Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
4. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. – В кн.: Человек и общество [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - Л.: Педагогика, 1991. – 256с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г Ананьев. – И.: Наука, 2000. – 351с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998. – 375с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998,. – 464с.
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]/ Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 159с.
9. Теоретическая психология [Текст]/ под ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 2001. – 495с.
10. Гриценко Г. А. Современные технологии воспитания в детско-подростковом клубе [Текст]/ Г. А. Гриценко. – Екатеринбург: УрГПУ, 2009,. – 130с.
11. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2006. – с. 222с.
12. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е издание [Текст]/ А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1990. – 391с.
13. Кон И.С. Психология старшеклассника [Текст]/ И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2007. – 192с.
14. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст]/ И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1999. – 225с.
15. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]/ Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – 521с.
16. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. – Соч. [Текст]/ А.С. Макаренко. – М., 1951, т.5. – 221с.
17. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: учебное пособие [Текст]/ Л.В. Мардахаев. – М: Гардарики, 2003. – 269с.
18. Масгутова С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Диссертация кандидата психологических наук [Текст]/ С.К. Масгутова. – М., 1988. – 245с.
19. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью [Текст]/ Н.А. Минкина. – М. 1997. – 424с.
20. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст]/ А.В. Мудрик. – М: Академия, 2000. – 194с.
21. Муздыбаев К. Психология ответственности [Текст]/ К. Муздыбаев. – Л.: Наука, 1993. – 240с.
22. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека [Текст]/ В.Н. Мясищев. – М., Воронеж: Институт практической психологии МОДЭК, 1998. – 363с.
23. Никитина В.А Методика и технология работы социального педагога [Текст]/ В.А. Никитина. – М: Владос, 2007. – 315с.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/ Ф. Райс. – СПб.: 2000. – 616с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2000. – 712с.
26. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]/ под ред. А.В.Мудрика. – М.: Изд-во Академия, 2004. – 240с.
27. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание [Текст]/ А.Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 1992. – 303с.
28. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. – Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М., 1979, т. 3. – 394с.
29. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. – М.: Воронеж, 1996. – 512с.
30. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд. [Текст]/ М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 278с.
31. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]/ П.А. Шептенко. – М.: Академия, 2001. – 198с.
32. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога [Текст]/ Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2007. – 335с.
33. Юнг К. Г. Психологические типы [Текст]/ К. Г. Юнг. – Спб.: Ювента, 1995. – 716с.
3. Энциклопедии, словари
41. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. [Текст]/ М.: Большая Российская энциклопедия,1993. – 608с.
42. Современный философский словарь [Текст]/ М.: Академический проект, 2004. – 861с.
4. Электронные ресурсы:
43.Социальная ответственность/статья [электронный ресурс]/ http://www.wikipedia.org
44. Психология личности: словарь-справочник / Под ред. П. Горностай. – Киев: Рута, 2001 [электронный ресурс] // http://www.psylib.ru
Приложение 1
Диагностические материалы
Анкета для первичного сбора информации о ребенке.
Сведения о семье.
1. ФИО ребенка:
2. Дата рождения ребенка:
3. Дата заполнения анкеты:
4. Условия проживания:
5. ФИО матери, год рождения:
6. ФИО отца, год рождения:
7. Профессия матери:
8. Профессия отца:
9. Здоровье матери:
10. Здоровье отца:
11. Образование матери:
12. Образование отца:
13. Наличие нервно-психических
14. Состав семьи:
15. Чрезвычайные ситуации в семье (развод, смерть близких, пожар, разбойное нападение и др.):
Сведения о ребенке.
16. Особенности раннего развития:
17. Леворукость есть/нет
18. Операции:
19. Общий наркоз:
20. Жалобы: головные боли, страхи, тики, кусание ногтей, лишние навязчивые движения, недержание мочи, плаксивость, др:
21. Физическое развитие:
22. Речь:
23. Поведение:
24. Игровая деятельность:
25. Обучается:
отлично – хорошо – удовлетворительно – с трудом
самостоятельно – нуждается в помощи
охотно – неохотно
26. Где воспитывался: семья, детсад однодневный, круглосуточный
27. Воспитание в семье:
Кто преимущественно занимается воспитанием:
Принципы воспитания: строгие, требование безусловного выполнения просьб и решений старших, мягкое, уговоры, исполнение желаний
28. Наказания и поощрения (в какой форме осуществляются):
29. Сфера интересов:
30. Дополнительные нагрузки:
31. Когда начались проблемы, с чем они связаны:
32. Дополнительные сведения о развитии ребенка, которые вы хотите сообщить:
Заполнил анкету:
Подпись
Анкета по определению развития волевых качеств
Е.Н. Прошицкой
Инструкция: С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств. Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.
1. Делаете ли вы по утрам зарядку?
а. Регулярно.
б. Время от времени.
в. Не делаю.
2. Отстаиваете ли вы
свое мнение перед товарищами
и взрослыми в случае
а. Всегда.
б. Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в. Нет.
3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?
а. Да, в любой ситуации.
б. Не всегда, в зависимости от ситуации.
в. Не умею.
4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?
а. Всегда.
б. Иногда решаюсь на это.
в. Никогда.
5. Останавливают ли вас
неудачные попытки решения
а. Да.
б. Иногда.
в. Практически никогда.
6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?
а. В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
б. Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в. Не сформированы.
7. Способны ли вы сами
без внешнего принуждения
а. Да.
б. Делаю это не регулярно.
в. Практически никогда этого не делаю.
8. Можете ли вы без
напоминания сесть за
а. Практически всегда.
б. Только иногда.
в. Практически никогда этого не делаю.
9. Способны ли вы длительно ,в течении нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
а. Да.
б. В редких случаях.
в. Нет.
10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?
а. Достаточно отчетливо.
б. От случая к случаю.
в. Не проявляю.
11. Если вы проявляете
интерес к самовоспитанию, то
в какой мере он носит
а. Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б. Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
в. Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.
12. Есть ли у вас программа самовоспитания?
а. Да.
б. Определенной программы нет, но есть некоторые наметки.
в. Никакой программы нет.
13. Доводите ли вы свои дела до конца?
а. Да.
б. Не все дела довожу до конца.
в. Очень редко довожу начатое до конца.
14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется?
а. Чаще всего планирую.
б. Иногда планирую.
в. Практически никогда не планирую.
15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?
а. В основном умею.
б. Иногда не сдерживаюсь.
в. Как правило, не сдерживаюсь.
16. Умеете ли вы серьезно
и ответственно выполнять
а. Как правило, умею.
б. Не всегда умею.
в. Не умею.
17. Пытаетесь ли вы
определить для себя серьезную
жизненную цель (выбор профессии,
владение важными трудовыми
а. Да.
б. Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в. Не пытаюсь.
18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?
а. Делаю.
б. Делаю очень мало.
в. Ничего не делаю.
Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам “а”, “б”, и “в”. За каждый ответ, соответствующий варианту “а” вы получаете 2 балла, “б” - 1 балл, “в” - 0 баллов.
Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера.
Если вы набрали более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий;
20-30 баллов - низкий;
10-20 баллов - волевые качества практически не развиты
Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р.Пантелеева и В.В.Столина.
Направлен на измерение локуса контроля как обобщенной генерализованной переменной.
Опросник содержит 32 пункта (26 — работающих и 6 — маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля.
Опросник СЛК предназначен для измерения локуса контроля.
Инструкция: «Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым Вы больше согласны и отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. а) издержки в воспитании
детей часто связаны с
б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги с ними.
2. а) многие несчастья в
жизни людей объясняются
б) людские невезения — результат их собственных ошибок.
3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связано с тем, что мы плохо с ними боремся;
б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно.
4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают;
б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.
5. а) спокойная жизнь студента
на факультете зависит от его
отношений с руководителем
б) у добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.
6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными;
б) большинство студентов не сознают, что их оценки в основном зависят от случайности.
7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни;
б) если способный человек немногого добился, значит он не использовал свои возможности.