Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
В результате анализа всех данных, приведенных в анкетах, тестирования, а также собственного наблюдения за воспитанниками, составлен психологический портрет каждого из воспитанников с учетом развития волевых качеств личности.
Елизавета Р. (17 лет) – воспитанница с активной жизненной позицией, с типом темперамента – сангвиник, обладает твердым характером, со своими принципами и устоями, в то же время очень общительна и доброжелательна ко всем остальным ребятам. Преобладает демонстративный тип личности. Выраженные способности к актерскому мастерству и творческой деятельности. Ответственна, выполняет все порученные задания быстро и с интересом, самостоятельно проявляет инициативу в разнообразной деятельности, умеет как руководить процессом, так и хорошо чувствует себя в роли исполнителя. Интеллектуальный уровень выше среднего, не сдается перед сложными задачами, мобильна, организована. Эмоциональна, преобладает высокая развитость волевых качеств, таких как ответственность, активность, инициативность, выдержка и решительность. Умеет контролировать себя в разных условиях, обладает чуть завышенным уровнем самооценки. Прекрасно взаимодействует как с каждым отдельно взятым членом инициативной группы, так и с группой в целом. Очень хорошо поставлена речь, разговор ведется грамотно и корректно. Проявляет такие качества личности как поддержка, взаимопомощь и понимание. Является положительным явным лидером группы.
Яна Т. (17 лет) – воспитанница, подверженная влиянию. Нет собственных стойких убеждений, но в своей деятельности всегда опирается на положительного лидера и равняется на положительные качества личности. К деятельности относится ответственно, активна, но не всегда проявляет инициативу из-за боязни быть «непринятой». Темперамент граничит между флегматиком и сангвиником, с большей склонностью к флегматичному типу. Неэмоциональна, но расчетлива и продумана. Обладает достаточно высоким уровнем самоконтроля, может контролировать свои слова и поступки. Есть склонность принижать свои способности, что говорит о заниженном уровне самооценки. Очень хорошие данные по художественному мастерству. Отзывчива, всегда готова помочь. Действует, главным образом, не в собственных интересах, а в интересах группы. Имеет хорошие отношения с каждым участником группы, открыта к общению, в группе ведет себя активно, стараясь подчеркнуть свою значимость. Не является лидером, но равняется на него.
Иван В. (17 лет) – воспитанник, стремящийся к лидерству, в некоторых случаях даже к подавлению других. Имеет адекватный уровень самооценки, снижен уровень самоконтроля, который меняется в зависимости от создающихся условий. Активен, инициативен, часто берет инициативу в свои руки и управляет процессом. Является «скрытым» лидером. Не проявляет явного лидерства, но способен манипулировать людьми. Творческий воспитанник, принимает решения быстро, но необдуманно. Холерический тип темперамента. Очень эмоционален, легко выводится на различные эмоции. Имеет адекватный уровень самооценки, общительный. В его поведении проявляются такие волевые качества личности как активность, решительность, инициативность, настойчивость, самоконтроль. Немного не хватает ответственности, но есть стремление довести начатое дело до конца и придти к положительному результату. Уровень интеллекта – выше среднего, нет стремления его повысить и развиваться в области познания. Грамотно общается со сверстниками, взрослыми и педагогами, всегда говорит корректно и правильно. Легко идет на контакт со сверстниками, ведет себя открыто как со сверстниками в отдельности так и в работе с группой, выполняя общую задачу. Нацеленность на общий результат преобладает над личным.
Инна Б. (16 лет) – воспитанница с выраженным холерическим типом темперамента. Очень низкий уровень самоконтроля, излишняя эмоциональность, которая часто мешает достичь результата. Очень плохо выражены волевые качества личности. Воспитанница активна, часто проявляет инициативу, но она не может действовать правильно самостоятельно, бросает начатое дело, не несет ответственность ни за личный, ни за общий результат деятельности. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой, более интересный. Не воспринимает критику и не осознает своих ошибок и недостатков. Тщательно выбирает круг своего общения, не замкнута, но для дружеского контакта выбирает всегда более сильных людей. В речи проскальзывают некорректные фразы, просторечные выражения. Самооценка явно завышена, воспитанница отстаивает свою точку зрения, даже если она неверна. Нет нацеленности на общий результат. Главное это реализация собственного «Я».
Дмитрий М. (16 лет) – воспитанник, отличающийся внутренней интеллигентностью, очень высоким интеллектуальным уровнем. Развиты волевые качества личности, активен, инициативен, решителен, выдержан, настойчив. Обладает лидерскими качествами, но не навязывает свое мнение и уступает лидерство другим участникам в зависимости от ситуации. Групповое взаимодействие на высоком уровне, обладает такими качествами как эмпатия, взаимопомощь и взаимоподдержка. Есть нацеленность на достижение общего результата. Воспитанник целеустремлен, знает чего хочет в жизни. Тип темперамента – сангвиник. Доброжелателен ко всем, очень ответственно относится ко всем заданиям, которые даются как индивидуально так и группе. Генерирует идеи, творчески активен, мобилен. Общителен, мало эмоционален, больше сдержан. Принимает в круг общения всех воспитанников, свободно общается, открыт, легко взаимодействует в группе.
Евгений Т. (15 лет) – воспитанник с завышенной самооценкой. Не слушает никого кроме себя, не воспринимает критику и замечания. Считает, что он всегда прав. Пытается вырваться в лидеры, но у него это плохо получается. В коллективе его не воспринимают как сильную личность, развитие волевых качеств не высокое, но и не совсем слабое. Тип темперамента – меланхолик, очень часто переживает, вдумывается в происходящие события. Не пытается помочь другим, нацелен только на себя. Результат ему важен всегда только личный, групповой не имеет значения. Активен в деле, которое ему интересно выполнять, нерешителен, но очень напорист. Интеллектуальный уровень выше среднего, обладает музыкальными способностями. Демонстративный тип личности, воспитанник способен сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих – более сильно, чем они их переживают в данный момент. У воспитанника развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: он может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Он не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. В основном действует в одиночестве, но если того требует ситуация работает в группе. Старается влиять на людей, но не может выбрать правильный способ взаимодействия.
Егор Л. ( 15 лет) – обладает флегматичным типом темперамента. У воспитанника очень высокий уровень интеллекта, развито мышление, аналитический склад ума. Не является лидером, но может быть хорошим исполнителем. Выполняет любые порученные задания. Волевые качества развиты хорошо. Преобладают такие качества как настойчивость, выдержка, принципиальность. Проявляет инициативу. Не замкнут, но не является открытым для всех. Неэмоционален, тщательно продумывает все свои поступки. Хорошо общается со всеми воспитанниками, проявляет взаимопомощь и поддержку, интересуется деятельностью, успехами и неудачами каждого участника группы. Прислушивается к советам, делает выводы из конструктивной критики. Самооценка занижена. Воспитанник недооценивает свои собственные возможности. Обладает творческими задатками, предлагает интересные идеи и нестандартные решения.
Екатерина З. (13 лет) – очень ведомая воспитанница, подражает лидерам, слушает их во всем, не имеет собственного мнения. Способна хорошо работать в группе, но не может принять решение в одиночестве, флегматична, но в то же время общительна. Тянется к сильным людям, способным дать ей совет, подсказать то или иное решение. Неэмоциональна, обладает невысоким уровнем интеллекта, низкой самооценкой. Плохо развиты волевые качества личности, нет проявлений инициативы и собственной активности, не принципиальна, не настойчива. В то же время открыта для общения, но друзей выбирает разборчиво, не общается со всеми подряд. Есть творческие задатки, любит участвовать в различных мероприятиях в паре с инициативным человеком. Тянется к положительным лидерам. Над речью нужно работать, часто не может найти общий язык со сверстниками и взрослыми, при неудаче опускает руки, винит любого, но только не себя. Не стремится к лидерству и не проявляет заинтересованности в деятельности.
Ксения Ч. (13 лет) – у воспитанницы явно выражены лидерские черты, но при попадании в определенный круг общения, может стать отрицательным лидером. Проявляет активность в деятельности, инициативность, креативность, но при этом плохо развиты волевые качества личности. Нет ответственности за свои поступки, решения и слова, часто бывает агрессивна. Холерический тип темперамента, очень эмоциональна, быстро раздражается если что-то идет не так как хочет девочка. Считает себя лидером, но не является лидером в группе воспитанников. Уровень интеллекта чуть ниже среднего, не обладает явными интеллектуальными способностями, не обладает целостностью. Проявляет способности к творчеству – игра на гитаре, пение, танцы. Демонстративный тип личности, очень много действий производит напоказ, чтобы ее заметили. Очень общительна, умеет работать в группе, но прислушивается только к себе, ей важнее личный результат. Направлена она только на себя, за редким исключением прислушивается к мнению других, старших участников инициативной группы.
Ксения К. (13 лет) – обладает очень высоким уровнем интеллекта, но социальный интеллект при этом развит невысоко. Замкнута, не любит много общаться. Ответственна, выполняет любое задание качественно, но медленно. Внимательна, трудолюбива, аккуратна, добросовестна. У девочки развито творческое мышление, постоянно стремится узнать что-то новое, очень чувствительна, принимает многие события близко к сердцу, отсюда меланхолический тип темперамента. Ей важен общий результат работы, умеет работать в группе, отзывчива и всегда готова помочь. Грамотно разговаривает и строит предложения, четко выражает свои мысли, умеет систематизировать факты и события. Запоминает много информации, направляет ее в положительное русло. Есть задатки «скрытого» лидера, к ее мнению прислушиваются, так как воспитанница аргументировано отстаивает свою позицию. Немного застенчива, но полностью раскрывается в деятельности.
Светлана А. ( 13 лет) – старается быть лидером, но не имеет никаких задатков. Низкий уровень интеллекта, все делает напоказ. Тип темперамента – сангвиник граничащий с холериком. Эмоциональна, иногда даже излишне. Безответственна, может подставить всю группу не сделав данное ей задание. Плохо взаимодействует с людьми, кто не принимает ее точку зрения. Особым авторитетом в коллективе не пользуется скорее ведомая, чем ведущая. Конфликтов с коллективом не имеет. Волевые качества личности развиты не очень хорошо, в зависимости от выполняемой деятельности, если она заинтересована в мероприятии проявляется активность и инициативность, если же нет, Свете абсолютно не интересен исход дела. Может достичь успеха в творчестве если действительно заинтересуется. Рекомендуется развивать волевые качества личности как в группе так и в единичных случаях.
Кирилл З. (12 лет) – очень ответственно относится к учебной деятельности, старательно выполняет данные ему поручения. Активен, инициативен, участвует во всех проводимых мероприятиях. В основном проявляются качества руководителя, а не исполнителя. Труд других людей уважает в зависимости от личности того кто выполнял работу. Проявляет лидерские качества. Может влиять как положительно, так и отрицательно на ребят из группы. Дорожит мнением хороших друзей. Случаются конфликты с коллективом, но они быстро разрешимы. Активно участвует в спортивной жизни. Опрятен, аккуратен. Настойчив, но абсолютно не умеет воспринимать критику. На контакт с другими ребятами идет легко, нацелен на общий результат, помогает каждому воспитаннику. Грамотно говорит, умеет общаться с детьми, взрослыми и педагогами. Ответственен, тип темперамента – сангвиник. Добродушен и доброжелателен, проявляет заботу и внимание к другим. Всегда готов помочь. Эмоционален, хорошо развит интеллектуально. Пользуется авторитетом у ребят в группе.
Валерия К. (12 лет) – воспитанница трудолюбива, все поручения выполняет, труд своих сверстников уважает. Проявляет активное участие в мероприятиях. В коллективе со всеми поддерживает стабильные отношения. Никогда не провоцирует ребят на конфликты. Тип темперамента на границе между меланхоликом и флегматиком. Не является лидером, будучи хорошим исполнителем. Интеллектуально развита, хорошо общается с воспитанниками, умеет построить отношения, конструктивно высказать свое мнение, провести работу над собственными ошибками. Эмоциональна в умеренной степени, проявляет интерес к деятельности, способна к сопереживанию другим людям. Волевые качества сформированы не до конца, ответственна, но в то же время нерешительна, закрыта, не проявляет инициативу, хотя стремится к собственному развитию. Может контролировать собственные действия и анализировать поведение. Обладает адекватной самооценкой, прислушивается к мнению старших членов группы и педагогов.
Кристина Ш. (12 лет) – Отношение воспитанницы к себе положительное, самооценка адекватная, положительное отношение других людей воспринимается достаточно дифференцированно: считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. Прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны других – ниже чем его собственная. Эмоциональна, общительна, нетерпелива, легко возбудима. Наблюдается неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, не всегда может контролировать свое поведение.
Повышенная тревожность проявляется в ситуациях, связанных с повседневными действиями, режимными моментами. Уровень интеллекта средний. Развита речь, есть способности к творчеству – пение, рисование. Кристина не является лидером и не стремится быть им. Холерический тип темперамента. Спонтанно принимает решения. Со всеми сверстниками общается, достаточно ответственна, но безынициативна и нерешительна. Больше нацелена на себя, нежели на группу, но при тесном взаимодействии всегда помогает.
В результате проведенного теста СЛК (субъективной локализации контроля) С.Р. Пантелеева и В. В. Столина, были определены воспитанники с экстернальным и интернальным локусом контроля.
У семи воспитанников из 14 преобладает интернальный локус контроля, это значит что, по их мнению, большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
У троих воспитанников наблюдается практически равное количество ответов на преобладание как интернального так и экстернального локуса контроля, со склонностью у двух из них к интернальному, а у одного – к экстернальному локусу контроля личности.