Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
На этом этапе необходимо выделить три подэтапа:
I. Цель диагностического подэтапа - сбор информации о детях на основе методов наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед с детьми клуба по месту жительства «Фантазия».
На данном этапе проводятся диагностические методики:
II. Организация деятельности воспитанников.
Целью данного подэтапа является проведение акций, через которые происходит формирование социальной и личностной ответственности ребят. Предполагается цикл акций в течение полугода. Каждый месяц проводится одна акция с полной ее подготовкой (определением целей, задач, разработкой методического материала, обсуждение деятельности социальным педагогом и проектной группой).
Перед проведением всех акций для ребят проводится тренинг командообразования с целью создания единой команды волонтерской дружины.
Время проведения – декабрь 2009г.
Цель акции – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у большого количества подростков и старших школьников и ответственное отношение к собственному здоровью.
Задачи:
Акция проводится 2 дня. Первый день – раздача брошюр и листовок, проведение рейда. Второй день – выход в общеобразовательные учреждения.
Этапы проведения акции:
Ожидаемый результат: привлечение как можно большего количества школьников, а также их родителей к проблеме здорового образа жизни; организация сотрудничества со школами, инспекцией по делам несовершеннолетних (в вопросах проведения рейда).
Время проведения – январь 2010
Цель – организация благотворительной акции в поддержку воспитанников детских домов и инвалидов и воспитание чувства ответственности, которое определяет необходимость заботиться о детях, инвалидах, стариках, то есть о тех, кто сами о себе позаботиться не могут.
Задачи:
Этапы проведения акции:
Ожидаемый результат – повышение уровня жизни воспитанников детского дома посредством сбора благотворительных сборов; формирование у населения чувства сострадания, желания оказать помощь детям, повышение чувства ответственности за нуждающихся в нашей помощи детей.
Время проведения – февраль 2010
Цель акции - организация игровой программы для воспитанников детского дома, формирование у подростков творческой активности, инициативности, эмпатийности.
Задачи:
Этапы проведения:
«Что бывает, какое бывает» (данная игра нацелена на развитие речи у воспитанников детского дома младшей группы 3-4 лет)
Ожидаемый результат:
- создание положительного психологического климата для детей, привнесение эмоций радости и удовольствия детям;
- развитие таких социально-значимых качеств у волонтеров как эмпатия, инициативность, креативность, самостоятельность, ответственность.
Время проведения – март 2010 года
Цель – проведение занятий по пожарной безопасности, обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара, повышение чувства ответственности за свою жизнь, за жизнь других людей и сохранность материальных ценностей.
Задачи:
Этапы проведения:
Ожидаемый результат – усвоение школьниками правил пожарной безопасности, оценка опасности игры со спичками, развитие чувства заботы и ответственности не только за себя, но и за других.
Время проведения – Апрель 2010
Цель акции - формирование экологической культуры в обществе, повышения образовательного уровня, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, повышение ответственного отношения к родной природе и к окружающей среде.
Задачи:
Этапы проведения:
Ожидаемый результат – привлечение внимания большого количества людей к деятельности волонтерской бригады и необходимость заботиться о родном городе, о природе, о среде.
Время проведения – май 2010
Цель акции – организация и проведение праздника в честь 65-летия Победы в клубе по месту жительства «Фантазия» Верх-Исетского района, для того чтобы подчеркнуть ценность и значение Победы в Великой отечественной войне для современного поколения.
Задачи:
Этапы проведения:
Ожидаемый результат – формирование у школьников и молодежи ценности Победы, вклада Ветеранов и уважительное отношение к старшему поколению, чувства гражданственности.
В результате проведения всех акций создается фотоотчет, презентация и отчет о деятельности волонтерской дружины «Бюро Добрых Дел».
III. Контрольная диагностика уровня сформированности социальной ответственности на основе методики
Этап подведения итогов включает в себя педагогический анализ, определение достоинств и недостатков сторон проекта, определение дальнейших перспектив деятельности.
Таким образом, по нашему мнению, организация и проведение таких акций поможет подросткам и старшим школьникам сформировать такие качества личности как социальная и личностная ответственность.
Кроме указанных акций ведется работа над семейными проектами.
Главная цель которых, создать условия и мотивацию ребенку к развитию волевых качеств личности, активности, самостоятельности и креативности, именно тем качествам, которые необходимы для воспитания ответственности личности, с помощью совместной работы ребенка, взрослого и педагога.
Примером может быть проект по созданию и дополнению «Музея старинного быта Урала, разработанный и реализуемый в клубе «Фантазия».
Участниками этого проекта являются дети и взрослые. Их сотрудничество строится на основе совместной разнообразной личностно значимой деятельности, полезной для себя, семьи, окружающих людей, природы с учетом индивидуальных способностей и детей и взрослых. В процессе совместной деятельности происходит обогащение духовной культуры ее участников.
Цель проекта – приобщение детей и подростков к истокам народной культуры и истории родного края через краеведческую деятельность, воспитание волевых качеств личности, интереса к совместной деятельности, умение брать ответственность за себя и за дело, воспитание активности и самостоятельности.
Сущность проекта: создан «Музей Старинного быта Урала», где хранятся старинные вещи Советского времени и даже 16,17 веков. Родители тесно сотрудничают с нашим клубом и приносят новые экспонаты. А их изучение интересно как детям, так и взрослым.
Проект внедрен с 1996 года и действует по сей день.
Другим значимым с нашей точки зрения семейным проектом является создание семейного клуба родоведов.
Основная цель – посредством изучения родословной своей семьи сформировать познавательный интерес ребенка, мотивацию к дальнейшему сотрудничеству, а также такие важные качества личности, как активность, творческая инициатива, что способствует формированию социальной ответственности личности.
К нам приходят специалисты из Российской Ассоциации родоведов, сотрудники библиотечных центров, в том числе из библиотеки им. В.Г. Белинского, сотрудники Краеведческого Музея, а также научные сотрудники.
В семейном клубе участвуют родители и дети, численность его – 15 человек (число варьируется). Обсуждаются такие вопросы как:
Дают подробные ответы на эти вопросы, а затем к нам приходят приглашенные специалисты-психологи и проводят беседы о воспитании детей и о воспитании каких-либо личностных качеств.
В результате проведенной работы в социально-значимых акциях приняли участие 14 воспитанников в составе инициативной группы в возрасте от 12 до 15 лет, и 15 человек младшего возраста в качестве помощников.
На основе анкетирования, в результате сбора первичной информации о ребенке определен социальный статус каждого из воспитанников и возможные проблемы в общении и формировании значимых качеств личности воспитанников.
Было выявлено, что из 14 воспитанников, двое – воспитываются в многодетных семьях, шестеро – в неполных, и шестеро – имеют благополучную полную семью.
Вследствие этого, у подростков, воспитывающихся в неполных семьях, существуют некие отклонения в поведении, а именно, необоснованная агрессия, склонность к измененным формам самореализации, слабая развитость волевых качеств личности и склонность к экстернальному локусу контроля.