Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
У четырех воспитанников низкий показатель локуса контроля личности – это означает, что воспитанники не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
При проведении контрольной диагностики после участия в акциях, проводимых в течение полугода, а также после реализации годовой программы клуба свободного общения, включающую в себя различные тренинги, организацию социально-педагогических мероприятий и воспитательных дел, наблюдается значительное повышение локуса контроля у двоих участников, с преобладающим экстернальным уровнем локуса контроля, смещение в сторону интернальности у воспитанника, стоящего на границе между интернальным и экстернальным уровнем локуса контроля личности, но ранее склоняющегося к экстернальному, и изменение локуса контроля в сторону интернальности у двоих воспитанников, более склоняющихся к интернальному локусу контроля, но стоящих на границе.
Таким образом, из результатов исследования, мы видим, что данная методика работы социального педагога эффективна в применении и дает положительные результаты.
Заключение
Ответственность личности имеет социальную природу, предопределенную как общественным характером отношений, так и особенностями личности, ее местом в системе этих отношений. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида, имеет общественное значение и регулируется социальными нормами.
В современном мире важнейшую роль играет работа по формированию социальной и личностной ответственности ребенка, причем она должна быть систематична и проводиться всеми социальными институтами – семьей, школой, учреждениями дополнительного образования. В условиях клуба по месту жительства очень важно научиться этой работе, ведь многие дети посещают клуб с самого раннего возраста и нужно не упустить благоприятный период для формирования важных для каждой личности качеств.
Таким образом, в результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Ответственность формируется прежде всего как результат восприятия индивидом тех внешних требований, которые предъявляет ему общество. Принятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть.
Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность формируются лишь в адекватной деятельности. В деятельности, требующей ответственного поведения.
Формирование ответственности прямо связано с развитием автономности личности и таких высших личностных качеств как обязательность, настойчивость, принципиальность, последовательность и др. Таким образом, поощрение инициативы, автономности и самостоятельности являются основой формирования социальной ответственности личности.
Свобода воли человека – другая, субъективная предпосылка социальной ответственности, которая предстает как отношение индивида к общественным интересам с точки зрения правильного понимания и выполнения им своих обязанностей, вытекающих из социальных норм. Участник общественных отношений всегда должен быть свободен в выборе того или иного варианта поведения, иначе его нельзя будет осуждать за отклонения от требований этих предписании. Исключения касаются только лиц, вообще лишенных или в силу возраста, или душевного заболевания способности отдавать отчет своим действиям, руководить ими.
Социальная ответственность в отличие от рассмотренных выше форм ответственности основывается на внутреннем поведении самой личности, на ее самосознании, чувствах и воле. Это делает моральную ответственность эффективным средством в регулировании не только нравственной, но и других областей общественной жизни.
Социальная ответственность – важная характеристика личности, определяющая ее гражданскую активность и гражданскую позицию. Поэтому существуют корреляции между понятиями социальная ответственность и гражданственность, которая проявляется как качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
Формирование ответственности прямо связано с развитием автономности, самостоятельности, инициативности и таких личностных качеств, как интернальность, обязательность, настойчивость, принципиальность, последовательность и др. Следовательно, основой для развития социальной ответственности личности должно стать поощрение инициативы, автономности и самостоятельности. Эти качества необходимо развивать у ребенка со школьного возраста.
Таким образом, социальная ответственность – это сложное понятие, связанное с разными сторонами личности. С одной стороны, оно затрагивает эмоциональную сторону человека, являясь критерием эмоциональной оценки поступков. С другой – это категория нравственности, и брать на себя ответственность - одобряемое действие, в то время как безответственное поведение ведет к осуждению окружающих. С третьей стороны, социальная ответственность – это мировоззренческая сторона личности, определяющая поведение последней.
Существует так же корелляции в область правовых норм, к категории гражданственность, и в целом можно утверждать, что такое качество личности, как социальная ответственность определяет уровень личностной зрелости и может выступать критерием эффективности процесса социализации человека.
2. В подростковом возрасте
Многие из исследователей ответственности у старшеклассников определяют ее как стержневое качество личности, имеющее сложный интегративный характер и связывают ее с деловыми качествами – трудолюбием, добросовестным отношением к делу, исполнительностью, с серьезной работой на уроке и дома, усидчивостью, с необходимостью приложить волевые усилия для овладения знаниями.
3. Программа представляет собой социальный проект, включающий в себя 6 акций, в каждой из которых, мы формируем определенный аспект социальной и личностной ответственности. Кроме того, проводились групповые занятия на развитие таких качеств как активность, инициативность, креативность, проводились тренинги командоообразования, сплочения, уверенного поведения, личностного роста, организация воспитательных и коллективных творческих дел с воспитанниками, досуговых и познавательных мероприятий, семейных проектов, организованных силами педагогов и родителей, для развития у детей волевых качеств личности.
Контрольная диагностика уровня сформированности ответственности у подростков на основе методики субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина показала эффективность работы по данной программе с подростками. Можно отметить значительное повышение уровня социальной и личностной ответственности у всех участников.
Методика апробирована в ходе социально-педагогической работы на базе детско-подросткового клуба «Фантазия» Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
Общая длительность реализации методики – 2 раза в неделю в течение полугода по 30-40 минут.
Методика включает в себя такие акции как:
«Мы за здоровый образ жизни!» Цель акции – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у большого количества подростков и ответственное отношение к собственному здоровью. Ожидаемый результат – привлечение как можно большего количества детей, а также их родителей к проблеме здорового образа жизни; организация сотрудничества с другими детскими учреждениям.
«Чистый город». Цель акции – формирование экологической культуры в обществе, повышения образовательного уровня, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, повышение ответственного отношения к родной природе и к окружающей среде. Ожидаемый результат – привлечение внимания окружающих к деятельности воспитанников и формирование потребности заботиться о родном городе, природе, среде.
«Спички – детям не игрушка!» Цель акции – проведение занятий по пожарной безопасности, обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара, повышение чувства ответственности за свою жизнь, за жизнь других людей и сохранность материальных ценностей. Ожидаемый результат – усвоение школьниками правил пожарной безопасности, оценка опасности игры со спичками, развитие чувства ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других людей.
«Поможем детям!» Цель акции – организация благотворительной работы в поддержку воспитанников детских домов и инвалидов, воспитание чувства социальной ответственности за тех, кто сам о себе позаботиться не может. Ожидаемый результат – повышение уровня жизни воспитанников детского дома путем благотворительных сборов; формирование у населения чувства сострадания, желания оказать помощь детям, повышение чувства ответственности за нуждающихся в нашей помощи.
«Не будь равнодушным!» Цель акции – организация игровой программы для воспитанников детского дома, формирование у подростков творческой активности, инициативности, эмпатийности. Ожидаемый результат – создание положительного психологического климата для детей, привнесение эмоций радости и удовольствия детям; развитие таких социально-значимых качеств у волонтеров как эмпатия, инициативность, креативность, самостоятельность, ответственность.
«Память поколений!» Цель акции – организация и проведение праздника в честь 65-летия Победы для Ветеранов Верх-Исетского района. Ожидаемый результат – формирование у школьников и молодежи понимания ценности Победы в Великой Отечественной войне, заслуг ветеранов войны и воспитание уважительного отношения к старшему поколению.
Также в начале и в завершении работы с группой проводится входная и контрольная диагностика по уровню интернальности / экстернальности локуса контроля личности.
Кроме того, мы предложили семейные проекты, такие как, «Проект по созданию музея старинного быта Урала», целью которого является приобщение детей и подростков к истокам народной культуры и истории родного края через краеведческую деятельность, воспитание волевых качеств личности, интереса к совместной деятельности, умение брать ответственность за себя и за дело, воспитание активности и самостоятельности.
И проект создания клуба родоведов, ведь очень важен в формировании волевых качеств личности поиск своих корней, личный вклад в понимании собственной родословной. Здесь идет совместная работа детей, родителей, педагогов, что создает каждому ребенку дополнительную мотивацию для развития определенных социально-значимых качеств личности.
В результате проведения данной методики, посредством проведения входной и контрольной диагностики СЛК (субъективной локализации контроля) С.Р. Пантелеева и В. В. Столина, мы показали эффективность работы по данной программе и методике с подростками.
При проведении контрольной диагностики СЛК после участия в акциях, проводимых в течение полугода, наблюдается значительное повышение локуса контроля у двоих участников, с преобладающим экстернальным уровнем локуса контроля, смещение в сторону интернальности у воспитанника, стоящего на границе между интернальным и экстернальным уровнем локуса контроля личности, но ранее склоняющегося к экстернальному, и изменение локуса контроля в сторону интернальности у двоих воспитанников, более склоняющихся к интернальному локусу контроля, но стоящих на границе.
Таким образом, мы видим, что данная методика работы социального педагога эффективна в применении и дает положительные результаты и что личностная и социальная ответственность это те качества, которые необходимо формировать усилиями всех социальных институтов (семья, школа, клуб по месту жительства), начиная с раннего возраста.
Список использованных источников
1.Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. – М.: Педагогика, 1980. – 335с.
2. Алмазов Б. Н. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]/ Б.Н. Алмазов. – М.: Академия, 2002. – 191с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. [Текст]/ Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 288с.