Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82

Файлы: 1 файл

Диплом Широкова СПдо-508 конечный вариант.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

6. Работа в подгруппах. 15 минут. «Групповое рисование» Участники делятся на две подгруппы (строятся по росту, цвету волос, цвету глаз, одежды, возрасту, номеру дома и т.д., затем рассчитываются на первый-второй). Каждая подгруппа получает лист ватмана, набор карандашей, красок и начинает групповой рисунок. Причем через каждые три минуты члены команды по кругу меняются местами, и каждый продолжает рисовать рисунок предыдущего участника. Работа идет в течение 15 минут.

Примечания: не делать уточнений. Сказать: «Вот лист. На нем одновременно работают все члены группы. Рисуете, что хотите и чем хотите. По моей команде все меняетесь местами. Начали работу».

7. Общегрупповая работа. 20 минут. Члены команд рассказывают друг о друге представителям обеих команд. Все вместе делают общий плакат – презентацию всей команды. 20 минут

8. Презентация команды.

9. Завершающая рефлексия. Что чувствуете на данный момент? Что нового узнали? Что узнали о себе? О других? Какие навыки сформировались? Что изменилось в вас самих, в окружающих? Чего вы ждали? Что получили?

 

 

Приложение 4

Тексты  проводимых лекций и конспекты занятий

Для акции « Мы за здоровый образ жизни!»

Занятие «Мир здоровья»

 

Занятие рассчитано на школьников 5-6 классов.

Время занятия: 40 минут

Цель занятия: Формирование устойчивого отношения подростков к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Получение объективных знаний о здоровом образе жизни.
  2. Формирование активной жизненной позиции у подростков.
  3. Развитие коммуникативных способностей, творческой инициативы личности.

Форма проведения занятия: социально-педагогический тренинг

Педагогические средства: наглядные материалы, краски, кисточки, ватман, листы формата А4.

Ожидаемый результат: Сформированность четкой позиции о здоровом образе жизни, его позитивное осознание подростками.

Этап

Действия педагога

Время

Действия детей

Введение

Объяснение ; обсуждение целей, задач предстоящего занятия.

3 мин.

Привлечение внимания участников занятия. Положительный настрой детей.

II этап.

Работа с понятиями

Знакомство аудитории с основными понятиями; информирование подростков;

10 мин.

Осмысление школьниками

понятия здоровый образ жизни, и его составляющих.

III этап

Изучение основной проблемы

Организуется обсуждение и обратная связь, выполняются упражнения.

15мин.

Вырабатывается собственный взгляд подростков на данную проблему посредством выполненных заданий.

IV этап.

Рефлексия

Делается акцент на центральной теме, поясняются существенные моменты, дается обратная связь.

Обобщение учителя.

12мин.

Проводится рефлексия. У ребят формируется своя позиция о данном понятии.

Школьники поймут усвоят необходимость поддержания здорового образа жизни.


 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I этап.

Обсуждение целей и задач предстоящего занятия.

II этап. Работа с понятиями.

Предложите воспитанникам самим сформулировать понятие ЗОЖ. Что они вкладывают в данное определение. Затем идет пояснение ребятами..

III этап. Изучение основной проблемы.

Выполнение нескольких упражнений:

  1. Подростки делятся на 2 группы. Дается 2 листа ватмана, одна группа рисует человека употребляющего алкоголь в течение 30 лет, вторая – ведущего здоровый образ жизни. А вокруг человека ребята рисуют план различных мероприятий, которые можно было бы провести для того, чтобы люди поддерживали ЗОЖ. (мероприятия любого характера – спортивные, культурно-массовые, социальные волонтерские акции и проекты). Защита своих проектов.

IV этап Рефлексия.

Сегодня мы с вами разобрались в некоторых понятиях и приобрели некоторый жизненный опыт. Поэтому сейчас вы сами нарисуете, что для Вас теперь значит ЗОЖ. Ребятам выдаются заготовленные кружочки, где каждый рисует, по его мнению, подходящий, символ здорового образа жизни. Все символы прикрепляются на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для акции «Не будь равнодушным!»

Игры для воспитанников детского дома № 5

Что бывает…. Какое бывает…

 

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а  еще подушка, а еще мягким может  быть…" и подождите, пока ребенок  придумает свой вариант (хотя  бы один). Если малыш не продолжает  вашу фразу, закончите ее сами  и предложите аналогичную - с еще  одним признаком: любым другим  или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).

Или наоборот:

"Мячик может быть большим  или маленьким, красным, зеленым  или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о  других предметах или живых  существах.

"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

 

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Ладошки-гармошки

 

Возраст 2,5 - 4 года

Пальчиковые игры

Показать обе ладошки, затем раздвигать и сдвигать пальчиками под стихотворение:

Посмотри, мои ладошки;

Как веселые гармошки;

Пальчики я разжимаю;

А потом опять сжимаю.

Что лишнее в ряду и чего не хватает

 

Возраст 3,5 - 4 года

 

Память, внимание

Обычно в игру "Что лишнее?" играют с карточками или картинками.

Попробуйте поиграть "на слух". В этом случае можно использовать более абстрактные понятия, а не только предметы.

Называйте ряд и одно "лишнее" понятие.

- понедельник, вторник, декабрь, пятница, суббота...

- январь, февраль, август, среда, ноябрь, март...

- круг, квадрат, треугольник, восемь, ромб...

- один, три, восемь, трапеция, пять, семь...

Ну и традиционно с предметами:

- яблоко, груша, виноград, ножницы, слива, персик...

Приложение 5

                                                          Авторская разработка Галиулиной Л.В.

(педагог-организатор

 и руководитель ДПК «Тимуровец») 
                                                                   

Сценарий праздника «Помним и гордимся»

 

 

Задник сцены украшен воздушными шарами, в центре «салют» из звезд», сверху растяжка – поздравление с Днем Победы.

За 20 минут до начала праздника в записи звучат песни о войне и песни военных лет.

Выходят ведущие – юноша и девушка в пилотках и гимнастерках

 

Ведущий 1:             Шар земной столетья в муках мечется

            Век за веком – войны, войны, войны …

Ведущий 2:             Так возвысь свой голос, Человечество,

            Гневно войнам ты скажи «Довольно!»

 

Ведущий 1:  Сегодняшний праздник мы посвящаем вам, дорогие ветераны!

 

Ведущий 2:  Примите самые искренние и сердечные поздравления  с великим,

                      всенародным праздником Победы!

 

Ведущий 1: Мы твердо знали, что Победа будет,

И вот сегодня в 63 раз

Ее рождение отмечают люди,

Как самый лучший, самый светлый час.

 

Ведущий 2: У нас в гостях депутат Государственной Думы  - 

Ходаковский Игорь Олегович.

Вам слово, Игорь Олегович!

(короткое выступление-поздравление)

 

Концертный номер _________________________________________

Ведущий 2: Слово предоставляется  председателю Территориального Совета                                                                         

Общественности  Боркову Ивану Тимофеевичу 

 

Концертный номер__________________________________________

 

ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ

К микрофону подходят дети:

1- ый:       Память человеческая строго

2- ой:       Дни считает, как бойцов в строю

3- ий:       Знает мир, что путь ваш был нелегок

4- ый:       К этому торжественному дню.

1- ый:      Победа к нам приходит вновь и вновь,

2- ой:      Прекрасна и юна, как в сорок пятом,

3- ий:       Приходит в блеске старых орденов

4- ый:      На пиджаке бывалого солдата

1- ый:      Умытая слезами — не дождем,

2- ой:       Сверкая не огнем, а счастьем жизни,

3- ий:       Победа к нам приходит вешним днем,

4- ый:      Чтоб никогда не позабыть о том,

ВСЕ:        Какой был подвиг совершен Отчизной!

 

Ведущий 1:  Память о прошлом, — это не просто свойство человеческого сознания, это способность сохранить следы минувшего. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот почему наш народ так свято чтит память о подвигах тех, кто не жалел ни сил, ни самой жизни в великой битве с врагом.

Ведущий 2:  В первые дни войны им было семнадцать, 18, 19 лет... Они были моложе многих из нас, присутствующих в этом зале. А сегодня, обремененные солидным возрастом, повседневными проблемами нелегкой нашей жизни, они — именинники, сегодняшний праздник — в их честь, и все, что будет происходить на этой сцене — для них! И наш рассказ – о вас, ветераны.

 

Ведущий 1: Три  молодых девушки-подружки решили пойти на фронт. За плечами третий курс мединститута, работа в госпитале. В начале в военкомате отказали. Сделали запрос в Ворошиловград, пришел ответ – отправляйте. Из Ворошиловграда их направили в Харьков. Город был разбит, мосты разрушены. Добрались на товарняках. Направили в штаб медицинских учреждений Украины город Киев. В Киеве дали направление во фронтовой госпиталь, город Славуту. До Шепетовки ехали в эшелоне с пополнением в 238 Фронтовой запасной полк первого Украинского Фронта. Попали под бомбежку, лежали в болоте – так прошли боевое крещение. С мая по август 1944                                             Щипахина Зинаида Ивановна служила в полковом медпункте медсестрой. Затем была направлена в 1 Гвардейскую Армию 1 Украинского Фронта, где также служила медсестрой. Боевой путь с Шепетовки на север Молдавии, далее Западная Украина, Польша, перевалы Карпат и Высокие Татры – граница Словакии. В мае 45-го полк, где служила Зинаида Ивановна, закончил войну в городе Новоничин в Чехословакии. Демобилизовалась в августе 45-го, награждена……………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………………...

Сейчас Зинаида Ивановна - Председатель Совета Ветеранов

Ведущий 1: На нашу сцену мы приглашаем   Щипахину Зинаиду Ивановну.

                    Вам слово, уважаемая Зинаида  Ивановна!                                                                       

(короткое выступление-поздравление)

Ведущий 2:  Вам, уважаемая Зинаида Ивановна,  дарим этот номер: ________________________________________________________

 

Ведущий 2:     Среди ветеранов на празднике присутствует:    

                         Симонова  Васса  Семеновна

Ведущий 1:  В мае 1942 г., когда ей было 20 лет, добровольцем пошла в Армию, вернулась в августе 1945 закончила  школу медсестер.  Защищая мирное небо Калининградской области, Литвы, Латвии, была командиром отделения 32-го Отдельного батальона ВНОС (Воздушное Наблюдение Оповещение Связь), звание сержант.

Награждена Орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, медалью За победу над Германией.

Ветеран труда, почетный гражданин города Мажейкяй (Литва).

 

Ведущий 2:  О войне, оно понятно,

Что война…

А суть в  другом!

Дай с войны прийти обратно

При победе над врагом!

 

Ведущий 1:  Для вас, уважаемая Васса Семеновна, звучит песня:

______________________________________________________________

Ведущий 2:  Мы продолжаем рассказ о наших ветеранах:

                           Ласкин  Павел Парфенович

 

Ведущий 1:  Призван в Армию в сентябре 1942 г., ему еще не исполнилось и восемнадцати.

Служил в г. Ирбите, закончил младшие сержантские курсы. Воевал под Курском - Орловское направление, затем  в 62-й Армии Рокоссовского – гвардейская дивизия, пехота.

Командир отделения станкового пулемета, участник боев на Курской дуге, Понырское направление.

В наступательных боях тяжело ранен, после Пермского госпиталя демобилизован.

Имеет боевые награды: Орден Красной Звезды, медаль За Отвагу, также  медаль За Победу над Германией, Орден Великой Отечественной войны 1-й степени.

 

Ведущий 2:                         Она звучит, не умирая,

От дедов, перейдя к юнцам,

Простая песня фронтовая,

Нам согревавшая сердца.

И, может быть, она — «Катюша»

Или «В лесу прифронтовом» —

Она всегда тревожит душу

Информация о работе Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства