Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

35. Словесная игра «Закончи  предложение»: «Я люблю свою землю, потому что...», «Я хочу пожелать  своему городу...», «Мне хочется  поблагодарить свою Родину за...», «Имена Беларуси» и т.п.

36. Творческое задание (совместно  с родителями):

• изготовить элемент белорусского костюма;

• украсить предмет одежды в белорусском национальном стиле;

• сочинение сказок, стихотворений о родной природе.

37. Рисование: «Ясь i Яніна», «Упрыгожванне адзення», “Кветкі роднай зямлі”.

38. Создание фотогаллереи «Знаменитые люди белорусской земли».

39. Виртуальные экскурсии: «По памятным местам Беларуси», «Туристический поход по заповедным  местам Беларуси».

40. Экскурсии и целевые  прогулки по родному городу  совместно с родителями.

41. Чтение сказок С. Дерябиной  «Быть добру на земле».

42. Экологические игры: «Необычное  путешествие», «Путеше¬ствие в мир природы»

• Выполнение заданий микрогрупп.

• Коллекционирование (фотографии, картинки, художественная литература, фигурки).

• Акция «Мы — спасатели родной природы (памятников)».

• Коллаж «Родная сторона».

• Выставка совместного творчества «Как прекрасна наша земля».

• Презентация видеоматериалов семейных туристических маршрутов.

• Изготовление рекламных проспектов туристических маршрутов

 

 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Задачи

• Формировать ценностные ориентации на нормы и правила жизни в обществе, поведения в природе.

• Формировать осознание своего социального «Я».

• Стимулировать воображение, интерес к исследовательской дея¬тельности, развивать навыки коллективного взаимодействия.

Вызывать чувство гордости за родную страну

Методы и формы организации работы

воспитатели

Анализ проведённой работы в микрогруппах.

Организация выставок, акций.

Оформление тематических уголков.

 Презентация

дети 1. Конкурс стихов, рассказов о родной земле.

2. Праздник «День родной  земли».

3. Игры-викторины: «Как я  знаю свой родной фай», «Славутыя мясціны Беларуси.

4. Оформление выставок: «Цветы  родной земли в одежде белорусов», «Художники о родной природе», «Песняры зямлі беларускай».

5. Творческий вечер с  участием Я. Жабко «Земля распахнута  для добрых дел».

6. Презентация музея «Беларуская хатка», видеоматериалов о родной земле.

7. Демонстрация костюмов, изготовленных родителями и деть¬ми, «Цветы родной земли в одежде Беларуси»

родители • Участие в досугах, развлечениях, акциях.

• Участие в оформлении выставок, посвященных родной земле.

- Оформление и презентация  журнала для родителей «Растём  патриотами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ПО ПРОЕКТУ «КАК ПРЕКРАСНА  И ЧУДЕСНА СТРАНА, ГДЕ МЫЖИВЁМ»

 

Уважаемые родители! Мы очень надеемся, что с вашей помощью ребята узнают много нового и интересного о своей стране, её природе, о городе и его достопримечательностях, об известных людях родной земли. Предлагаем занимательные игры и задания для детей. Мы надеемся, что вы и ваш ребёнок активно включитесь в образова¬тельный процесс. Приглашаем к совместной деятельности!

Беседы с детьми Работа микрогрупп

Тема: «КАРТА РОДИНЫ»

1. Как называется страна, в которой мы живём?

2. С какими странами  граничит Республика Беларусь?

3. Как называются люди, живущие в России? Польше? Литве? Украине?

4. Как называется главный  город нашей страны?

5. Какие белорусские города  тебе известны?

6. Что обозначают тоненькие  синие линии и голубые пятна  на карте нашей страны? (Реки  и озёра.)

7. Какие реки и озёра  ты знаешь?

8. Какой цвет преобладает  на карте нашей страны? (Зелёный.)

9. Что обозначено на  карте зелёным цветом? (Леса, поля, луга.)

10. Какие ты знаешь заповедники  Беларуси? (Березинский запо¬ведник, Беловежская и Налибокская пущи и т.д.)

11. Как одним словом  назвать людей, живущих в Беларуси?

12. Как называют жителей  Минска, Гомеля, Витебска и т.д.?

13. Где в Беларуси добывают  соль? (В Солигорске, Мозыре.) 1. Вместе с ребёнком рассмотрите карту Беларуси, найдите на ней самые крупные города, реки, озёра нашей страны; решите проблемный вопрос: «Почему нашу республику называют синеокой?».

2. Пусть ваш ребёнок  найдёт на карте Беловежскую  пущу, Березинский заповедник, озеро  Нарочь, реку Неман и т.д.

3. Расскажите ребёнку о  странах, которые граничат с нашей  республи¬кой, по возможности рассмотрите  их флаг, герб, национальную одежду. Обратите внимание на наше  сотрудничество с ними.

4. Познакомьте ребёнка с областными центрами (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Могилёв), с их достопримечательностями, культурными центрами, промышленными предприятиями.

5. Расскажите о своих  предках, о месте их жительства.

6. Составьте фотоколлаж  из семейных фотографий «Я  путешествую по стране». Мы будем  рады увидеть его в группе.

7. Поиграйте на досуге  в игры: «Найди Республику Беларусь  на карте мира», «Где я живу?», «Кто где живёт» (в Минске — минчане,...).

8. Воспитывайте гордость  за свою национальную принадлежность, за богатство своей национальной  культуры

 

 

Тема: «МИНСК- - НАША СТОЛИЦА»

1. Как называется город, в котором ты живёшь?

2. Какие улицы ты знаешь? Почему так названы улицы города?

3. Какая река течёт в  городе Минске?

4. Как Минск назывался  раньше?

5. Как можно назвать  людей, живущих в Минске? (Минчане.)

6. Какие минские заводы  ты знаешь? Что на них выпускают?

7. Какие музеи есть в  Минске?

8. Какими сувенирами можно  порадовать гостей нашего города?

9. Как называется площадь  перед вокзалом?

10. В какой театр ты  можешь пригласить своих друзей?

11. Где в Минске находится  площадь Победы? На каком проспекте? Почему на этой площади всегда  горит огонь? Как он называется?

12. Есть ли в Минске  памятники известным писателям? Каким?

13. Кто такой Франциск  Скорина?

14. Как называется главная  улица нашего города? Докажи, что  про¬спект Независимости — самый  красивый.

15. Какие здания находятся  на площади Независимости?

16. Какие площади есть  в нашем городе?

17. Какое место в Минске  тебе нравится больше всего?

18. На какой улице находится  наш детский сад?

19. На какой улице ты  живёшь?

20. Каким ты хочешь увидеть  свой город в будущем? 1. Расскажите ребёнку, как называется город, где он живёт, чем он знаменит.

2. Совершите всей семьёй  экскурсию по родному городу, обратите внимание на главную  улицу города, какие на ней  построены дома, рас¬скажите своему  ребёнку о местных достопримечательностях.

3. Посетите выставки: «Моя  Беларусь», «Мой город».

4. Прочитайте детям легенды  и сказания о Беларуси (В. Липский), сказки на белорусском языке («Умная  дочка», «Мужик и царь», «Пану  наука», «Как Василь змея одолел»).

5. Рассмотрите фотоальбомы  о родном городе, фотографии старинных  построек и сравните их с  новостройками.

6. Нарисуйте рисунки на  тему: «Мой город», «Моя улица», «Город  будущего».

7. Расскажите детям о  промышленных предприятиях города, о про¬дукции, которую они выпускают. Поиграйте в игру «Где что  сделано?» (определение продукции  предприятий города).

8. Вместе с ребёнком  придумайте рекламные плакаты  о продукции про¬мышленных предприятий  города.

9. Посетите с детьми  культурные центры города (цирк, театры, музеи, парки).

10. Воспитывайте у детей  любовь к родному городу, желание  поддержи¬вать порядок в городе

 

 

Тема: «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

1. Почему нашу страну  называют синеокой? (У нас много  красивых рек и озёр.)

2. Какие реки, озёра ты  знаешь? (Неман, Нарочь и др.)

3. Почему лес называют  богатством Беларуси? (В лесах  растут раз¬нообразные растения и водится много зверей и птиц.)

4. Какую пользу приносят  деревья природе и человеку? (Очищают  воздух, сдерживают корнями почву, служат защитой и жильём для  птиц и некоторых животных, являются  строительным материалом.)

5. Какие деревья растут  в Беларуси?

6. Могут ли пальмы расти  в нашей стране?

7. Какие животные живут  в белорусских лесах?

8. Какие животные самые  сильные и большие?

9. Какие птицы живут  на территории нашей республики?

10. Из какого растения  люди делают одежду, скатерти  и т.д. (Лён.)

11. Какие заповедники Беларуси  ты знаешь? Какой из них самый  большой?

12. Как человек заботится  об охране природных богатств  нашей страны? (Редкие и исчезающие  растения и животные занесены  в Красную книгу Республики  Беларусь.)

13. Какие полезные ископаемые  добывают в Беларуси?

14. Где добывают соль? Где  и для чего люди её используют? 1. Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о родной природе.

2. Вместе с ребёнком  рассмотрите карту Беларуси, найдите  на ней самые крупные города, реки, озёра нашей страны; решите  проблемный вопрос: «Почему нашу  республику называют синеокой?»

3. Посетите музеи природы  и экологии Республики Беларусь. Составьте фотоколлаж из семейных  альбомов «Как я дружу с  природой родного фая».

4. По возможности рассмотрите  птиц и животных в природе. В качестве экскурсии посетите  зоопарк.

5. Поиграйте на досуге  в игры: «Кто где живёт?», «Что  где растёт?», «Назови дерево по  его листочку», «Назови животное  по его движению».

6. Загадайте загадки о  растениях и животных Беларуси.

7. Посетите заповедники (Березинский  заповедник, Беловежская пуща).

8. Расскажите ребёнку о  Красной книге Республики Беларусь, рассмо¬трите иллюстрации растений  и животных, занесённых в неё.

9. Воспитывайте любовь  и интерес к родной природе, желание принять активное участие  в её охране

 

 

Тема: «ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НАШЕЙ СТРАНЫ»

1. Кто такой Франциск  Скорина?

2. Что ты знаешь об  истории книгопечатания?

3. Кто такой Янка Купала? Когда он родился и где?

4. О чём писал поэт?

5. Как относился поэт  к родной природе?

6. Какие стихи Янки Купалы  ты знаешь?

7. Прочитай наизусть отрывки  из этих стихов.

8. Как в наше время  люди хранят память о Я. Купале? (В парке находится памятник  поэту, названа станция метро, присвоено  имя театру.)

9. Кто такой Якуб Колас?

10. Когда и где он  родился?

11. Какие стихи Я. Коласа  ты знаешь? Прочитай их наизусть.

12. Что находится на  площади Я. Коласа? (Памятник поэту  и скульп¬туры, герои его произведений.)

13. Что бы ты рассказал  зарубежным гостям об известных  людях нашей страны? 1. Поговорите с детьми о великих людях белорусской земли.

2. Совершите всей семьёй  экскурсию в парк и музей  Я. Купалы, рассмо¬трите памятник 

Я. Купале (скульпторы А. Аникейчик,

Л. Гумилевский,

А. Заспицкий).

3. Прочитайте детям рассказы, сказки белорусских писателей.

4. Предложите ребёнку нарисовать  рисунок по прочитанным произве¬дениям.

5. Рассмотрите фотографии, иллюстрации Национального художествен¬ного  музея.

6. Разучите белорусские  народные поговорки, потешки, скороговорки (о дружбе, трудолюбии).

7. Расскажите о своей  фамилии ребёнку, откуда она берёт  истоки.

8. Выучите стихи известных  белорусских поэтов.

9. Расскажите детям о  первом белорусском первопечатнике  Франциске Скорине.

10. Поговорите о том, как  пришла к нам книга.

11. Во время прогулки  по городу обратите внимание  на то, что многие улицы, проспекты, площади, парки, скверы названы в  честь известных людей нашей  страны

Тема: «СИМВОЛИКА БЕЛАРУСИ»

1. Какие символы есть  у каждого государства?

2. Что изображено на  гербе Республики Беларусь? (Границы  на¬шего государства, лучи восходящего  солнца, земной шар, обвитые красно-зелёной  лентой снопы колосьев, в которые  вплетены цветы льна и клевера, красная звёздочка.)

3. Что обозначает каждое  изображение?

4. Где можно увидеть  герб? (На очень важных документах, паспор¬тах, на зданиях правительственных  и государственных учрежде¬ний.)

5. Сколько цветов имеет  белорусский флаг? (Три — фасный, зелёный, белый.)

6. Что символизирует каждый  цвет на нашем флаге?

7. Из каких геометрических  фигур выполнен орнамент на  нашем флаге? (Ромбы большие и  маленькие.)

8. Где можно увидеть  такой орнамент? (На одежде, посуде  и др.)

9. Как называется главная  мелодия нашей страны? (Гимн.)

10. Как нужно слушать  гимн своей страны? (Стоя.) 1. Вместе с ребёнком рассмотрите изображение герба Республики Беларусь. Пусть он расскажет, что нарисовано на гербе.

2. Объясните, что всё, нарисованное  на гербе, имеет своё значение. Расскажите детям, что обозначает  венок из колосьев, лён, клевер  и т.д.

3. Предложите ребёнку сравнить  гербы Беларуси и других стран.

4. Рассмотрите флаг нашей  республики или его изображение, обратите внимание на цвета  флага и на белорусский орнамент. Объясните смысл каждого цвета  на флаге.

5. Спросите, где ещё можно  увидеть белорусский орнамент (на  одежде, посуде, фасадах домов).

6. Поговорите о героическом  прошлом Беларуси.

7. Послушайте запись Государственного  гимна Республики Беларусь. Объясните, что это главная мелодия нашей  страны.

8. Поиграйте в игры: «Найди  наш герб», «Найди флаг Республики  Беларусь».

9. Воспитывайте уважение  к символам страны, гордость за  неё, любовь и преданность своему  народу

Информация о работе Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора