Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82

Файлы: 1 файл

Диплом Широкова СПдо-508 конечный вариант.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

На этом этапе необходимо выделить три подэтапа:

I. Цель диагностического подэтапа - сбор информации о детях на основе методов наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед с детьми клуба по месту жительства «Фантазия».

На данном этапе проводятся диагностические методики:

  • Анкета для родителей – предназначена для первичного сбора информации о ребенке.
  • «Анкета по определению волевых качеств» Е.Н. Прошицкой, с целью определения сформированности у подростков важных характерологических свойств личности, в том числе и социальной ответственности, для первичной диагностики проблемы.
  • «Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК)» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина, целью которого является определение локализации контроля, интернальных альтернатив личности.

II. Организация деятельности воспитанников.

Целью данного подэтапа является проведение акций, через которые происходит формирование социальной и личностной ответственности ребят. Предполагается цикл акций в течение полугода. Каждый месяц проводится одна акция с полной ее подготовкой (определением целей, задач, разработкой методического материала, обсуждение деятельности социальным педагогом и проектной группой).

Перед проведением всех акций для ребят проводится тренинг командообразования с целью создания единой команды волонтерской дружины.

    • Акция « Мы за здоровый образ жизни!»

Время проведения – декабрь 2009г.

Цель акции – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у большого количества подростков и старших школьников и ответственное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

  1. Вовлечение как можно большей аудитории в процесс воспитания отношения к здоровому образу жизни.
  2. Проведение занятий и лекций, посвященных здоровому образу жизни для среднего звена в общеобразовательных школах.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.

Акция проводится 2 дня. Первый день – раздача брошюр и листовок, проведение рейда. Второй день – выход в общеобразовательные учреждения.

Этапы проведения акции:

  1. Разработка брошюр «Путь к успеху – здоровый образ жизни!».
  2. Раздача брошюр и листовок с агитирующими лозунгами детям (целевая аудитория 11 – 15 лет) и родителям.
  3. Выход волонтерской дружины в кружки клуба, а также младшие классы общеобразовательной школы № 121 с программой пропаганды здорового образа жизни.

Ожидаемый результат: привлечение как можно большего количества школьников, а также их родителей к проблеме здорового образа жизни; организация сотрудничества со школами, инспекцией по делам несовершеннолетних (в вопросах проведения рейда).

    • Акция « Поможем детям!»

Время проведения – январь 2010

Цель  –  организация благотворительной акции в поддержку  воспитанников детских домов и инвалидов и воспитание чувства ответственности, которое определяет необходимость заботиться о детях, инвалидах, стариках, то есть о тех, кто сами о себе позаботиться не могут.

Задачи:

  1. Привлечение взрослой и детской аудитории к сбору средств для нуждающихся детей.
  2. Оказание посильной помощи руководству детского дома.

Этапы проведения акции:

  1. Разработка объявлений и распространение их на доски, остановки, в магазины, с указанием контактных телефонов и адреса детского клуба.
  2. Посещение детского дома. Помощь в уборке помещений.
  3. Передача полученных средств руководству детского дома.

Ожидаемый результат – повышение уровня жизни воспитанников детского дома посредством сбора благотворительных сборов; формирование у населения чувства сострадания, желания оказать помощь детям, повышение чувства ответственности за нуждающихся в нашей помощи детей.

    • Акция «Не будь равнодушным!»

Время проведения – февраль 2010

Цель акции -  организация игровой программы для воспитанников детского дома, формирование у подростков творческой активности, инициативности, эмпатийности.

Задачи:

  1. Формирование положительных эмоций у детей
  2. Пробуждение интереса к игре и ее развивающее значение для детей.

Этапы проведения:

  1. Посещение детского дома с игровой программой (возраст от 5 до 9 лет).
  2. Проведение игр:

«Что бывает, какое бывает» (данная игра нацелена на развитие речи у воспитанников детского дома младшей группы 3-4 лет)

    • Ладошки-гармошки (пальчиковая игра)
    • Что лишнее в ряду и чего не хватает - упражнение на развитие памяти.

Ожидаемый результат:

- создание положительного психологического климата для детей, привнесение эмоций радости и удовольствия детям;

- развитие таких социально-значимых качеств у волонтеров как  эмпатия, инициативность, креативность, самостоятельность, ответственность.

    • Акция «Спички детям не игрушка!»

Время проведения – март 2010 года

Цель – проведение занятий по пожарной безопасности, обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара, повышение чувства ответственности за свою жизнь, за жизнь других людей и сохранность материальных ценностей.

Задачи:

  1. Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах.
  2. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой

Этапы проведения:

  1. Ознакомление с правилами пожарной безопасности.
  2. Выход в общеобразовательную школу № 121. Ознакомление ребят младшего и среднего звена с правилами пожарной безопасности.
  3. Раздача методических материалов.

Ожидаемый результат – усвоение школьниками правил пожарной безопасности, оценка опасности игры со спичками, развитие чувства заботы и ответственности не только за себя, но и за других.

    • Акция  «Чистый город»

Время проведения – Апрель 2010

Цель акции - формирование экологической культуры в обществе, повышения образовательного уровня, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, повышение ответственного отношения к родной природе и к окружающей среде.

Задачи:

  1. Привлечение внимания общественности к острым экологическим проблемам
  2. Агитация поддерживать «Чистый город».

Этапы проведения:

  1. Раздача листовок, оформление плакатов «Мы за чистоту!», шествие по центральным улицам города и привлечение всех желающих к себе в команду.
  2. Уборка Павловского родника Верх-Исетского района совместно с координатором экологической деятельности в городе экологическим центром Железнодорожного района «Рифей».

Ожидаемый результат – привлечение внимания большого количества людей к деятельности волонтерской бригады и необходимость заботиться о родном городе, о природе, о среде.

    • Акция «Память поколений!»

Время проведения – май 2010

Цель акции – организация и проведение праздника в честь 65-летия Победы в клубе по месту жительства «Фантазия» Верх-Исетского района, для того чтобы подчеркнуть ценность и значение Победы в Великой отечественной войне для современного поколения.

Задачи:

  1. Активизация интереса населения, школьников района к мероприятиям в честь Победы.
  2. Организация праздника для ветеранов и тружеников тыла совместно с центром социального обслуживания Верх-Исетского района.
  3. Необходимость выражения благодарности и уважения к ветеранам за Победу.

Этапы проведения:

  1. Создание фотогазеты «Летопись поколений» для Ветеранов, прошедших войну и выставки изобразительного творчества «Цветы для ветеранов».
  2. Организация и проведение праздника для Ветеранов с привлечением творческих коллективов клуба.

Ожидаемый результат – формирование у школьников и молодежи ценности Победы, вклада Ветеранов и уважительное отношение к старшему поколению, чувства гражданственности.

В результате  проведения всех акций создается фотоотчет, презентация и отчет о деятельности волонтерской дружины «Бюро Добрых Дел».

III. Контрольная диагностика уровня сформированности социальной ответственности на основе методики

Этап подведения итогов включает в себя педагогический анализ, определение достоинств и недостатков сторон проекта, определение дальнейших перспектив деятельности.

Таким образом, по нашему мнению, организация и проведение таких акций поможет подросткам и старшим школьникам сформировать такие качества личности как социальная и личностная ответственность.

Кроме указанных акций ведется работа над семейными проектами.

Главная цель которых, создать условия и мотивацию ребенку к развитию волевых качеств личности, активности, самостоятельности и креативности, именно тем качествам, которые необходимы для воспитания ответственности личности, с помощью совместной работы ребенка, взрослого и педагога.

Примером может быть проект по созданию и дополнению «Музея старинного быта Урала,  разработанный  и реализуемый в клубе  «Фантазия».

Участниками этого проекта являются дети и взрослые. Их сотрудничество строится на основе совместной разнообразной личностно значимой деятельности, полезной для себя, семьи, окружающих людей, природы с учетом индивидуальных способностей  и детей и взрослых. В процессе совместной деятельности происходит обогащение духовной культуры ее участников.

Цель проекта – приобщение детей и подростков к истокам народной культуры и истории родного края через краеведческую деятельность, воспитание волевых качеств личности, интереса к совместной деятельности, умение брать ответственность за себя и за дело, воспитание активности и самостоятельности.

Сущность проекта: создан «Музей Старинного быта Урала», где хранятся старинные вещи Советского времени и даже 16,17 веков. Родители тесно сотрудничают с нашим клубом и приносят новые экспонаты. А их изучение интересно как детям, так и взрослым.

Проект внедрен с 1996 года и действует по сей день.

Другим значимым с нашей точки зрения семейным проектом является создание семейного клуба родоведов.

Основная цель – посредством изучения родословной своей семьи сформировать познавательный интерес ребенка, мотивацию к дальнейшему сотрудничеству, а также такие важные качества личности, как активность, творческая инициатива, что способствует формированию социальной ответственности личности.

К нам приходят специалисты из Российской Ассоциации родоведов, сотрудники библиотечных центров, в том числе из библиотеки им. В.Г. Белинского, сотрудники Краеведческого Музея, а также научные сотрудники.

В семейном клубе участвуют родители и дети, численность его – 15 человек (число варьируется). Обсуждаются такие вопросы как:

    • Как правильно писать родословную?
    • Где взять источники?
    • Как найти родственников?

Дают подробные ответы на эти вопросы, а затем к нам приходят приглашенные специалисты-психологи и проводят беседы о воспитании детей и о воспитании каких-либо личностных качеств.

В результате проведенной работы в социально-значимых акциях приняли участие 14 воспитанников в составе инициативной группы в возрасте от 12 до 15 лет, и 15 человек младшего возраста в качестве помощников.

На основе анкетирования, в результате сбора первичной информации о ребенке определен социальный статус каждого из воспитанников и возможные проблемы в общении и формировании значимых качеств личности воспитанников.

Было выявлено, что из 14 воспитанников, двое – воспитываются в многодетных семьях, шестеро – в неполных, и шестеро – имеют благополучную полную семью.

Вследствие этого, у подростков, воспитывающихся в неполных семьях, существуют некие отклонения в поведении, а именно, необоснованная агрессия, склонность к измененным формам самореализации, слабая развитость волевых качеств личности и склонность к экстернальному локусу контроля.

Информация о работе Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства