Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
Члены проектных групп имеют возможность попрактиковаться в нескольких разнообразных видах деятельности: провести опрос граждан, составить план работы, провести серию деловых переговоров, поработать с малышами или провести экологическую экспертизу местного водоема и так далее. У подростка, который принимает участие в этих видах деятельности, значительно повышается шанс сделать верный выбор своего профессионального будущего[33, c.33-37].
Здесь хочется подчеркнуть особую форму организации деятельности социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности, приемлемую и наиболее эффективную для клубов по месту жительства - это организация проекта волонтерского движения.
Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций [26, c.239]
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) – любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность, основываясь на принципах волонтеризма.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
В работе социального педагога с добровольными помощниками можно выделить следующие ориентиры:
1. В качестве самостоятельной
задачи нужно рассматривать
2. Необходимо определить
3. Желательно не ограничивать
участие волонтеров в
4. Деятельность волонтеров
Кроме социального проектирования, которое является и формой организации (Прутченков А.С.) и методом (Мудрик А.В) социально-педагогической деятельности, значимым для воспитания ответственности, можно выделить и другие методы по формированию социальной и личностной ответственности ребят.
Кроме того для формирования социальной ответственности подростков, в полной мере соответствует принцип активности воспитанников (воспитания ответственности в деятельности) и методика организации коллективного творческого дела.
Организация дел, в которых участвует много людей и которые собственно и называются коллективной творческой деятельностью имеет следующие этапы:
Таким образом, формирование социальной и личностной ответственности обеспечивает вовлечение всех в постоянную и разнообразную, коллективную творческую работу, где существует взаимовыручка и взаимопомощь.
Для воспитания социальной и личностной ответственности у подростков в условиях клуба по месту жительства нами была разработана методика деятельности социального педагога по формированию и развитию этих социально-значимых качеств личности.
Данная методика является компилятивной. При ее написании мы опирались на методические разработки таких авторов как М.В. Шакурова, Г.А. Гриценко, В.А. Никитина, Т.В. Шишковец, Е.И. Рогов. [26, с. 9].
Целью методики является формирование социальной и личностной ответственности подростков и старших школьников в условиях клуба по месту жительства посредством создания волонтерского движения.
Ожидаемым результатом будет формирование элементов социальной и личностной ответственности подростков, стремления к ответственному поведению, развитие таких личностных качеств как инициативность, активность, решительность, выдержка, эмпатийность, интернальность, способность брать на себя ответственность не только за себя, но и за порученное дело, за другого человека.
Оцениваться методика будет с помощью нескольких критериев:
Методика ориентирована на подростков и старшеклассников с 13 до 17 лет.
Субъектами ее реализации в клубе по месту жительства могут выступать социальный педагог, педагог-организатор, руководитель детско-подросткового клуба вместе с проектной группой воспитанников.
В данной методике социальным педагогом реализуются следующие функции:
Педагог-организатор, в основном занимается организацией деятельности клуба в целом; руководитель клуба – поиском спонсорских средств, связью с общественностью, оформлением договоров.
Основные принципы деятельности социального педагога при осуществлении данной методики:
- целенаправленном постоянном
сотрудничестве социального
с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- создании педагогической среды в учебном учреждении;
-налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами.
2. Принцип личностно-
- гуманном отношении к личности
- уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога
- оказании содействия в саморазвитии и социализации личности
- поощрении ее творческой самореализации
3. Принцип целостности
- целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.
4. Принцип природоосообразности.
- в соответствии с этим принципом у воспитанника необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.
Методика должна включать в себя следующие направления социального воспитания:
Нравственное воспитание осуществляется в социально-значимых проектах, в ходе реализации которых формируются ценностные ориентации и отношения, такие качества личности как способность к сотрудничеству и взаимопомощи, бережное отношение к окружающей среде и друг другу, умение нести ответственность за себя и других.
Развивающее - развитие коммуникативных способностей, креативности, творческой активности воспитанников.
Трудовое воспитание осуществляется во время акций, направленных на оказание помощи ветеранам, детям-сиротам, при реализации различных волонтерских акций.
Оздоровительное – формирование у подростков устойчивого отношения к здоровому образу жизни, укрепление собственного здоровья посредством двигательной и трудовой активности.
Социально-педагогическое – создание благоприятных условий для осуществления и апробации данной методики, формирование у воспитанников социальной и личностной ответственности, ее развитие.
Успешная реализация методики требует применения разнообразных методов и форм реализации деятельности.
Наиболее целесообразными мы считаем использование таких психодиагностических методов, как анкетирование, наблюдение, анализ документов, тестирование.
Важную роль должны сыграть методы коллективного самоуправления, методы включения в общественную деятельность, а также методы стимулирования деятельности и поведения подопечного и методы контроля эффективности социально-педагогического процесса.
Формами организации деятельности являются создание социальных проектов, проведение актуальных социальных акций, работа волонтерских групп.
Для осуществления методики используются следующие средства:
- природные (окружающая нас природа – при проведении акции «Чистый город»),
- технические (компьютеры для изготовления различных раздаточных материалов и пресс-релиза проекта)
- информационные (распространение информационных средств, связь со средствами массовой информации, подготовка и распространение раздаточных материалов).
Важно также наличие определенных условий:
- гигиенические (помещение, в котором ведется подготовка и предварительная работа к волонтерской акции должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, быть чистым и комфортным для каждого из участников воспитательного процесса).
- психологические (работа в сплоченной группе должна иметь положительный психологический климат, для этого в начале акций проводится тренинг командообразования (интеграции)).
- педагогические (целесообразное построение всего процесса, распределение ролей между участниками педагогического процесса, предоставление необходимых материалов для успешной реализации проекта).
Методика апробирована в ходе социально-педагогической работы на базе детско-подросткового клуба «Фантазия» Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
Общая длительность реализации методики – 2 раза в неделю в течение полугода по 30-40 минут.
Технология осуществления данной методики включает в себя несколько этапов: