Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82

Файлы: 1 файл

Диплом Широкова СПдо-508 конечный вариант.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

В работе кружка могут участвовать дети и их родители (законные представители) при наличии условий и согласия руководителя кружка, без включения их в основной состав.

Режим работы клуба определяется расписанием занятий. Время окончания занятий устанавливается с учетом возраста обучающихся: до 10 лет (включительно) – не позднее 19.00 часов; с 11 до 18 лет – не позднее 20.00 часов.

Клуб организует работу в течение всего календарного года. В каникулярное время клуб организует разнообразную массовую работу с детьми, с переменным составом обучающихся. В летний период организуется летняя оздоровительная площадка.

Продолжительность занятий и их количество, наполняемость групп, устанавливается в зависимости от направлений видов деятельности, в соответствии с СанПин 2.4.4.1251 – 03.

В клубе ведется методическая работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Клуб пропагандирует работу педагогов и достижения детей, используя для этого средства массовой информации, выставки декоративно-прикладного творчества, соревнования, фестивали.

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники клуба.

Таким образом, можно сделать вывод, что клуб по месту жительства – это один из важнейших социальных институтов, который позволяет ребенку не только пообщаться с другими воспитанниками, но и провести свободное время, выполняя определенную работу, и кроме того, посредством определенных воздействий педагога на воспитанников сформировать важные волевые качества личности.

Прежде всего, это социальная и личностная ответственность, так как при организации различных мероприятий, акций и проектов, педагог включает воспитанника в общественную деятельность, что успешно формирует данные качества личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков

 

Формирование социальной и личностной ответственности происходит в процессе социального воспитания ребенка.

Социальное воспитание –  одно из важнейших направлений деятельности социального педагога.

Социальное воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений [23, c. 35].

Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующий социализации или реабилитации подростка.

Методика – совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности [21, c.15].

Технология – жестко запрограммированная, научно-обоснованная, экспериментально-проверенная система  действий, обеспечивающих стабильный результат.      

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.

 

Все методы он разделил на четыре группы:

  1. организационные;
  2. эмпирические;
  3. по способу обработки данных;
  4. интерпретационные.

К организационным методам ученый отнес:

    • сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
    • лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
    • комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим:

  • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
  • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
  • психодиагностический метод (социометрия, стандартизированные и проективные тестовые методики).
  • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
  • моделирование;
  • биографический метод.
  • вербально-коммуникативные методы (метод беседы, интервью, клиническое интервью, метод опроса, анкеты и вопросники, личностные тесты)

По способу обработки данных

  • методы математико-статистического анализа данных
  • методы качественного описания

К интерпретационным

  • генетический (фило- и онтогенетический) метод (анализ фаз развития)
  • структурный метод – классификация, типологизация (анализ систем и типов межсистемных связей) [3, c.101].

Для формирования социальной и личностной ответственности наиболее эффективными методами по этой классификации являются психодиагностический метод, метод беседы, метод опроса, анкетирования, тестирования.

Исходя из классификации Б.Т. Лихачева, мы выделяем следующие методы, с помощью которых формируется социальная и личностная ответственность подростков:

В первой группе мы выделяем только первую подгруппу методов, так как именно эти методы воспитывают исследуемое качество.

  • 1. Организация жизни и деятельности коллектива. К которым относятся:
    • Метод коллективной игры – метод формирования социального опыта в условной ситуации;
    • Метод коллективных единых требований;
    • Метод коллективного самоуправления;
    • Метод включения в общественную деятельность;
    • Метод коллективного соревнования – позволяет улучшить качество деятельности на основе сравнения результатов по объективным показателям;
    1. Коррекция сознания и поведения. Эту группу Лихачев разделяет на три подгруппы. Для формирования ответственности мы используем  только методы обращения к воле и поступку, такие как:
    • Обращение-требование – выдвижение обязательного действия, и контроль за исполнением;
    • Внушение – формирование однозначной мировоззренческой установки;
    • Упражнение – создание условий для повторения определенного стереотипа поведения;
    • Поощрение – стимулирование положительной деятельности, эмоциональная положительная оценка поступка;
    • Наказание – создание ситуации чтобы человек сам пережил неприятные последствия своего собственного действия [14, с. 52].

    Обращаясь к классификации Никитиной Н.И. и Глуховой М.Ф., мы можем выделить следующие группы методов:

    • Методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работы с литературой);
    • Методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж);
    • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы);
    • Методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ)[21, c. 20].

    Целесообразнее всего здесь применение таких методов как методы стимулирования деятельности и поведения подопечного, а также методы контроля эффективности социально-педагогического процесса.

    В системе дополнительного образования детей и в клубах по месту жительства выделяют несколько моделей осуществления социального образования, о которых мы сейчас и поговорим.

    Объектом воссоздания в моделях социального воспитания является целостность условий, характерных для воспитательной организации и влияющих на духовно-ценностную ориентацию и развитие воспитанника. Модель осуществления социального воспитания -  наиболее обобщенное целостное отображение специфики функционирования воспитательной организации в соответствии с определенными социокультурными аналогами. Понятие «модель» в данном случае обозначает единство и специфическое сочетание характеристик социального воспитания в рамках определенной воспитательной организации:

    - социального опыта (социокультурный  контекст, формы объединений, преобладающие  сферы жизнедеятельности, режимы  жизнедеятельности, характерные формы  организации взаимодействия, социальные  роли взрослых и детей);

    - образования (регламентированность содержания обучения, виды и методы обучения, характер просвещения, содержание самообразования);

    - индивидуальной помощи (направленность  на решение специфических проблемных  ситуаций).

    Анализ номенклатуры и реального многообразия учреждений дополнительного образования детей позволяет выделить пять моделей осуществления социального воспитания: «школа», «квазипрофессиональный клуб», «студия», «станция», «естественный клуб»[25,c.213].

    Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления деятельности клубных учреждений в области социального воспитания:

    - помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

    - помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

    - привлечение детей, родителей, общественности  к организации и проведению  социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

    - изучение, диагностирование, разрешение  конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

    - индивидуальное и групповое  консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения  проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей;

    - выявление запросов, потребностей  детей и разработка мер помощи  конкретным учащимся с привлечением  специалистов из соответствующих  организаций;

    - решение практических вопросов  обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

    - проведение летних профильных  смен.

    Отсюда выделяются формы и методы работы социального педагога по воспитанию ответственности у подростков в условиях клуба по месту жительства[23, c. 39-40].

    Наиболее оптимальными формами работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков является организация воспитательных дел. Можно выделить несколько моделей проведения воспитательных дел с учениками. Согласно первой, социальный педагог сам организует воспитательное дело, деятельность учеников: готовит материал, выступает, ведет воспитательное занятие. Так проводится беседа, дискуссия, сообщение о чем-либо на занятиях в клубе свободного общения. Необходимо владеть информацией, продумать цель, задачи, содержание, ход занятия.

    Вторая модель предполагает привлечение воспитанников из актива, органов самоуправления, родителей, других участников для проведения праздника или мероприятия. Привлечение учеников и всех других участников воспитательного дела выражается в том, что под руководством педагога они выполняют различные поручения в его подготовке и проведении. Здесь используется принцип активизации, вовлечения учеников в деятельность. Важно при этом, чтобы, во-первых, воспитанники сознательно исполняли свою роль, поручение и при этом испытывали удовлетворение. Во-вторых, нельзя, чтобы всегда одни и те же ребята выполняли поручения, а другие оставались в стороне, не имея возможности развиваться [27, с.43].

    Особенно важна и перспективна, в аспекте формирования социальной ответственности воспитанников, такая форма организации деятельности как социальное проектирование.

    Подросток уже в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за свое развитие и за изменение социальной ситуации. И педагог, и родители здесь нужны уже совсем в другом качестве -  в роли опытного консультанта, советника, а не администратора, требования которого необходимо просто выполнять. Но в том-то и дело, что взрослый (даже профессиональный педагог) упускает, не замечает тех принципиальных изменений, которые происходят в личности растущего ребенка, когда он становится самостоятельным (прежде всего с психологической точки зрения). Да, он остается еще почти полностью экономически зависимым от родителей, юридически от педагога, которым вынужден подчиняться, но он уже может и готов быть ответственным за серьезные дела.

    Информация о работе Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства