Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

26. Снапкоўская, С. В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі: вучэб.-метад. дапам. / С. В. Снапкоўская. – Мінск : БДПУ, 2006. – 308 с.

27. Ушакова, З. П. Истоки патриотизма --  в семье / З. П. Ушакова // Праблемы выхавання. – 2005, № 2. – С. 37-38

28. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Нац. инст. образования, 2012.– 433 с.

29. Я ― гражданин Республики Беларусь / [Г. А. Василевич и др.]. - Минск: Пачатковая школа, 2010. – 287  с.

30. Ясева, Н. Ю. Воспитание основ патриотического чувства дошкольников / Н.Ю. Ясева.  – Могилев, 2000. - 53 c.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа с детьми

Цель: выявить конкретные представления детей о своем родном крае.

1 Закончи предложение

Место, где человек родился и вырос, — ... Люди, которые родились в Беларуси, — ... Наша Родина — ... Столица Беларуси — город... У каждой страны есть свои государственные символы, это...

2. Почему на нашем гербе  изображены цветки клевера и  льна и колосья пшеницы?

3 Какие еще растения Беларуси ты знаешь?

4  Какая птица является символом Беларуси?

5 Каких еще птиц, которые обитают в Беларуси, ты знаешь?

6 Какое животное является символом Беларуси?

7 Каких еще животных Беларуси ты знаешь?

8  Какие заповедники и заказники Беларуси ты знаешь?

9 Как нужно вести себя в лесу? Возле водоема?

10 В каком городе ты живешь? Любишь ли ты родной город?

11 Как называется улица, на которой находится твой детский сад?

12 На какой улице живешь ты?

13  Каких известных людей Беларуси ты знаешь?

14 Как называется столица нашей Родины?

15 Какие достопримечательности в Минске ты знаешь?

16. Какие памятные места  нашей страны ты знаешь?

17  Какие народные праздники ты знаешь? Нравятся ли они тебе?

18 Какие народные игры ты знаешь? Играешь ли ты в белорусские народные игры? Нравятся ли они тебе?

19 Какие народные песни ты знаешь? Поешь ли ты белорусские народные песни? Нравятся ли они тебе?

20Какими ремеслами занимались  наши предки?

21 Назови белорусские народные инструменты?

22 Какие белорусские народные сказки ты знаешь? Нравятся ли они тебе?

23 Назови самых известных белорусских поэтов и писателей.

24 Часть твоей малой  родины - твоя семья. Это самые  близкие люди: мама, папа, братья  и сестры, бабушки и дедушки. Сколько  человек в твоей семье? Расскажи  о своей семье.

25 Где  работает  мама,  папа,  кем   они  работают?  Какие     еще профессии в нашем городе ты знаешь?

26 Продолжи предложения:

Мамину маму зовут........ Маминого папу зовут....... Папину маму зовут......... Папиного папу зовут...........

Что ты можешь рассказать о своих бабушках и дедушках?

27 Методика «Ромашка». На лепестках ромашки написаны слова: ответственность, честность, трудолюбие, дисциплина, милосердие, ува¬жение, любовь к Родине.  Детям предлагается поочередно оторвать листок ромашки и раскрыть суть понятия.

28 Продолжи предложение: я люблю свою страну, потому что….

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРОЕКТ «КАК ПРЕКРАСНА И ЧУДЕСНА СТРАНА, ГДЕ МЫ ЖИВЁМ»

Тип проекта: исследовательский.

Цель: воспитывать ценностное отношение к родной земле.

Проблема: становление Республики Беларусь как демократического государства требует новых подхо¬дов к воспитанию подрастающего поколения, форми¬рованию у него патриотизма, активной гражданской позиции, ценностного отношения ко всему окружаю¬щему. Родная земля — это то, к чему человек не может относиться безразлично. Это то окружение, в котором он живёт, где он, как личность, может гармонично раз¬виваться.

В современных условиях необходимо предоставить ребёнку возможность почувствовать себя неотъемле¬мой частью прекрасной земли, чудесного народа и с гордостью сказать: «Я — белорус!».

Предполагаемый результат:

у детей сформированы представления о Бела¬руси, позитивные чувства, интерес к жизни Родины, к ценностям народа; чувство любви к родной земле;

дети проявляют эмоциональную отзывчивость на общественные события, происходящие в родном городе, стране; умеют проявлять чувство любви и при¬вязанности к родному краю;

дети проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества; осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, к окружающему миру;

желание участвовать в общественно значимых мероприятиях, проводимых в стране;

создание современного наглядно-информационного материала по ознакомлению с родной страной.

Методы проекта:

• экскурсии;

• целевые прогулки; беседы;

• наблюдения;

• эксперименты;

• моделирование;

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• занятия (ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, аппликация, конструирование);

• досуги и развлечения;

• выставки;

• анкетирование;

• акции;

• выставки работ.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научно-методическое:

Александровіч, Р.А. Зямля з блакітнымі вачыма: дапаможнік для педагогаў дашкольных устаноў / Р.А. Александровіч і інш. — Мн., 2001.

Варанецкая, Л.М. Выхоўваем грамадзяніна: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, І.Л. Ждан. — Мн.: Зорны верасень, 2008.

Гаруновіч, Л.Б. Крыніцы жывапісу: пра мастакоў і мастацтва / Л.Б. Гаруновіч, Д.А. Бессараб. — Мн.: Зорны верасень, 2006.

Ладутько, Л.К., Шкляр, СВ. Ребёнок познаёт мир и себя. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2002.

Ладутько, Л.К., Шкляр, СВ. Ребёнок познаёт мир природы.— Мн.: УП «Технопринт», 2005.

Ладутько, Л.К., Шкляр, СВ. Ребёнок познаёт ру¬котворный мир. — Мн.: Зорны верасень, 2008.

Марціновіч, Л.С. Сцяжынка / Л.С. Марціновіч. — Мн., 1994.

Мой край завецца Беларуссю: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне да-школьнай адукацыі / аўт.-укл. А.І. Красіла. — Мазыр, 2004.

Мой родны кут...: зб. метадычных матэрыялаў па патрыятычным выхаванні дзяцей дашк. узросту: у 2 ч. / склад. В.В. Мініна. — Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2007.

На мове бацькоўскай зямлі: дапаможнік для педагогаў дашкольных устаноў / аўт.-уклад. А.І. Красіла. — Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2003.

Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образова¬ния. - Мозырь, 2008.

Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько (и др.). - Мн., 2007.

Праменьчыкі выхавання патрыятызму: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыман-не дашкольнай адукацыі: у 2 ч. / склад. В.С. Красюк, М.М. Сцяпанчанка, К.В. ІПавяленка. — Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2009.

Спадчына маёй краіны: матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі: у 2 ч. / склад. І.К. Грышкевіч. — 2-е выд. — Мазыр, 2006.

Шылько, Т.М. 3 роднай мовай па Беларусі / Т.М. Шылько. - Мн., 2002.

 

Материально-техническое:

• дидактические игры;

• рекламные проспекты, визитки туристических бюро;

• фотоальбомы, буклеты, книги, открытки о родной стране;

• видеоматериалы, презентации на тему «Моя Бе¬ларусь»;

• компьютер, мультимедийная техника.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

Задачи

Содействовать осознанию каждым ребёнком своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом.

Развивать умение наблюдать, выделять характерные признаки природы родного края, классифицировать их, умение проявлять сочувствие, содействие, признательность.

Стимулировать развитие интереса к изучению истории, культуры Беларуси

Методы и формы организации работы

воспитатели • Изучение необходимой литературы.

• Планирование проекта.

- Подбор методов и приёмов.

• Подготовка оборудования.

• Оформление выставок.

• Планирование микрогрупп.

• Разработка тематических заданий для работы микрогрупп

дети

родители • Рассматривание глобуса, карт, фотоиллюстраций, беседы.

• Формирование микрогрупп.

• Рассматривание фотоальбомов «Из истории Беларуси».

• Распределение заданий по микрогруппам: изучение проблем «Почему Беларусь называют синеокой?», «Почему аист и зубр являются символами Беларуси?», «Кветка Радзімы — васілёк», «Богатая история белорусской земли», «Беларуская скарбонка» (игры, традиции, промыслы), «Беларусь — земля талантливых людей».

• Дидактическая игра «Что и где?» (исторические места Бела¬руси, какие птицы и животные обитают на территории Беларуси).

• Рассказ воспитателя «Моя Родина — Беларусь».

• Познавательные беседы: «Чаму наша краша называецца Беларусь?», «Браты».

• Художественная литература: В. Короткевич «Родная зямля», разучивание стихотворений Я. Коласа, Р. Александрович «Зям¬ля з блакітнымі вачама, В. Витка «Памяць зямлі, белорусские легенды (в сб. А. Красила «Мой край завецца Беларуссю»).

• Этическая беседа «Послание земли» (почему надо беречь свою землю).

• Экскурсии, целевые прогулки по близлежащей улице, по городу, в ближайшее природное окружение.

• Акция «Берегиня».

• Практическая деятельность (рисование, аппликация, кон¬струирование): изготовление модели (карты) Беларуси

• Беседы с детьми о родной земле.

Совместные экскурсии по родной стране.

Сбор наглядного материала о Беларуси.

Чтение детям художественной литературы о родной земле.

 Акция «Берегиня»

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП (ОСНОВНОЙ)

 

Задачи

Вызвать интерес к окружающему миру, уточнить представления об особенностях родного края.

Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды.

Формировать стремление сохранять и приумножать прекрасное и ценное в окружающем мире.

Формировать умение сотрудничать со сверстниками, с родите¬лями, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности

• Обогащать речь дошкольников произведениями белорусского фольклора, литературных произведений белорусских авторов.

• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, к окружаю¬щему миру.

• Поощрять стремление принимать участие в мероприятиях, прини¬мать на себя посильные поручения и добросовестно их выполнять

Методы и формы организации работы

воспитатели

• Анализ проведённой работы.

• Изучение полученных детьми знаний и умений.

• Организация работы микрогрупп.

• Оформление календаря наблюдений по проекту

дети 1. Решение поисковой задачи (по микрогруппам):

• «Почему Беларусь называют синеокой?» (Реки и озёра.)

• «Почему Беларусь называют «Белая Русь»?»

- «Почему аист и зубр  являются символами Беларуси?» (Жи¬вотный мир Беларуси.)

• «Кветка Радз1мы — вастёк» (Растительный мир.)

• «Богатая история белорусской земли» (Замки, памятники истории.)

• «Беларуская скарбонка» (Игры, традиции, промыслы.)

• «Беларусь — земля талантливых людей» (Ф. Скорина, Евфросиния Полоцкая и др.)

• «Боевое прошлое» (Исторические и военные памятники.)

• «Минск — столица Беларуси». (Достопримечательности города.)

2. Творческое задание: придумать  название микрогруппам («Го¬лубая страна», «Юные историки», «Зубрёнок», «Василёк» и т.д.)

3. Наблюдение «Чем богата  наша земля?».

4. Творческое задание: составление  речёвок, рифмовок, девизов.

5. Дидактические игры: «Кто  где живёт?», «Что где растёт?», «Почтальон», «Что сначала? Что потом?». (Изделия из льна.)

6. Экскурсия в туристическое  агентство.

7. Организация туристического  агентства «Беларусь-тур».

8. Творческое задание: визитная  карточка туристического агентства.

9. Разработка туристических  маршрутов.

10. Изготовление рекламных  буклетов по всем туристическим  маршрутам.

11. Изготовление картографических  моделей (растительный мир, животный  мир, памятники, города).

12. Познавательная беседа  «Экологические проблемы родного  фая».

13. Словесные игры: «Экскурсовод», «Где мы были, мы рас¬скажем» и др.

14. Сюжетно-ролевые игры: «Туристическое  бюро», «Экскурсо¬воды», «Мы — юные спасатели».

15. Подвижные игры: «Прела  — горела», «Лянок», «Проса», «Крумкач», «Воук».

16. Путешествие по краеведческому (виртуальному) музею, музею природы.

17. Трудовые поручения: «Уборка  двора», «Посадка деревьев, цветочной  рассады», «Изготовление кормушек».

 

дети 18. Рассматривание иллюстраций трудового процесса изготов¬ления одежды из льна.

19. Рассматривание образцов  различных видов белорусских  игрушек (глиняные, соломенные, деревянные и др.).

20. Конструирование: национальная  игрушка, одежда.

21. Конструирование элементов  костюмов для туристического  агентства.

22. Этюды-имитации, психогимнастика: «Представь себя ру¬чьём (озером, деревом, цветком, аистом, зубром и т.д.)».

23. Ручной труд: элементы  белорусской одежды, изготовление  белорусских сувениров.

24. Изготовление скворечников, кормушек, памяток, плакатов, альбомов  и т.д.

25. Составление описательных  рассказов: «Художники о красо¬те родной земли», «Птицы Беларуси», «Растения Беларуси», «Цветы родной земли».

26. Чтение художественной  литературы: белорусские легенды, стихотворения  о Беларуси, «Беларуси арнамент»,

 А. Краста «На мове бацькоускай зямлі, Я. Жабко «Посмотрели мы в окно», У. Ліпскi «Гісторыя», «Вёскі», «Вобласць, «Мова», «Гарады» и др.

родители 27. Акция «Мы — спасатели родной природы (памятников)».

28. Опыты с землёй, водой, воздухом, растениями.

29. Составление описательного  рассказа «По родному фаю».

30. Решение практической  задачи «Как мы можем помочь  в охране природы?».

31. Изготовление схем-моделей  различных памяток, охранных знаков, макетов, карт и т.п.

32. Акции: «Берегите муравьев», «Берегите воду!», организация выставки  народных промыслов Беларуси (фотосессия).

33. Оформление альбомов: «О  родной земле», «Птицы Бела¬руси».

34. Организация фотостенда «Как я путешествую по родному краю».

Информация о работе Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора