Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
И.М. Вереникина считает, что формирование ответственного отношения к учебной деятельности у младших подростков должно основываться не на познавательном интересе, а на развивающемся чувстве ответственности за свое «Я» в коллективе. В.В. Давыдов полагает, что «наличие у подростков способности к общению, элементов практического сознания, общей ориентации в сфере нравственности и тяги к художественному творчеству служит хорошим основанием для осуществления ими таких сознательных действий, за которые подростки уже начинают нести моральную и дисциплинарную ответственность. Этот возраст является периодом формирования личности сознательного и ответственного за свои действия субъекта» [16, с.30].
Один из путей в воспитании социальной ответственности подростка Л.А. Радзиховский видит в том, что необходимо «честно» (на равных) уважать подростка, воспитывать его именно этим и чувствовать преимущество перед ним лишь в одном – не подросток, а учитель как более сильный всегда должен первым делать шаг к взаимопониманию и доверию. По сути, на таких же позициях стоит Л.А. Косолапова, говоря о формировании ответственного отношения подростков к учению в целостном учебно-воспитательном процессе. Аналогичная программа была реализована в исследовании А.Г. Нудельман, когда ученики судили о динамике развития и роста ответственности и подводили итоги в конце каждой четверти совместно с классными руководителями [16, c.143].
Многие из исследователей ответственности у старшеклассников определяют ее как стержневое качество личности, имеющее сложный интегративный характер. Принято считать, что старшие школьники несут полную ответственность за свое поведение, а чувство ответственности – дополнительный стимул к нравственному самоусовершенствованию.
По данным Н.В. Кузнецовой «более 70% старшеклассников сущность ответственного отношения к учебной деятельности связывали с деловыми качествами – трудолюбием, добросовестным отношением к делу, исполнительностью, с серьезной работой на уроке и дома, усидчивостью, с необходимостью приложить волевые усилия для овладения знаниями. Ответственность понималась старшеклассниками как необходимость и способность человека сознательно выполнять определенные требования, осуществлять стоящие перед ними задачи».
В совместном исследовании О.В. Мухлыниной, Л.П. Табатчиковой, В.П. Прядеина по изучению начального уровня развития ответственности у учащихся 6, 9 и 10 классов показано, что основным звеном системы воспитания ответственности является семья, где человек не только рождается, живет и получает все необходимое, но и становится личностью. Именно в семье ребенок выполняет первые поручения, обязанности, именно в семье формируются первые нравственные убеждения. Многое при этом зависит от внутренней реакции ребенка на происходящее и от того, что закрепится в его сознании. Для успешного формирования ответственности ребенка необходимо, чтобы он принял порученное ему задание, осознал важность и необходимость своей деятельности не только для самого себя, но и для окружающих [23, c.54].
Положительные эмоции – необходимое условие реализации ответственности во всех рассматриваемых группах, а мотивы, связанные с реализацией личных целей, вызывают поведенческую пассивность. В подростковом и раннем юношеском возрасте повторяются связи интернальности с гармоническими переменными и субъектностью содержательного аспекта ответственности. Повторяются и связи энергичности с субъектностью и осмысленностью, что дает право говорить об осмысленном проявлении поведенческой активности, а также об активной реализации результативного компонента ответственности.
Представители раннего юношеского возраста, в отличие от подросткового возраста (да и всех остальных), считают, что зависимость от внешних обстоятельств препятствует не только осмыслению ответственности, но и достижению результата (предметного и субъектного). Достижению результативного компонента ответственности препятствует и поведенческая пассивность старшеклассников.
Таким образом, при изучении данной проблемы мы выявили, что в подростковом возрасте уровень сформированности социальной и личностной ответственности намного ниже, нежели в раннем юношеском. Но, тем не менее, нужно и возможно создавать условия для ее формирования.
Очень важны здесь все черты и свойства личности в своей совокупности, такие как инициативность, активность, эмпатийность, интернальность, творческий подход к делу, самостоятельность, пунктуальность. Всё это составляет единый личностный образ и, в последствии, формирует ответственность.
Для успешного ее формирования должны работать все социальные институты в совокупности, в единой системе – это и семья, и образование, и клубы по месту жительства.
Итак, если все вышеперечисленные условия будут работать, результативность формирования социальной ответственности будет гораздо выше и развить это качество социальному педагогу будет легче.
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства
Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.
По уровню организованности, материально-технической и кадровой базы, общественных связей и отношений Клубное учреждение может быть: многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм видов и жанров; однопрофильным, обеспечивающим разнообразие деятельности на основе конкретного направления или вида культурно-досуговой деятельности, а также функционирующим в качестве прокатной площадки для проведения культурно-досуговых и других общественных мероприятий.
К клубным учреждениям относятся ныне действующие, а также реорганизуемые и вновь создаваемые клубные учреждения:
В своей деятельности клубное учреждение руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами руководящих органов соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, уставом либо положением Клубного учреждения.
Основными принципами клубного учреждения являются:
Клубное учреждение обязано надлежащим образом выполнять свои обязательства, определенные уставом клубного учреждения и договором учредителем в соответствии с требованиями законов и иных нормативно-правовых актов.
Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
Основными видами деятельности клубного учреждения являются:
Деятельность клубного учреждения по реализации предусмотренных уставом производимой продукции работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данном Клубном учреждении на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности [22, с. 37-40].
Клуб по месту жительства «Фантазия» Верх-Исетского района является структурным подразделением муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеского центра «Вариант».
Целью деятельности клуба является организация занятости свободного времени детей, формирование социальной ответственности подростков посредством включения их в социально-значимые формы деятельности.
Задачи:
В клуб принимаются дети с шести до восемнадцати лет. Количество занимающихся двести шестнадцать человек, девяносто два из которых из неполных семей, двое из многодетных, десять инвалидов, двадцать находятся в малообеспеченных семьях и девяносто шесть воспитываются в благополучных семьях.
Клуб несет ответственность за:
Клуб реализует программы дополнительного образования детей по направленностям:
Художественно-эстетическая: ИЗОстудия «Акварелька», кружок «Мини-Гобелен», кружок «Авторская песня».
Физкультурно-спортивная: кружок «Юный шахматист», участие в соревнованиях различных уровней.
Научно-техническая: кружок «Универсал», кружок «Юный железнодорожник».
Социально-педагогическая: досуговая деятельность в клубе, клуб свободного общения «Улыбка», акции, социальные проекты, создание семейного клуба родоведов.
Туристско-краеведческая: создание музея Старинного быта Урала.
Виды деятельности осуществляется в различных формах: одновозрастные и разновозрастные кружки и студии, массовые праздничные, конкурсные мероприятия, спортивные турниры, выставки.
Клуб самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, социальных и духовных потребностей семьи, национально-культурных традиций. Педагог клуба работает по ежегодно утверждаемой методическим советом учреждения программе дополнительного образования детей. Вновь разработанная образовательная программа проходит апробацию в учреждении.