Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

Старшие дошкольники знают, сколько человек в их семье, могут назвать, как зовут их пап и мам, рассказать об их профессиях. Вместе с тем полные имена бабушек и дедушек ряд дошкольников назвать затруднились. Не все дети смогли что-либо рассказать о своих бабушках и дедушках, кроме того, что они самые замечательные и что они их любят.

Итак, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по расширению представлений дошкольников о родном крае.

 

2.2 Методика использования  метода проектов в формировании  представлений дошкольников о  родном крае 

 

Личностно-ориентированная дидактика предполагает реализацию ряда стратегических принципов, которые учитывались при орга¬низации детской деятельности с использованием метода проектов:

1. Принципы синтеза интеллекта, аффекта и действия. Три¬единство знаний, чувств и деятельности в образовательном процессе лежит не только в основе формирования у детей представлений об окружающем, но и составляет основу воспитания его отношения к предмету познания.

2. Принцип вариативности  моделей познавательной деятель¬ности. Каждый ребенок имеет право познавать то, что его привле¬кает, через самые разнообразные виды деятельности.

3. Принцип развития самоценных  форм активности. Ребенок имеет  возможность познавать мир через  те виды деятельности, которые  для него наиболее привлекательны.

4. Принцип общего психологического  пространства. В орга¬низации познавательной деятельности важно, чтобы совпадали пси¬хологические пространства ребенка и педагога. Это значит, что задачи у педагога и ребенка общие, и решаются они обеими сторо¬нами с одинаковой степенью заинтересованности. Педагог под¬бирает проблемные ситуации, которые близки и интересны ребен¬ку и использует такие способы познания, где он и ребенок могли бы взаимодействовать (диалоги, совместные наблюдения, игры, труд и                     т. д.).

5. Принцип игрового познания. Использование игры как веду¬щего вида деятельности ребенка дошкольного возраста помогает ему познавать мир [21].

Работа по проекту проводилась на специально организованных обучающих занятиях, а также в блоке сотворчества (2-я половина дня), в самостоятельной игровой и исследовательской деятельно¬сти детей. Осуществлялась интеграция занятий познавательного и художествен¬ного циклов, занятий изобразительной деятельностью, музыкально-театраль¬ным творчеством и т.д., что органично вписывается в общую воспитательно-образовательную систему детского сада.

Работа над проектом осуществлялась в тесном сотрудничестве педагога и ребенка. Педагогом сотрудни¬чество продумывается и планируется. Детям предлагается свобода выбора, но стимулируется выбор материала, более значимого для воспитательно-образова¬тельного процесса учреждения дошкольного образования. В учебном сотрудничестве мы старались увлечь ребенка, со¬здать положительную мотивацию изуче¬ния родного края. При этом намечались та¬кие цели и ставились такие задачи, дости¬жение и решение которых происходило как бы по инициативе самого ребенка. И, конечно, эффективное сотрудниче¬ство с ребенком невозможно без любви к нему, без доверия и уважения. Мудрый руководитель — тот, кто не только со¬здает условия для развития вербального, игрового, творческого общения, но и поощряет доброжелательные отноше¬ния между детьми в процессе совмест-ной деятельности. Педагог оценивал сам и учил оценивать детей не только результат, но и процесс достижения ре¬зультата.

Учитывая разные интересы, наклон¬ности, способности детей, мы стремились реализовывать дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку проявить себя с хорошей стороны. Это обеспечи¬вает индивидуализацию обучения и вос¬питания не только в проектной деятельности, но и в педагогическом процессе вообще.

В проекте по ознакомлению с родным краем с детьми  целесообразно использовались разнообразные формы и методы работы:

• экскурсии;

• целевые прогулки;

• беседы;

• наблюдения;

• эксперименты;

• моделирование;

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• занятия (ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, аппликация, конструирование);

• досуги и развлечения;

• выставки;

• анкетирование;

• акции;

• выставки работ.

Этапы реализации проекта:

I этап -  подготовительный:

- подбор специальной тематической  и художественной литературы  о родном крае, систематизация  материала;

- составление перспективного  плана работы с детьми и  родителями с учетом разнообразия  форм и методов работы.

II этап – организационный:

- реализация проекта на  базе старшей группы № 1 «Фантазеры».

III этап – итоговый.

В группе был создан мини-музей «Уголок крестьянской хаты», который пополнялся экспонатами при участии детей и родителей. Были разработаны игры краеведческого содержания: «Обустрой избу», «История вещей, что сначала, что потом», «Одень Василинку», «Найди по плану». Были оформлены альбомы с рисунками и рассказами детей о родном городе «Мы – минчане», «Наша Родина – город Минск», «Бабушкины сказки». Дети принимали активное участие в создании Книги детского сада  «Мой родной Минск», как могу я тобой не гордиться», фотовыставки «Достопримечательности города Минска» и «Хорошие страны вдали за морями, а самая лучшая рядышком с нами», фотоальбомы «Где мы были, вам расскажем» и «В нашем садике родном весело живем». Работал кружок «Юные краеведы».

По окончании опытной работы была проведена повторная диагностика уровня развития представлений старших дошкольников о родном крае. Ее результаты наглядно отражены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Уровень представлений дошкольников о родном крае

группы Уровень представлений дошкольников о родном крае, %

высокий средний низкий

констат.  контрольн.  констат.  контрольн.  констат.  контрольн.

контрольная 8 12 56 60 36 28

эксперимен

тальная 4 36 56 60 40 4

Рисунок 2.2 - Уровень представлений дошкольников о родном крае

Из данных, приведенных в таблице 2.2 и на рисунке 2.2, видно, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, значительно повысился уровень представлений старших дошкольников о родном крае, что свидетельствует об эффективности проведенной экспериментальной работы.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности дает возможность с раннего детства формировать высоконравственную личность, истинного патриота своей Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе выявлен потенциал метода проектов в социально-нравственном  воспитании дошкольников.

Социально-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом социально-нравственных ценностей; выработка им социально-нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно социально-нравственным принципам и нормам, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста составляют воспитание гуманности, воспитание нравственно-волевых качеств характера, воспитание коллективизма, воспитание культуры поведения, формирование представлений о безопасности жизнедеятельности, трудовое воспитание, воспитание начал патриотизма и гражданственности. Учитывая реальную многоплановость и сложность процесса социально-нравственного воспитания ребенка, в курсовой работе рассмотрен такой аспект социально-нравственного воспитания, как воспитание начал патриотизма, а именно формирование представлений о родном крае.

Метод проектов – педагогическая технология, предполагающая построение процесса познания вокруг отдельной, представляющей личный интерес для ребенка проблемной ситуа¬ции и поддержание его в активном совместном со взрослым или самостоятельном поиске ее решения.

Метод проектов — не самоцель, не очередная модная новинка. Это проверенная временем технология развития познавательной активности ребенка, его самостоятельности, умения работать в команде и ценностного отношения к познанию. В проектах с социально-нравственным содержанием крайне важным являет¬ся воспитательный аспект. Реализация проектного метода в процессе содержательно насыщенного педагогического процесса обеспечивает взаимодействие, стимулирование для развития сил и потенциальных возможностей и способностей дошкольников, превращение их задатков в способности, овладение собственным опытом, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Интегриро¬ванный подход к работе по методу про¬ектов предусматривает совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игро-вую деятельность детей-партнеров, име¬ющую общую цель, согласованные мето¬ды, способы деятельности и направлен¬ную на достижение общего результата при решении какой-либо проблемы, зна¬чимой для участников проекта. Благода¬ря данному подходу воспитательно-обра¬зовательный процесс в учреждении дошкольного образования находится в динамике, повышаются компетентность педагогического коллектива и качество образования, а главное — всесторонне развиваются дошкольники.

Принципы реализации метода проектов в социально-нравственном воспитании дошкольников: принципы синтеза интеллекта, аффекта и действия; принцип вариативности моделей познавательной деятель¬ности; принцип развития самоценных форм активности; принцип общего психологического пространства; принцип игрового познания.

Работа по проекту проводится на специально организованных обучающих занятиях, а также в блоке сотворчества (2-я половина дня), в самостоятельной игровой и исследовательской деятельно¬сти детей. Осуществляется интеграция занятий познавательного и художествен¬ного циклов, занятий изобразительной деятельностью, музыкально-театраль¬ным творчеством и т.д., что органично вписывается в общую воспитательно-образовательную систему детского сада. Учитывая разные интересы, наклон-ности, способности детей, необходимо осуществлять дифференцированный подход, что позволяет каждому ребенку проявить себя с хорошей стороны. Это обеспечи¬вает индивидуализацию обучения и вос¬питания не только в проектной деятель¬ности, но и в педагогическом процессе вообще. Наиболее подходящими для старших дошкольников  с учетом особенностей этой возрастной ступени могут быть исследователь¬ские, сказочные и игровые проекты.

Результаты проведенного экспериментального исследования показывают, что целенаправленная и систематическая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности дает возможность с раннего детства формировать высоконравственную личность, истинного патриота своей Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азаров, Ю. Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания Ю. Ж. Азаров // Воспитание школьников. – 2008 - №6. - С. 3–11.

2. Блохин, Н. А. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – Росто-на-Дону, 2005. – 24 с.

3. Бесова, М. А. Воспитываем патриотов: пособие для учителей начальных классов / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. - Мозырь: Белый Ветер, 2008. –                     135  с.

4. Варанецкая, Л. М. Нацыянальная культура ў сістэме фарміравання нацыянальнай самасвядомасці асобы / Л. М. Варанецкая // Фарміраванне асобы студэнта і школьніка на аснове духоўных каштоўнасцей грамадства. -- Мн., 1996. – С. 44-47

5. Гузеев, В.В Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев . - М.: Народное образование, 2001. - Гл. 9. - С. 194 -207.

6. Дубініна, Д. М. Культура Беларусі ў казках і паданнях: этнакультурная адукацыя дашкольнікаў: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Дз. М. Дубініна, Дз. Ул. Дубінін. - Мінск: Зорны верасень, 2008. – 117 c.

7. Дубініна, Д. М. Свет вакол мяне: вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў, кіраўнікоў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі, з беларускай мовай навучання / Дз.М.Дубініна. - Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2006. – 111  с.

8. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика-Пресс, 2002. - 221 с.

9. Кармалинцева, И. В. Идеальный образ человека и его роль в вос-питании и образовании / И. В. Кармалинцева // Проблемы интеграции в современном образовании : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2001. С. 256-263.

10. Князева, О. Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие де-тей от 3 до 6 лет : учеб.-метод, пособие / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М., 2004.

11. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С. А. Козлова.  – М., 1988. – 152 с.

12. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. – М., 2002

13. Комарова, И., Ершова, Н. Формирование социально-нравственных ценностей у дошкольников. – Мозырь, 2010

14. Комратова, Н. Социально-нравственное воспитание / Н. Комратова. – М., 2005

15. Космачева, Н. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников / Н. В. Космачева. – Рязань, 2009

16. Кочергина, В. Н. Интегрированный подход к работе по методу проектов в воспитании дошкольников / В. Н. Кочергина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития и лечебная педагогика. - 2007. - № 6. - С.36-43

17. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников / И. Ф. Мулько. – М., 2004. – 220 с.

18. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 30 с.

19. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова.  – Мн.: Народная асвета, 1991. – 110 с.

20. Патракова, А. В. Выхаванне патрыятызму сродкамі літаратуры і мастацтва  / А. В. Патракова // Адукацыя выхаванне. – 2003. - №4. - С. 8-14

21. Петрикевич, А.А. Метод проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольников / А.А. Петрикевич. - Мозырь: Белый ветер, 2008.

22. Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике: на основе сравнительного анализа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2007. –                20 с.

23. Пралеска. Базисная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 320 с.

24. Рамановіч, Г. Г. Выхаванне духоỹнасці і патрыятызму ỹ сучасных  умовах  / Г. Г. Рамановіч // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2001,   № 6. – С. 6

25. Система патриотического воспитания младших школьников: пособие / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка". - Минск: БГПУ, 2008. – 54  c.

Информация о работе Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора