Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

Появляется Незнайка.

Незнайка. Всем привет! Куда я попал? (В детский сад.) Где на¬ходится ваш детский сад, в какой стране? (В Республике Беларусь.) Я никогда здесь не был. И ещё ничего не успел рассмотреть.

В. Незнайка, наша страна очень красивая, в ней много интересного. И тебе очень повезло, ты попал в наше туристическое агентство! Ребята, прочтите Незнайке, как оно называется. («Беларусь-тур».)

Дети. Мы приглашаем тебя посетить наше туристическое агентство! На стендах ты можешь познакомиться с туристическими картами, рекламными проспектами о нашей стране.

Дети знакомят Незнайку с раз¬нообразными проспектами тури-стических маршрутов по Белару¬си.

В. Что мы можем показать тем, кто интересуется историей? (Ста-ринные замки, народные праздники и др.)

Незнайка. Как можно отдохнуть тем, кто любит спорт? (Можно по-кататься на горных лыжах, лоша¬дях и т.д.)

В. Наше туристическое агент¬ство предлагает интересные экс¬курсии по самым красивым местам белорусской земли. Сейчас юные экскурсоводы расскажут о нашей стране!

Игра «Экскурсовод».

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: использовать в речи образные выражения, рас-пространённые предложения.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появле¬ния слайдов.

Рассказы экскурсоводов. На экра¬не сменяются кадры о белорусской природе, дети рассказывают Не¬знайке об увиденном.

Незнайка. Красивая у вас стра¬на! Хочу пригласить сюда своих друзей из Цветочного города, чтобы попробовать ваши арбузы, кокосы,бананы.

Дети. Что ты, Незнайка! У нас кокосы и бананы не растут.

Незнайка. Ребята, с чего же мне начать знакомство с вашей страной? Я хочу поплавать в реках и озёрах, побывать в ваших лесах, лугах, в Беловежской пуще!

Дети. Мы можем разработать для тебя и твоих друзей специаль¬ный туристический маршрут!

Незнайка. Что такое этот мар¬шрут?

Дети. Незнайка, маршрут — это путь для туриста, который нарисо¬ван на карте. В агентстве есть спе¬циальная карта. Мы обозначим на ней те места, в которых ты хочешь побывать.

Незнайка. Спасибо, ребята! (Звонит мобильный телефон, Не¬знайка отвечает.) Я приземлился один, без друзей, и они беспокоят¬ся! Я должен спешить к ним! А вам оставлю свой электронный адрес для общения. До свидания!

Незнайка уходит.

В. Ребята, поможем Незнайке, разработаем новые маршруты? (Конечно! Мы справимся!) Вспом¬ните, где он хотел побывать? (На реках и озёрах.)

Дидактическая игра «Найди реку, озеро».

Цель: развивать умение нахо¬дить на карте знакомую реку, озеро; соотносить плоскостные изображе¬ния озёр по форме с образцом.

Игровые правила: располагать модель озера на соответствующее место на карте.

Игровые действия: каждый ребёнок первой подгруппы «про¬плывает» по реке в соответствии с названием выбранного кораблика. Вторая подгруппа выбирает по одному изображению озера, на¬ходит его на карте и накладывает модель на изображение озера на карте. Дети показывают, по каким рекам и озёрам будет плавать Не¬знайка.

В. Дети, давайте разделимся на две команды! Одна команда будет путешествовать по рекам, а другая — по озёрам. Ребята первой команды, выберите кораблики. У

каждого кораблика своё название. Покажите, как Незнайка поплывёт по реке с таким же названием.

Ребята второй команды, выбери¬те себе модель озера и найдите его на карте, назовите.

Дети соотносят модель с кон¬турным изображением озера, вы-кладывают главные озёра на общей карте и называют их. Туристиче¬ский маршрут обозначается симво¬лом (фишкой) голубого цвета.

В. У маршрута должно быть название. Придумайте такое на¬звание, чтобы оно понравилось Незнайке. («Синеокая Беларусь», «Чудо-озеро», «Голубые дороги Бе¬ларуси», «Озёрный край», «Голубая волна» и др.) Мне очень понрави¬лись ваши названия, но нам нужно выбрать одно. Давайте маршрут назовём «Синеокая Беларусь». Вам нравится это название? (Да!)

Ребята, о чём ещё просил Не¬знайка? Что хотел попробовать? (Он хотел попробовать арбузы и другие экзотические фрукты.) Мы сможем осуществить его просьбу? (Да, купить в магазине. Нет, они у нас не растут и т.д.)

Чем нам удивить Незнайку, чем можно его угостить? (Мы можем предложить ему белорусскую кар¬тошку, грибочки, ягоды, которых много в наших лесах и т.п.) Ребята, но ведь растениями можно не толь¬ко угощаться, но и любоваться! Как мы можем показать Незнайке кра¬соту нашей родной природы? (Со¬ставить специальный маршрут.) Вспомните, после летнего отдыха вы принесли много фотографий живописных мест. Давайте посмо-трим, как богат наш растительный мир!

Дидактическая игра «Что растёт в Беларуси?».

Цель: упражнять в классифи¬кации растений по месту произ¬растания.

Игровые правила: выбирать только те растения, которые встре¬чаются в Беларуси.

Игровые действия: из общего числа картинок выбрать подходя¬щие и разместить их на карте.

В. Выберите только те фото¬графии, на которых изображены растения нашей страны. Назовите растение и расположите его на кар¬те. Например, ива — это красивое дерево, любит расти возле водоё¬мов. Поэтому я разложу картинки ивы около рек, озёр и т.д.

Дети выбирают из предложен¬ных картинок изображения растений, называют их и раскладывают на карте. Таким образом раскла¬дываются все растения: сосна, ель, дуб, берёза, липа, рябина, клён; ма¬лина, земляника, черника, ежевика; рогоз, ромашка, василёк. Картинки с изображением кактуса, пальмы остаются.

В. Как можно назвать этот марш¬рут? Придумайте такое название, чтобы оно заинтересовало Не¬знайку. («Зелёная страна», «Лес¬ная сказка», «Лесными тропами», «Луговая песня», «Зелёное платье земли», «Чудо рядом», «В гостях у Лесовика», «Наш лес» и др.) (Маршрут обозначается зелёным значком — флажком, фишкой.)

Эти названия тоже все очень красивые! Давайте выберем на¬звание «Зелёная страна». Вы со¬гласны? (Да!)

Мы все просьбы Незнайки вы¬полнили? Где ещё он хотел побы¬вать? (В Беловежской пуще.) Кто из вас там был? Никто? Что же нам делать? Как разработать маршрут для гостя? (Нам надо обязательно побывать там.) Что для этого не¬обходимо взять? Что берут с собой туристы? (Фотоаппарат, видео¬камеру, рюкзак, фонарик, фляжку, бинокль, компас и др.)

Двигательное задание поис¬кового характера.

Дети выходят из зала, идут по коридору, преодолевая по пути препятствия («ручей», «заросли», «кочки», «болото» и др.), вхо¬дят в другую часть музыкального зала, где оформлены макет «Белой вежи», импровизированный лес.

Звучат голоса птиц.

В. Ребята, как вы думаете, куда мы попали? (В Беловежскую пущу.)

Дети обнаруживают плакат с запрещающими знаками.

В. Вы знаете, что это? (Это зна¬ки.) Что они обозначают? (В лесу нельзя рубить деревья, разжигать костры, топтать насекомых, цве¬ты, ягоды и грибы; разрушать гнёз¬да птиц, уносить животных.) Для чего нужны здесь эти знаки? (Они напоминают, что нужно беречь и охранять природу.)

В. Как вы думаете, что это за строение? (Это — Белая вежа.) Вы догадались теперь, почему у пущи такое название — Беловежская? А кто видит животных? Почему они не видны? (Они спрятались в норках, за деревьями, звери боятся людей.)

Как же нам увидеть зверей? (Подняться на башню, посмотреть в бинокль.)

Дети заходят в импровизиро¬ванную башню. Достают бинокли и рассматривают животных.

Дидактическая игра «Узнай и назови животное по его части, следу».

Цель: упражнять в узнавании животного по его видимой части на зашумлённой картинке.

Игровые правила: узнать жи¬вотное или птицу и рассказать, где они спрятались.

Игровые действия: узнавать и называть животное.

В. Как высоко мы стоим! Да, нелегко человеку заметить спря¬тавшихся животных и птиц! Как вы думаете, что может нам помочь разглядеть животных и птиц? (Би¬нокли.) Посмотрите внимательно. Кто узнал животное или птицу, назовите его и скажите, где оно прячется! Например: «Я заметил Медведя! Он прячется за густой елью!»

Дети.

А я вижу белку за густой ли¬ствой!

Я вижу белку, которая прячется в дупле дерева! Заметны только её ушки и лапки! И т.д.

Детям предъявляются изображения животных и птиц, спрятанные за листвой, дере¬вьями и т.п. Они узнают животных по части тела и называют их.

В. Я буду фотографировать этих животных. (Дети выходят из баш¬ни, видят следы.) Ребята, как вы думаете, чьи это следы? (Какого-то зверя.) Как нам узнать, какого? (Пойти по следу.)

Дети по следам заходят за ель и обнаруживают зубра.

В. Ребята, кто это? (Зубр.) Что вы о нём знаете?

Рассказ детей о зубре.

В. Нам пора возвращаться в агентство!

Дидактическая игра «Выбери и разложи».

Цель: стимулировать развитие мышления и ориентировки в про-странстве (на плоскости).

Игровые правила: выбрать толь¬ко ту картинку с изображением животного, которое обозначено на индивидуальной карточке; рас¬положить на карте в соответствии с условным обозначением на кар¬точке.

Игровые действия: узнавать животное на карточке, выбирать из общего числа картинок, расклады¬вать их на карте.

Воспитатель показывает «фо¬тографии» животных.

В. Ребята, как вы думаете, для чего нам понадобятся фотогра¬фии животных? (Чтобы пока¬зать родителям, составить фото¬альбом, организовать выставку, для организации туристического маршрута для Незнайки.) Все эти животные живут только в Бело¬вежской пуще? (Нет, не только, по всей территории Беларуси.) А зубр? (Только в пуще.) Чтобы правильно разместить их на карте туристических маршрутов, надо знать места обитания животных. В этом вам помогут вот эти памятки. Возьмите себе по одной. (Раздаёт схемы-модели «Места обитания животных Беларуси».) Каждый из вас выберет только те фотографии животного, которое обозначено на вашей памятке. Обратите внима¬ние, что располагать фотографии на карте надо так, как обозначено на этой памятке! (Дети размеща¬ют изображения животных на карте.)

Ребята, давайте придумаем на¬звание этому маршруту. Вы помни¬те, что назвать маршрут нужно так, чтобы заинтересовать туристов?

Маршрут обозначается значком «Зубр». Дети придумывают на¬звание маршрута: «Заповедными тропами», «Зубраня», «В гости к Зубру», «Живой музей», «Царь зверей», «Дом животных», «Бело¬вежская страна».

В. Какие необычные названия! Может быть, назовём этот маршрут «Беловежская страна»? Посмотри¬те, ребята, вам нравится наша тури-стическая карта Беларуси? Какая она? (Красивая, весёлая, яркая.) Почему она такой стала? (Потому что мы обозначили на ней маршру¬ты.) Сколько на ней разноцветных красок и интересных маршрутов! Незнайка сможет много узнать о нашей стране. Давайте сфотогра¬фируем карту для него.

Воспитатель «фотографирует» карту с обозначенными маршру-тами.

В. Как же нам сообщить Незнай¬ке о том, что мы уже разработали маршруты? (Послать письмо через Интернет...)

Воспитатель посылает по элек¬тронной почте письмо Незнайке.

В. Ребята, в следующий раз в нашем туристическом агентстве мы будем разрабатывать новые интересные маршруты! Хотите? (Хотим!) А теперь будем ждать Незнайку в гости!

 

МОЯ СЕМЬЯ. РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ

 

Цель:

• формировать представление о семье, составление родословной семьи.

Задачи:

• воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной;

• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

• совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

• вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

• воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.

Оборудование: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Ход занятия

Педагог:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Педагог: Объявление темы. Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья:

Ну а как же бабушка?

Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий

И сестренка моя

Вот и вся у нас семья.

Педагог:  Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? А что написано о семье в словаре Ожегова?

Чтение определения семьи в словаре

Педагог: Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям. Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу?

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Педагог:  У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Педагог: А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра "Подбери признаки"

Педагог: Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

• Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

• Папа - строгий, умный, сильный

Информация о работе Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора