Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа
Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интегрированный подход в проект¬ной работе позволяет педагогу формиро¬вать у ребенка этические, нравственные ценности посредством конкретных знаний и умений о родном крае, успешно поддерживать у воспитанников высокий уровень мотивации деятельности, что в конечном итоге и приводит к поставлен¬ным педагогическим целям. При таком подходе ребенок не только приобретает конкретные знания о родном крае — у него формируется целостная картина мира [10].
В процессе работы развиваются спо¬собности детей, достигается их эмоцио¬нальное благополучие. Благодаря совме¬стной деятельности в рамках проекта развивается сотрудничество в детском коллективе, между детьми и взрослыми (педагогами, родителями), среди коллег, сотрудников.
Благодаря интегрированному подходу решаются задачи:
• воспитания патрио¬тических чувств путем ознакомления с родным краем;
• формирования любви к прошлому и настоящему малой родины; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;
• развития потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия белорусского народа, чувства сопричастности к родному дому, городу, краю;
• создания условий для созидательной творческой деятельности участников воспитательно-образовательного процесса;
• установления взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом и детьми, укрепления дружеских вза¬имоотношений в детском коллек¬тиве [10].
В. Н. Кочергина отмечает у детей развитие мыш¬ления, воображения, творческих спо¬собностей, коммуникативных навыков, повышение самооценки. У некоторых детей повысился статус в детском коллективе, появились навыки организа¬торской деятельности; они стали согла¬совывать свою работу со сверстниками и родителями. Все дети стали более ак¬тивными, любознательными, самостоя¬тельными [16].
Рисунок 1.1 Модель формирования представлений о родном крае у дошкольников на основе проектной деятельности
Результатом привлечения к сотрудни¬честву в проектной деятельности родите¬лей детей может стать более тесное сближение взрос¬лых и детей. Семьи стали дружней, ок¬репли эмоциональная близость и дове¬рительные отношения, сформировались потребности в частом индивидуальном общении с детьми. Некоторые родители смогли более объективно оценить собст¬венного ребенка, сделать выводы и предпринять конкретные действия по кор¬ректировке своих педагогических подхо¬дов к воспитанию. Мамы и папы почув¬ствовали уверенность в собственных воз¬можностях, активизировались и обогати¬лись их воспитательные умения.
Следует отметить, что в результате совместной работы над общим делом в полной мере осуществилась преемствен¬ность между детским садом и семьей, улучшилось взаимопонимание между родителями и педагогами.
В педагогическом коллективе также произошли позитивные изменения. Ак¬тивизировался процесс самообразова¬ния, повысилась квалификация, возрос¬ла профессиональная компетенция (спе¬циальная, социальная, индивидуальная) педагогов. Молодые специалисты научи¬лись организовывать свою работу, актив¬но включались в инновационную дея-тельность. Педагоги получили моральное удовлетворение (признание, уважение коллег и родителей, награды — грамоты и дипломы).
Таким образом, анализ специальной литературы показал, что для стимулирования интереса детей к родному краю, самостоятельного приобретения знаний и их практического применения целесообразно использовать проектную деятельность. В ее основе лежит развитие познавательных навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления посредством делания. Метод проектов, позволяющий индивидуализировать педагогический процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Реализация проектного метода в процессе содержательно насыщенного педагогического процесса обеспечивает взаимодействие, стимулирование для развития сил и потенциальных возможностей и способностей дошкольников, превращение их задатков в способности, овладение собственным опытом, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Интегриро¬ванный подход к работе по методу про¬ектов предусматривает совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игро-вую деятельность детей-партнеров, име¬ющую общую цель, согласованные мето¬ды, способы деятельности и направлен¬ную на достижение общего результата при решении какой-либо проблемы, зна¬чимой для участников проекта. Благода¬ря данному подходу воспитательно-обра¬зовательный процесс в учреждении дошкольного образования находится в динамике, повышаются компетентность педагогического коллектива и качество образования, а главное — всесторонне развиваются дошкольники.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-
2.1 Характеристика работы
по проблеме в дошкольном
В рамках изучения проблемы использования метода проектов в формировании представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на базе 2 старших групп дошкольного центра развития ребенка «Росток» г. Марьина горка был осуществлен педагогический эксперимент по расширению использования метода проектов в патриотическом воспитании дошкольников. Всего в исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста.
Реализация педагогического эксперимента осуществлялась в 3 этапа.
На первом констатирующем этапе с детьми старшего дошкольного возраста была проведена беседа, направленная на выявление их уровня представлений о родном крае. На этом же этапе были проанализированы годовой план дошкольного учреждения и план воспитателей 2 параллельных старших групп.
На втором формирующем этапе в экспериментальной группе осуществлялась апробация разработанной методики ознакомления старших дошкольников с родным краем с использованием метода проектов.
На третьем контрольном этапе осуществлялась проверка эффективности разработанной методики, для чего в контрольной и экспериментальной группах было проведено обследование уровня представлений о родном крае. Полученные результаты сравнивались с результатами констатирующего эксперимента в каждой из групп.
Анализ годового плана дошкольного учреждения показал, что педагогический коллектив считает формирование представлений о родном крае важным направлением педагогического процесса. Так, в качестве одной из важнейших задач работы дошкольного учреждения признана совместная работа коллектива детского сада и семьи по воспитанию интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем. В дошкольном учреждении регулярно проводятся педагогические советы, семинары, консультации, направленные на повышение эффективности патриотического направления в воспитательно-образовательном процессе. Так, например, проблеме создания предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию дошкольников посвящены консультации «Использование дидактических игр для воспитания у детей представлений о родном крае» (для воспитателей групп детей среднего дошкольного возраста - Барковская С. А., для воспитателей детей старшего дошкольного возраста – Курганская Л.И.). С докладом о воспитании у дошкольников знаний о родном городе выступили воспитатели Л.А.Гнатенко, В.С. Егорова. Проводилось родительское собрание «Совместная работа детского сада и семьи по формированию представлений о родном крае и воспитанию любви к нему». С целью изучения опыта работы с родителями по воспитанию у детей представлений о родном крае была проведена викторина с участием детей и родителей «С чего начинается Родина» (воспитатели Гнатенко Л.А., Шаковец Т.Л.).
В исследуемых группах патриотическое воспитание является важным направлением воспитательной работы. Основными задачами патриотического воспитания в исследуемых группах являются:
1. расширять и углублять представления о человеческом обществе;
2. оказывать содействие в осознании ребёнком своей принадлежности к семье, обществу;
3.оказывать помощь в социализации ребёнка, в постижении им морально-этических норм и правил общества;
4.расширять знания о родном городе, Беларуси, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны;
5.углублять чувство любви
и привязанности к родному
краю; формировать интерес к
6.формировать осознание
своей этнической
7. приобщать детей ко
всем видам национального
8.приобщать детей к
гуманно-ценностному отношению
9. ориентировать родителей
на морально-этическое
Однако изучение планов работы воспитателей показало, что педагоги уделяют недостаточное методу проектов как средству ознакомления дошкольников с родным краем. Данный вид работы в перспективных планах у воспитателей обеих групп не предусмотрен.
В соответствии с содержанием патриотического воспитания были разработаны критерии представлений дошкольников о родном крае:
- представления о родной
стране (название страны, название
города, домашний адрес, адрес детского
сада, название
- представления о
- представление об истории народной культуры и традициях (народные игры, народные праздники, народные ремесла, народные инструменты, белорусские народные сказки);
- представления о людях родной страны (имена выдающихся белорусов, знание своей родословной);
- природный компонент (животный
и растительный мир нашей
- личностный компонент (желание
и стремление узнавать что-
Анализ ответов детей позволил отнести дошкольников к одному из трех уровней представлений о родном крае – высокому, среднему, низкому.
К группе с высоким уровнем представлений о родном крае были отнесены дети, которые демонстрировали достаточно полный для данного возраста объем знаний о родном крае и культуре народа, умение оперировать общими понятиями и оценочными суждениями. Они проявляли устойчивый интерес к сведениям о Родине, активно стремились расширить свой кругозор, отразить полученные сведения в творческой деятельности.
К группе со средним уровнем представлений о родном крае отнесены дошкольники, которые обладают неполными знаниями о Родине, избирательно проявляют интерес к этим сведениям, ситуативно выражают эмоции и чувства.
К группе с низким уровнем представлений о родном крае отнесены дошкольники, у которых знания о родной стране несущественны, нет выраженного интереса к этим сведениям, переживания социального характера бедны и слабо выражены.
Полученные результаты обобщены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Уровень представлений дошкольников о родном крае
группы Уровень представлений дошкольников о родном крае, %
высокий средний низкий
контрольная 8 56 36
экспериментальная 4 56 40
Рисунок 2.1 - Уровень представлений дошкольников о родном крае
Данные, приведенные в таблице 2.1 и на рисунке 2.1, показывают, что дошкольники как в экспериментальной, так и в контрольной группе обладают невысоким уровнем представлений дошкольников о родном крае. При этом показатели в обеих группах отличаются незначительно.
Большинство дошкольников безошибочно ответили на первый вопрос, смогли рассказать о том, что значит для них Родина (место, где родился и живешь, где жили предки, где живут близкие и дорогие нам люди (мама, папа, бабушка, дедушка), место, где стоит наш детский сад, место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне). Дети знают, кто является Президентом Республики Беларусь, как называется основной закон республики.
Трудности у дошкольников вызвали вопросы о государственных символах Республики Беларусь. Лишь некоторые дети смогли объяснить, что они означают.
Анализ ответов детей показал, что они имеют скудные представления о растительном и животном мире Беларуси. Лишь некоторые из опрошенных детей знают правила поведения в природе и соблюдают их.
Дети в исследуемых группах знают название города, в котором они живут, и знают, что он является столицей нашей родины. Они любят свой родной город. Трудности у многих дошкольников вызвали вопросы, связанные с названиями улиц родного города, в том числе и улицы, на которой находится детский сад. Некоторые дети не смогли назвать свой домашний адрес.
Дети плохо знают достопримечательности Минска и Беларуси. Только некоторые из опрошенных детей могут назвать более 4-5 достопримечательностей. Большинство детей называли только 1-2 достопримечательности.
Старшие дошкольники имеют невысокий уровень представлений о знаменитых людях нашей страны, в том числе и об известных писателях и поэтах Беларуси.
Детям нравятся белорусские народные праздники, игры, песни. Вместе с тем достаточные представления о них имеет небольшое число опрошенных детей. Большинство детей смогли назвать только 2-3 народных праздника, народных игры, песни, сказки. Наибольшие трудности в этом блоке вопросов вызвали у детей вопросы о народных ремеслах и инструментах. Ответы на эти вопросы смогли дать единицы.