Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

Тема: «СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ»

1. Кто такие Евфросиния Полоцкая, Кирила Туровский, Н. Гастелло, К. Заслонов?

2. Что ты знаешь об  их участии в истории страны?

3. Откуда взялись и где  жили наши предки, чем занимались?

4. Какие древние города  нашей земли ты знаешь? Какие  легенды о них тебе известны?

5. Какие праздники отмечают  в нашей стране в честь героев? (День Независимости, День Победы.)

6. Как в наше время  люди хранят память о славной  истории земли белорусской? (Именами  героев названы улицы городов, станции метро; созданы памятники, музеи.)

7. Где находится Брестская  крепость? Что ты знаешь о ней?

8. Что находится на площади  Победы? (Монумент Победы.)

9. Что бы ты рассказал  зарубежным гостям об истории  нашей страны? 1. Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии об истории родной страны.

2. Вместе с ребёнком  рассмотрите карту Беларуси, найдите  на ней самые известные города  нашей земли; решите проблемный  вопрос «Почему нашу республику  называют Белой Русью?»

3. Посетите музей истории.

4. Составьте фотоколлаж  из семейных фотографий «Мои  путешествия по родной земле».

5. По возможности рассмотрите на фотоиллюстрациях архитектурные памятники (Софийский собор в Полоцке, дворцово-замковые комплексы в Несвиже и Мире, Троицкое предместье, Костёл Святых Сымона

и Алены и др.).

6. Поиграйте на досуге  в игры: «Что где находится?», «Назови  памятник по расположению».

7. Прочитайте детям легенды  о городах, поселениях белорусов.

8. Посетите Троицкое предместье, другие места в городе и  за его пределами, связанные с  историей белорусского государства.

9. Расскажите ребёнку о  памятных местах, достопримечательностях  нашего города, рассмотрите иллюстрации.

10. Воспитывайте любовь  и интерес к родной земле, городу, желание при¬нять активное участие  в приумножении красоты и богатства  родной земли

 

 

Тема: «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»

1. Какие народные праздники  и обычаи ты знаешь?

2. Из каких элементов  состоит белорусский орнамент? Где  исполь¬зуется орнамент?

3. Назови культурные центры  нашей республики. (Государственный  цирк, театры, музеи.)

4. Какие национальные блюда  тебе нравятся? Из чего они  готовят¬ся?

5. Назови изделия белорусских  народных мастеров. 1. Расскажите ребёнку о принадлежности каждого человека к опреде¬лённой национальности, чем знаменит белорусский народ (доброта, трудолюбие, толерантность), как жили и чем занимались наши предки.

2. Совершите всей семьёй  экскурсию в этнографические  деревни Дудутки, Строчицу. Расскажите  об особенностях национальной  культуры

и быта белорусского народа.

3. Посетите выставку «Белорусский кирмаш».

6. Какие легенды и сказания  о белорусской земле ты знаешь?

7. Что такое музей? Какие  бывают музеи? 4. Прочитайте детям легенды и сказания о Беларуси, об основании не¬которых городов (В. Липский), сказки на белорусском языке.

5. Рассмотрите фотоальбомы  о родном городе, фотографии старинных  построек и сравните их с  новостройками.

6. Нарисуйте рисунки на  темы: «Белорусский народный костюм», «Наши праздники», «Белорусские  народные игрушки, сувениры»

7. Расскажите детям о  народных промыслах, о городах  и продукции, которые они выпускают.

8. Вместе с ребёнком  придумайте рекламные плакаты  о продукции на¬родных умельцев.

9. Поиграйте в игру «Где  что сделано?». Познакомьте ребёнка  с народ¬ными играми: «Юрочка», «Кошки-мышки».

10. Посетите с детьми  культурные центры нашей республики (цирк, театры, музеи, парки).

11. Воспитывайте у детей  любовь к родным традициям. Объясните  ребёнку значение народных праздников  и обрядов (Дожинки, Купалье, Коляды  и др.) в жизни народа. Активно  привлекайте ребёнка к под¬готовке  семейных торжеств (печь блины, украшать  дом, изготавливать открытки, сувениры  и др.).

12. Оформите альбом, видеопрезентацию  «Мы — на празднике»

 

 

Тема: «СЛАВНОЕ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»

1. Какие памятники героям  войны ты знаешь?

2. Где они находятся?

3. Почему город Минск  и Брестская крепость называются  героями?

4. Какие традиции ты  знаешь, которые связаны с героическим  про¬шлым? (Возложение цветов к  памятникам, чествование ветеранов, салюты Победы и др.) 1. Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги о героическом прошлом родной земли.

2. Рассмотрите карту Беларуси, найдите на ней Брестскую крепость, Курган Славы, другие места боевой  славы. Решите проблемный вопрос  «Почему нашу республику называют  героической, а город Минск

и Брестскую крепость — героями?».

3. Посетите Музей истории  Великой Отечественной войны.

4. Составьте фотоколлаж, газету, журнал из семейных альбомов  «Слав¬ные традиции моей семьи», расскажите о традициях своей  семьи.

5. По возможности посетите  или рассмотрите на фото памятники  войны (Площадь Победы, Курган Славы, Хатынь, Линию Сталина и др.).

6. Поиграйте в игры: «Что  где находится?», «Назови памятник  по рас¬положению».

7. Прочитайте детям рассказы  о подвиге белорусского народа  в годы войны.

8. Воспитывайте интерес  к героическому прошлому родной  земли, желание принять активное  участие в приумножении красоты  и богатства родной земли

 

 

 

БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ РОДИНА

 

Цель:

• познакомить с понятием большой и малой Родины.

Задачи:

• расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края;

• закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем Минска;

• развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;

• развивать память, сообразительность, находчивость;

• воспитывать интерес к родному городу;

• вызвать желание помочь окружающим, близким людям;

• прививать уважение к традициям и обычаям Родины (малой и большой);

• продолжать воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Оборудование: «ковер-самолет», костер (муляж), игрушки животных, сундук, атрибуты к костюму бабушки, атрибуты для изображения белорусского пейзажа.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на занятии. На занятиях мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет.

Итак, слово “родная”. Сыграем в нашу любимую игру “Подбери словечко”. Придумайте к слову “родная”, “родной” подходящее слово. Вспоминайте, кого или что мы можем назвать “родная”, “родной”?

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, посёлок, район и т.д.

Педагог: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении.

Ребенок читает стихотворение «Мама»:

 Много мам на белом  свете

 Всей душой их любят  дети!

 Только мама есть  одна,

 Всех дороже мне  она.

 Кто она? Отвечу я -

 Родная мамочка моя!

Педагог: Вот послушайте еще раз: “родная мамочка моя!”. А давайте, все вместе скажем нежно и ласково, как наши мамы, слово “родная”.

Дети с педагогом произносят слово “родная”.

Ребенок читает стихотворение «Детский сад»:

 Рано утром

 Детский сад

 Малышей встречает.

 Там игрушки для  ребят

 В уголке скучают.

 Красный мяч,

 Синий мяч,

 Куклы, медвежата…

 Детский сад! Родной  наш сад!

 Любят все ребята!

Педагог: А давайте, все вместе озорно и весело скажем “родной наш сад!”.

Дети с педагогом произносят слово “родная”.

Педагог: Вот так, по-разному может звучать одно и то же слово. А я придумала “родная сторона”. Как вы думаете, это что?

Предполагаемые ответы детей: дом, земля, поля, леса, город и т.д.

Педагог: Родная сторона – это место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное. Такое место по-другому называется Родина! Повторите за мной: Родина! Послушаем, как звучит это слово, а поможет нам в этом Алина:

Ребенок читает отрывок из стихотворения:

Ты жывеш у родным краі

Пад блакітамі нябёс.

У Беларусі нашай роднай

Дзе зялёны свежы лес.

Дзе блакітныя ўзоры

 Пад аблокамі ляжаць

Дзе у яркім, ясным небе

Зоркі шчасця зіхацяць.

Педагог: Ребята вы услышали те слова, о которых мы говорили? Беларусь! Родны край! Попробуем сказать эти слова: "Родина", "Беларусь" – гордо и торжественно. У меня, как всегда, для вас есть небольшой сюрприз.

Педагог надевает элементы одежды: платок, очки.

Бабушка: Помоги-ка мне, пожалуйста, Алеша, сундук открыть!

Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные.

Леша с бабушкой достают вещи, платок, ковер.

Бабушка: А ковер-то надо выбить, ой как надо. Алешенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать.

Алеша чистит ковер, вдруг ковер начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к педагогу, который уже снял элементы одежды бабушки.

Алёша: Кто это тут кашляет?

Ковер: (голос за кадром) Это я, ковер!

Алёша: Надо же, он еще и говорящий!

Ковер: Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я ковер-самолет!

Педагог: Ребята, у меня идея! Давайте попросим ковер-самолет помочь нам совершить небольшое путешествие! Ковер-самолет помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковер: Конечно, помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Педагог: Посмотрите, ребята, родной наш город, наша маленькая Родина. Что это? Правильно, это площадь победы. А вот этот зеленый парк на берегу Свислочи с аттракционами для детей? Правильно, это парк Горького. А вот рядом с ним парк Я. Кпалы. А вот дальше виднеется Троицкое предместье. А вот дальше здание с необычной крышей, похожей на седло лошади. Правильно, это Дворец спорта. А вот стела Минск город-герой. А вот рядом парк возле Комсомольского озера. Смотрите, какие стройные березки. Родные наши березки, спустимся к ним поближе. Какие они красивые, а давайте, превратимся с вами в белоствольные стройные березы.

Физкультминутка

Вот ветерок качает наши веточки. А над нами – небо! Да, какое оно чистое, голубое, родное! Да какое большое! Понравилось вам быть березками?

Педагог: Хорошо тут, привольно, но хочется домой, где остались наши близкие, где находится наш дом, детский сад, друзья, игрушки и все что так дорого и близко. Летим обратно!

Педагог: Вот мы и дома в нашем родном саду! Спасибо тебе ковер-самолет! Ты помог нам увидеть нашу Родину. Малая Родина – Минск и большая – Беларусь!

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Беларусь. Спасибо вам, до свидания!

 

 

ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ ЗЕЛЕНОЙ СТРАНЫ

 

Задачи: закреплять представ¬ления дошкольников о Беларуси как о богатом природном крае; стимулировать развитие мышле¬ния, речи, воображения, умения использовать приобретённые зна¬ния в новых условиях; углублять чувство любви и привязанности к родному краю.

Игровой сюжет: Незнайка попа¬дает в детский сад. Он хочет позна-комиться с Республикой Беларусь. Ребята играют в «Туристическое агентство «Беларусь-тур», разра¬батывают маршруты для Незнайки, апробируя один из них.

Игровой образ: Незнайка, со¬трудники туристического агент¬ства.

Игровой результат: разработка туристических маршрутов по Бе-ларуси для Незнайки.

Дидактическое, творческое задание: моделирование карты Беларуси.

Игровая проблемная эмоци¬онально-образная ситуация: Не¬знайка, возвращаясь с Луны, по¬падает в незнакомую страну, с которой хочет познакомиться.

Игровое оснащение: макет ту¬ристического агентства; рекламные открытки экотуризма, достоприме¬чательностей Беларуси, модель-карта Беларуси; кепки, эмблемы, галстуки, бейджики для сотруд¬ников агентства; предметные кар¬тинки с изображением животных, растений; модели озёр; макет Бе¬лой вежи; плакат «Берегите при¬роду»; спортивное оборудование; снаряжение для туристического похода.

Предварительная работа: чте¬ние произведения Н. Носова «Не¬знайка на Луне», просмотр одно¬имённого мультфильма; оформ¬ление выставки «Туристические маршруты Беларуси» (фотоиллю¬страции и детские работы); зна¬комство с видеопрезентациями о Беларуси; экскурсии по городу, це¬левые прогулки в информационно-туристический центр «Минск»; ор¬ганизация сюжетно-дидактической игры «Туристическое агентство».

Ход занятия

Дети находятся в группе.

Воспитатель (В.). Ребята, хо¬тите поиграть в туристическое агентство? Сегодня оно работает в музыкальном зале. Пойдём туда!

Дети надевают спортивную форму и идут в музыкальный зал. Во время движения ребята прого¬вариваю т речёвку:

Будем дружно мы в проекте

Петь, играть, читать все вместе!

Будем много узнавать

Нового, полезного,

Для всех нас очень интересно¬го!

В. Давайте просмотрим нашу электронную почту.

Педагог включает компьютер, на экране демонстрируется фрагмент

 

мультфильма «Незнайка на Луне» (возвращение ракеты, песня о лю-бимой земле).

В. Ребята! Почему здесь оказал¬ся мультфильм?! (Проверяет про¬вода компьютера, соединения.)

Оказывается, каким-то образом у нас появилась связь с космосом!

Вы узнали героев на экране? (Это Незнайка и его друзья.) Как вы думаете, куда они летят? (На Землю, домой, в Цветочный город и т.п.) Какое у них настроение? (Они радуются, веселятся, у них хорошее, отличное настроение.) Почему они радуются? (Потому что возвращаются домой, на род¬ную землю.) Как вы об этом узнали? (Из песни.)

Информация о работе Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора