Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82

Файлы: 1 файл

Диплом Широкова СПдо-508 конечный вариант.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

Члены проектных групп имеют возможность попрактиковаться в нескольких разнообразных видах деятельности: провести опрос граждан, составить план работы, провести серию деловых переговоров, поработать с малышами или провести экологическую экспертизу местного водоема и так далее. У подростка, который принимает участие в этих видах деятельности, значительно повышается шанс сделать верный выбор своего профессионального будущего[33, c.33-37].

Здесь хочется подчеркнуть особую форму организации деятельности социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности, приемлемую и наиболее эффективную для клубов по месту жительства - это организация проекта волонтерского движения.

Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций [26, c.239]

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) – любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность, основываясь на принципах волонтеризма.

Волонтёрская деятельность  –  это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

В работе социального педагога с добровольными помощниками можно выделить следующие ориентиры:

1. В качестве самостоятельной  задачи нужно рассматривать привлечение  добровольных помощников из числа  детей и взрослых, проявляющих интерес к социально полезной деятельности. Необходимо поддерживать интерес к социально полезной деятельности. Необходимо поддерживать отдельных добровольцев, стремиться формировать инициативные группы, инициировать образование общественных объединений благотворительной направленности.

2. Необходимо определить направления  деятельности, в реализации которых  можно сотрудничать с несовершеннолетними  и взрослыми добровольными помощниками. Эти направления должны быть  актуальны, понятны, иметь достаточную степень проработки. Не стоит отдавать на откуп волонтерам те участки работы, где сам социальный педагог зашел в тупик или четко не представляет предстоящий объем и специфику действий, иначе сотрудничество специалиста и добровольных помощников может закончиться взаимной неудовлетворенностью, а отдельные волонтеры разочаруются и покинут ряды добровольцев.

3. Желательно не ограничивать  участие волонтеров в деятельности  социальной службы одноразовыми  акциями, а планировать (программировать) их работы, выделяя ближайшие и дальние перспективы. Процесс целеполагания и планирование деятельности осуществляются совместно, с опорой на опережающую инициативу волонтеров.

4. Деятельность волонтеров должна  получать определенный отклик  как у руководителей учреждения, так и у тех, с кем работают добровольцы. Непременными условиями выступают гласность, система поощрений (прежде всего морального плана). Особое значение это имеет для детей-волонтеров: тем самым осуществляется стимулирование их дальнейшей активности [26, c.240].

Кроме социального проектирования, которое является и формой организации (Прутченков А.С.) и методом (Мудрик А.В) социально-педагогической деятельности, значимым для воспитания ответственности, можно выделить и другие методы по формированию   социальной и личностной ответственности ребят.

Кроме того для формирования социальной ответственности подростков, в полной мере соответствует принцип активности воспитанников (воспитания ответственности в деятельности) и методика организации коллективного творческого дела.

Организация дел, в которых участвует много людей и которые собственно и называются коллективной творческой деятельностью имеет следующие этапы:

  1. Создание Совета дела (или Временной инициативной группы), задача которого организовать все дело, вовлекая  в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создается только на период проведения данного мероприятия, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.
  2. Разработка сценария дела. Ее осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозгового штурма. Задача педагога на этом этапе – разбудить фантазию, инициативность, творчество.
  3. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего все предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех. Успех обеспечивается и тем, что опытный воспитанник, уже умеющий что-то делать, работает с неопытным и обучает его.
  4. Рабочая подготовка дела. На этом этапе взрослым разрешается помогать детям что-то узнать, чему-то обучиться, тем самым способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует метод совместно-разделенной деятельности.
  5. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.
  6. Заключительное заседание Совета дела. На нем говорят о том, что получилось, что не получилось. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей [30, 8-13].

Таким образом, формирование социальной и личностной ответственности обеспечивает вовлечение всех в постоянную и разнообразную, коллективную творческую работу, где существует взаимовыручка и взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика деятельности социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

 

Для воспитания социальной и личностной ответственности у подростков в условиях клуба по месту жительства нами была разработана методика деятельности социального педагога по формированию и развитию этих социально-значимых качеств личности.

Данная методика является компилятивной. При ее написании мы опирались на методические разработки таких авторов как М.В. Шакурова, Г.А. Гриценко, В.А. Никитина, Т.В. Шишковец, Е.И. Рогов. [26, с. 9].

Целью методики является формирование социальной и личностной ответственности подростков и старших школьников в условиях клуба по месту жительства посредством создания волонтерского движения.

Ожидаемым результатом будет формирование элементов социальной и личностной ответственности подростков, стремления к ответственному поведению, развитие таких личностных качеств как инициативность, активность, решительность, выдержка, эмпатийность, интернальность, способность  брать на себя  ответственность не только за себя, но и за порученное дело, за другого человека.

 Оцениваться методика будет с помощью нескольких критериев:

  • направленность социальной активности подростков на решение актуальных, социально значимых проблем;
  • заинтересованность ребят и их  помощь в вовлечение в волонтерское движение младших воспитанников.

Методика ориентирована на подростков и старшеклассников с 13 до 17 лет.

Субъектами ее реализации в клубе по месту жительства могут выступать  социальный педагог, педагог-организатор, руководитель детско-подросткового клуба вместе с проектной группой воспитанников.

В данной методике социальным педагогом реализуются следующие функции:

  1. Диагностическая функция направлена на анализ динамики роста и эффективности формирования социально-значимых качеств личности в начале и к концу проведения социально-педагогических акций и проектов у каждого из воспитанников.
  2. Образовательно-воспитательная функция направлена на организацию воспитательного процесса по формированию устойчивых качеств личности и отношений.
  3. Организационная, предусматривает организацию разнообразной деятельности, такой как, досуговая, трудовая (в акциях по помощи пожилым людям и детям, оставшимся без попечения родителей), спортивная (в организации подвижных игр).
  4. Информационно-консультативная, предусматривает предоставление информации по вопросам, касающимся самих акций и по вопросам формирования социально-значимых для личности качеств.
  5. Прогностическая, предусматривает определение недостатков развития того или иного социально-педагогического явления, в данном случае, составление прогнозов на положительный результат акций, оценка отрицательных и положительных сторон.
  6. Организационно-коммуникативная и координирующая, предусматривает выстраивание каналов обмена информацией между всеми заинтересованными субъектами социального процесса.
  7. Управленческая, предусматривает разработку, продвижение, исполнение социально-педагогических проектов в образовательных учреждениях или социуме – организация в клубе акций, волонтерства, дружин, реализация социально-значимых проектов.

Педагог-организатор, в основном занимается организацией деятельности клуба в целом; руководитель клуба – поиском спонсорских средств, связью с общественностью, оформлением договоров.

Основные принципы деятельности социального педагога при осуществлении данной методики:

  1. Принцип взаимодействия, заключающийся в:

- целенаправленном постоянном  сотрудничестве социального педагога 

с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

- создании педагогической среды  в учебном учреждении;

-налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами.

   2. Принцип личностно-ориентированного  подхода, основывающийся на:

          - гуманном  отношении к личности

          - уважении  прав и свобод как учащегося, так и педагога

          - оказании содействия в саморазвитии и социализации личности

     - поощрении ее творческой  самореализации

3. Принцип целостности педагогического  процесса.

    - целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

4. Принцип природоосообразности.

- в соответствии с этим принципом у воспитанника необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

     Методика должна включать в себя следующие направления социального воспитания:

Нравственное воспитание осуществляется в  социально-значимых проектах, в ходе реализации которых формируются ценностные ориентации и отношения, такие качества личности как способность к сотрудничеству и взаимопомощи, бережное отношение к окружающей среде и друг другу, умение нести ответственность за себя и других.

Развивающее -  развитие коммуникативных способностей, креативности, творческой активности воспитанников.

Трудовое воспитание осуществляется во время акций, направленных на оказание помощи ветеранам, детям-сиротам,  при реализации различных волонтерских акций.

Оздоровительное – формирование у подростков устойчивого отношения к здоровому образу жизни, укрепление собственного здоровья посредством двигательной и трудовой активности.

Социально-педагогическое – создание благоприятных условий для осуществления и апробации данной методики, формирование у воспитанников социальной и личностной ответственности, ее развитие.

Успешная реализация методики требует применения разнообразных методов и форм реализации деятельности.

Наиболее целесообразными мы считаем использование таких психодиагностических методов,  как анкетирование, наблюдение, анализ документов, тестирование.

Важную роль должны сыграть методы коллективного самоуправления, методы включения в общественную деятельность, а также методы стимулирования деятельности и поведения подопечного и методы контроля эффективности социально-педагогического процесса.

Формами организации деятельности являются создание социальных проектов, проведение актуальных социальных акций, работа волонтерских групп.

Для осуществления методики используются следующие средства:

- природные (окружающая нас природа – при проведении акции «Чистый город»),

- технические (компьютеры для изготовления различных раздаточных материалов и пресс-релиза проекта)

- информационные (распространение информационных средств, связь со средствами массовой информации, подготовка и распространение раздаточных материалов).

Важно также наличие определенных условий:

- гигиенические (помещение, в котором ведется подготовка и предварительная работа к волонтерской акции должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, быть чистым и комфортным для каждого из участников воспитательного процесса).

- психологические (работа в сплоченной группе должна иметь положительный психологический  климат, для этого в начале акций проводится тренинг командообразования (интеграции)).

- педагогические (целесообразное построение всего процесса, распределение ролей между участниками педагогического процесса, предоставление необходимых материалов для успешной реализации проекта).

Методика апробирована в ходе социально-педагогической работы на базе детско-подросткового клуба «Фантазия» Верх-Исетского района города Екатеринбурга.

Общая длительность реализации методики –  2 раза в неделю в течение полугода по 30-40 минут.

Технология осуществления данной методики включает в себя несколько этапов:

  1. Ориентировочный (подготовительный) этап. Сюда входит сбор первичной информации, обработка материала, анализ данных и оформление выводов, определение целей, задач исследования, формулировка актуальной социальной проблемы.
  2. Проектировочный (организации планирования) этап. Разработка алгоритма, плана действий,  подбор методического материала, обсуждение проекта на педагогическом совете клуба, определение функций каждого субъекта деятельности
  3. Этап реализации методики.

Информация о работе Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства