Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
8. а) как бы Вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь;
б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.
9. а) наследственность играет главную роль в определении личности; б) человека определяет его жизненный опыт.
10. а) из моего опыта следует,
что если что-то должно
б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.
11. а) в жизни студента, который всегда тщательно готовится к занятию, редко бывает несправедливая оценка;
б) систематические занятия — излишняя трата сил, так как экзамен — это своеобразная лотерея.
12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением; б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте;
13. а) мнение студента будет учтено, если оно обосновано;
б) студенты практически не оказывают влияния на решения деканата.
14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное;
б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.
15. а) есть определенные люди, в которых нет ничего хорошего; б) что-то хорошее есть в каждом.
16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу, мало зависит от обстоятельств;
б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.
17. а) кто станет руководителем — часто зависит от того, кому повезет;
б) нужны специальные способности, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно.
18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не можем управлять;
б) принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события.
19. а) если в общежитии скучно, значит студком «никуда не годится»;
б) сделать жизнь в общежитии веселой и интересной зависит от нас самих.
20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем;
б) не существует реально такой вещи, как везение.
21. а) человек иногда вправе
б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки.
22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям; б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.
23. а) неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами;
б) большинство несчастных судеб — результат отсутствия способностей, невежества и лени.
24. а) аспирант — это в прошлом способный, трудолюбивый студент; б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны «связи».
25. а) иногда я не могу понять,
на основании чего
б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.
26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать;
б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.
27. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения;
б) большинство великих научных открытий — результат непредсказуемого озарения.
28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются;
б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.
29. а) люди одиноки потому, что
не стараются быть
б) не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.
30. а) в высшей школе неоправданно
много внимания уделяют
б) занятия спортом — лучшее средство воспитания характера.
31. а) то, что со мной случается — это мои собственные действия и поступки;
б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.
326
32. а) рядовому студенту трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения;
б) чаще всего студенты сами виноваты, если деканат применяет строгие меры.
Ключ опросника:
Интернальные альтернативы: 26, За, 4а, 56, 6а, 76, 86, 106, Па, 12а, 13а, 14а, 14а, 16а, 176, 186, 196, 206, 226, 236, 246, 256, 27а, 286, 29а, 31а, 326.
Экстернальные альтернативы: 2а, 36, 46, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116, 126, 136, 146, 166, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 246, 25а, 276, 28а, 296, 316, 32а.
Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.
Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интегральных альтернатив.
Так как опросник содержит 26 работающих пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций (от 0 до 26). Значение 26 — соответствует максимально интернальному контролю, 0 — максимально экстернальному контролю.
Параметры распределения: 7V= 300; х = 14,2; S= 4,4, где N— объем выборки, х — средний суммарный балл, S— стандартное отклонение.
Распределение баллов было нормализовано с последующим переводом в стандартные единицы — стены:
Приложение 2
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
на 2009-2010 учебный год.
реализации проекта волонтерской дружины «Бюро добрых дел»
№ |
Мероприятие |
Сроки (дни) |
Ожидаемые результаты |
1. |
Подготовка волонтерской |
Декабрь |
Создание проекта волонтерской дружины. |
2. |
Акция « Мы за здоровый образ жизни!» |
Декабрь |
Привлечение как можно большего количества школьников, а также их родителей к проблеме здорового образа жизни; организация сотрудничества со школами, инспекцией по делам несовершеннолетних (в вопросах проведения рейда). |
3. |
Акция « Поможем детям!» |
Январь |
Повышение уровня жизни воспитанников детского дома посредством сбора благотворительности; формирование у населения чувства сострадания, желания оказать помощь детям. |
4. |
Акция «Не будь равнодушным!» |
Февраль |
Создание положительного психологического климата для детей, привнесение эмоций радости и удовольствия детям. |
5. |
Акция «Спички детям не игрушка!» |
Март |
Усвоение школьниками правил пожарной безопасности, оценка опасности игры со спичками. |
6. |
Акция «Экологическая страна» и «Чистый город» |
Апрель |
Привлечение внимания большого количества людей к деятельности волонтерской бригады. |
7. |
Акция «Память поколений!» |
Май |
Формирование у школьников и молодежи ценности Победы, оценка вклада Ветеранов и уважительное отношение к старшим. |
Приложение 3
Тренинг: «Знакомство. Введение в командообразование»
Цель тренинга: Формирование эффективно работающей команды волонтерского движения детского клуба «Фантазия».
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
Информирование о роли команды: В современных условиях главным ресурсом эффективного хозяйствования является корпус специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих процесс управления. От их квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы людей и перспективы развития фирмы, учреждения, экономического района.
Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат».
Цель: Помочь участникам узнать друг о друге, сократить дистанцию в общении, снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь».
• 10 минут - самопредставление участников тренинга: на листе бумаги А-4 (можно ½ листа) каждый участник должен написать свое имя написать и нарисовать тот образ, который раскрывает его характер. Затем в течение 10 минут все ходят по залу и знакомятся. Можно задавать любые вопросы. Каждый должен познакомиться с каждым.
• 5 минут – участники отвечают на возникшие вопросы, называет свои ЗУНы (знания, умения и навыки), которыми он может поделиться с другими и какие могут пригодиться в организации работы команды.
3. Игровой момент: 20 минут
1.прием на работу….. открыта вакансия на заводе по изготовлению спринцовок (клизмочек). Участники по очереди должны убедить руководителя, что именно они просто необходимы на данном рабочем месте………
2. очередной олигарх хочет жениться (бизнеследи хочет выйти замуж); необходимо убедить в неотразимости собственной кандидатуры……
3. Рефлексия. 10 минут. Что вы чувствуете в данный момент? От чего зависел ваш ответ на вопрос?
Второй и третий этапы дают участникам возможность проявить свою индивидуальность.
5. Работа в кругу: 5 минут. связывание единой нитью. «Невидимая нить» Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.
И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. "Как непросто всем уживаться друг с другом! — думал мудрец. — Что бы такого предпринять? — размышлял он". И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».
«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.
Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился "узловатым". Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».
Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.
— Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная... Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя... Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми...А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать... Что будет, давайте попробуем... Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом... О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»...
Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею... Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»...
Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят... В нашей команде это недопустимо.
Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!
Рефлексия. Главный вопрос для обсуждения: «Чему эта игра может научить команду?» Ответы всех членов команды желательно записывать на доске, так как этот материал можно использовать при формировании ценностей команды (это Ваш следующий шаг).