21].

В настоящее время в педагогической литературе рассматрива¬ются различные типы проектов. Западные педагоги предлагают множество вариантов обучения посредством использования раз¬личных проектов. Среди них — проектные упражнения, которые рассматриваются как мини-проекты; проектные цепи, охватыва¬ющие несколько проектов, образуя часть большого курса; проект¬ные курсы, проектные зачеты и др. Зарубежные педагоги используют также структурированные, полуструктурированные и неструктурированные проекты, раз¬вернутое эссе, казусные исследования и др. [21]

Неструктурированные проекты предполагают, что обучаемый сам планирует, руководит, анализирует и представляет свое иссле¬дование по теме согласно своему собственному выбору, используя информацию, которую он сам определил.

В структурированном проекте педагог дает определенную тему (хотя учащиеся могут ее немного видоизменить) и методику по сбо¬ру и анализу информации.

Полуструктурированный проект предполагает, что участник проекта сам выбирает тему и подбирает к ним материал, пышет развернутое эссе как компонент проекта.

Казусные исследования представляют собой ряд заданий, в кото¬рых педагогом уже определена тема, подобраны документы и все уже готово соединиться в проект, направленный на изучение конк¬ретных проблем.

Развернутые эссе дают некоторую свободу в выборе темы (при согласовании с педагогом).

Российские ученые кладут в основу типологии проектов раз¬личные критерии:

— доминирующий вид деятельности (исследовательские, творче¬ские, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные);

— предметно содержательная область (моно-проекты, межпред¬метные проекты, надпредметные или внепредметные);

— характер координации (проекты с открытой или скрытой координацией);

— характер контактов (внутренние, региональные, междуна¬родные);

— количество участников проекта (личностные, парные, груп¬повые);

-- продолжительность проведения (краткосрочные, средней про-должительности, долгосрочные) [21].

Наиболее часто в теоретических и прикладных работах современ¬ных авторов предлагаются следующие этапы работы над проектом:

1) подготовительный этап:

— планирование педагогом проекта в рамках тем программы; -- выдвижение педагогом или участниками идеи;

- обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование  своего мнения. Формулирование «коллектив¬ного проекта».

2) основной этап:

— формирование микрогрупп;

— распределение заданий в микрогруппах, индивидуальные проекты;

— практическая деятельность в рамках проекта (маленькие от¬крытия, от которых зависит успех работы всей группы).

3) завершающий этап:

— промежуточный контроль;

-- обсуждение способа оформления  проекта;

— презентация результатов проекта;

- подведение итогов выполнения  проекта: обсуждение резуль¬татов и т. д.;

— практическое использование результатов проекта (наглядные пособия, выставки и т. д.) [21].

Конечный продукт проекта может быть представлен различными формами документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, каталог, выставка, коллаж, словарь, журнал, справочник, стенгазета, дискуссия, демонстрация, конференция, ролевая игра и др. [21]

При этом следует помнить, что конечный продукт проекта дол¬жен отличаться от традиционного обучения связью с реальной жизнью, необычной формой и самостоятельностью изготовления.

Основные требования к использованию метода проектов:

1) наличие значимой в  исследовательском, творческом плане  проблемы, требующей интегрированного  знания, исследовательско¬го поиска для ее решения;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость пред-полагаемых результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) дея¬тельность участников проекта;

4) структурирование содержательной  части проекта (с указа¬нием поэтапных результатов);

5) использование исследовательских  методов: определение про¬блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипо¬тезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение ито¬гов, корректировка, выводы [21].

Исследователи призывают не смешивать реализацию проекта с работой учащихся над той или иной темой, просто групповой работой, каким-либо внеклассным мероприятием, которые часто на практике ошибочно называют проектами. На самом деле проект, будь он индивидуальным или групповым, всегда предполагает опре¬деленную совокупность учебно-познавательных методов и приемов, которые позволяют решить проблему самостоятельными действия¬ми участников и предполагают презентацию результатов.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может задаваться в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться педагогом с учетом особенностей предмета, своих профессиональных интересов и интересов и способностей учащихся. В-третьих — тематика про¬ектов может предлагаться самими детьми, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познаватель¬ные, но и творческие, прикладные.

Так, тематика проектов в современной школе может касаться какого-то теоретического вопроса образовательной программы с це¬лью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, диф¬ференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов от¬носятся к какому-то актуальному практическому вопросу, решение которого требует привлечения знаний из разных образовательных областей, творческого мышления и исследовательских навыков уча¬щихся. Таким образом, в процессе работы над проектом достига¬ется естественная интеграция знаний всех его участников.

Метод проектов предполагает особую роль педагога в организа¬ции деятельности детей, которая проявляется в его партнерских взаимоотношениях с участниками проекта. Педагог может высту¬пать как:

1) регулятор-организатор  на подготовительном этапе проек¬та. Именно от него требуется тщательно продумать, разработать и спрогнозировать несколько возможных вариантов постановки возможной проблемы и подвести к ним с помощью наводящих вопросов самих детей. Педагог вместе с ребятами должен четко определить задачи и подобрать необходимый материал. Взрос¬лый не предлагает готовых решений. Они рождаются в совмест¬ных обсуждениях;

2) консультант-координатор  на этапе реализации проекта. Взрослый прослеживает деятельность  каждого участника проекта на  всех этапах работы, оказывает  помощь, дает консультации, высту¬пает источником дополнительной информации, координирует взаи¬модействие между отдельными микрогруппами или участниками.

3) независимый эксперт  на заключительном этапе [21].

При работе над проектом педагог:

— помогает детям в поиске нужных источников;

— сам является источником информации;

— координирует весь процесс;

— поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы детей над проектом [21].

Отечественные и западные исследователи едины во мнении, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, прогрессивности используемой им мето¬дики обучения и воспитания детей. Недаром эту технологию от¬носят к технологиям XXI в., предусматривающим формирование и у воспитателя, и у воспитанника прежде всего умения адаптиро¬ваться к стремительно изменяющимся условиям жизни в постин¬дустриальном обществе.

Таким образом, метод проектов — не самоцель, не очередная модная новинка. Это проверенная временем технология развития познавательной активности ребенка, его самостоятельности, умения работать в команде и ценностного отношения к познанию. В проектах с социально-нравственным содержанием крайне важным являет¬ся воспитательный аспект. Развитие познавательной активности ребенка в них органически сочетается с формированием социально-нравствнных качеств личности.

Информация о работе Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора