Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82

Файлы: 1 файл

Диплом Широкова СПдо-508 конечный вариант.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

Свобода – одно из условий ответственности, ответственность – одно из проявлений свободы, в частности как автономии: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты решений и действий на других. На это указывал еще Аристотель, подчеркивая, что произвольное (свободное) действие, но совершенное в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля [42, с. 620].

Ответственность определяется также как осуществляемый  в разных формах контроль над деятельностью субъекта, с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности, за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и тому подобное), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга). Ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие субъекта ответственности требует указания на ее объект – того, за что субъект несет ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения.

 Нравственная ответственность раскрывается в категории долга. Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить и практически осуществить моральные требования, то вопрос в том, в какой мере эта задача выполняется или не выполняется, относится и характеризует уровень ответственности. Ответственность, таким образом – это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности.

Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной  свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.  

Понятие ответственность предполагает наличие субъекта и требует указания на объект. Субъект - конкретная личность, взаимодействующая с миром. Объект - это то, за что субъект несет ответственность, "что возложено на него или принято им для исполнения". Это может быть поручение, просьба, судьба общего дела и др. Взаимосвязь субъекта и объекта создает временную перспективу понятия: ответственность за совершенное действие - ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить - перспективный аспект.

Принимая решение поступить так или иначе, человек выбирает между своими узкоиндивидуальными интересами и интересами более широкого общественного окружения, между "должен" и "хочу". Речь идет о нормативной регуляции, особом механизме регуляции поведения людей в ситуации свободного выбора.

Различают два вида нормативной регуляции:

1. Обычно-традиционная регуляция. Основными критериями этой регуляции поведения являются нормы, существующие на сегодня в обществе. За выполнением этих норм следят так называемые "инстанции", перед которыми надо держать ответ. Инстанция оценивает деятельность субъекта ответственности и налагает санкции в зависимости от степени вины и заслуг. Именно такой подход наблюдается в традиционной системе обучения. В силу возрастных особенностей ребенок не может управлять своим поведением, отвечать за последствия своих действий в той степени, как это необходимо. Поэтому организацией общего дела, распределением обязанностей между детьми, проверкой правильности выполнения заданий и поручений занимается преимущественно школьный учитель. Он берет на себя функции "инстанции", лишая детей возможности проявить самостоятельность.

2. Морально-нравственная регуляция. В качестве критериев выступают  обобщенные этические принципы  из сферы должного и ценного  для самой личности. В роли  инстанции выступает сам субъект  ответственности. В этом случае ответственность - средство внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное "по своему усмотрению, сознательно и добровольно".

Таким образом, ответственность предполагает наличие определенного уровня саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Система обучения, отражающая эти положения, существенно отличается от традиционной: учащиеся самостоятельно планируют выполнение тех или иных дел, распределяют обязанности, контролируют выполнение, определяют для себя систему санкций. Педагог осуществляет ненавязчивую помощь-поддержку на всех этапах выполнения задания.

В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки.

Следовательно, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности. Недостатка  в научных толкованиях содержания термина ответственность нет, как нет и серьезных смысловых расхождений в его трактовке. В целом суть термина остается в морально-нравственных рамках, обретая метафизический характер. Самое значимое то,  что термин ответственность бесконечно апеллирует к социальности, общественности в плане происхождения и смыслового содержания. Иными словами, ответственность возможна, прежде всего,  в человеческих отношениях, (не исключая ответственности перед самим собой), тем самым, по сути, рождая новое понятие – социальная ответственность.

Следовательно, в структуре ответственности как высшего инртегративного личностного качества можно выделить  когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Ответственность проявляется и в осознании социально значимых норм, в мировоззрении, убеждениях и ценностных ориентациях личности, и в чувствах, переживаниях личности, и в разных формах ответственного поведения личности.

Социальная ответственность в отличие от рассмотренных выше форм ответственности основывается на внутреннем поведении самой личности, на ее самосознании, чувствах и воле. Это делает моральную ответственность эффективным средством в регулировании не только нравственной, но и других областей общественной жизни.

Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом. Социальная ответственность связана и с рождением чувства сопричастности к событиям, происходящим в мире.

Социальная ответственность – важная характеристика личности, определяющая ее гражданскую активность и гражданскую позицию. Поэтому существуют корреляции между понятиями социальная ответственность и гражданственность, которая проявляется как качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

Ответственность предполагает наличие достаточно высокого уровня развития самосознания, саморегуляции, самоконтроля личности. Ответственность (внутренняя, личностная) в ее психологическом смысле, выступает как волевое качество высшего порядка.

Формирование ответственности прямо связано с развитием автономности, самостоятельности, инициативности и таких личностных качеств, как интернальность, обязательность, настойчивость, принципиальность, последовательность и др. Следовательно, основой для развития социальной ответственности личности должно стать поощрение инициативы, автономности и самостоятельности. Эти качества необходимо развивать у ребенка со школьного возраста.

Социальная ответственность как феномен реализации требований моральной необходимости включает в себя всю совокупность видов ответственности, выступает как диалектическое единство объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, социального и асоциального, сущего и должного, перспективного и ретроспективного. При этом в моральной ответственности, в отличие от других видов, происходит то нравственно-психологическое освоение ответственных зависимостей, которое можно определить как качественно новый синтез социальной подотчетности, когда совершается «переход», «перелив» объективного требования в субъективное, внешнего во внутреннее, сущего в должное, «переход», при котором определяющим регулятором поведения становится самосознание личности, проявляющееся в ее беспокойной совести, бескорыстной озабоченности и глубокой преданности делу.

Рассматривая ответственность как феномен морали, исследователи отмечают, что ей присущи: свободное принятие субъектом определенных обязательств на себя, не ставя их в зависимость от каких- либо санкций и утилитарных интересов, свободный выбор, принятие оптимальных решений и сознательное совершение поступков, воздействующих скорейшему достижению общественных целей и задач; определенная мера участия и активности субъекта в жизни народа, способность предвидеть последствия своих действий и регулировать свое поведение, обязанность выполнять долг, мера нравственной свободы как осознанной потребности общества и личности.

В структуре человеческой деятельности социальная ответственность выполняет ряд функций внутренней и внешней регуляции. К первым относятся функции самоконтроля, самоорганизации, саморегулирования деятельности личности, ответственность выполняет широкий круг функций внешней регуляции, важнейшая из которых регламентирующая, санкционирующая, дисциплинирующая и воспитывающая. Современный этап развития нашего общества характеризуется возрастанием регулятивных функций, в том числе и воспитывающей [5].

Выполняя одновременно функции внешней и внутренней регуляции деятельности личности, социальная ответственность представляет собой тесное диалектическое единство объективной и субъективной сторон и выступает в измерениях: а) как внешний контроль, регуляция и оценка деятельности субъекта, мера должного в его деятельности (объективное содержание ответственности); б) как активное отношение к должному в деятельности самого субъекта, как внутренний контроль, регуляции и оценка деятельности, мера возможного в деятельности (субъективное содержание ответственности).

В современном обществе само содержание новых общественных отношений предопределяет выдвижение на первый план позитивного содержания ответственности – активности субъекта и его свободы. Ответственность стала выступать одним из главных факторов и стимулов к участию в созидательной работе общества, обеспечивающего возрастание свободы.

Многие современные авторы справедливо отмечают объективно-субъективный характер ответственности. При этом моральная ответственность имеет широкий социологический аспект анализа. Ответственность – это совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам, коллективам в ряде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость. Она может быть представлена и в субъективном, психологическом содержании –  ответственность как своеобразное состояние сознания (в форме сознания и чувства ответственности, долга, совести и так далее) [20, с. 186].

Субъективная сторона ответственности как чувство, уровень сознания и как черта личности приобретается в процессе социальной деятельности и основывается на субъективации тех общественных отношений и связей, в системе которых находится личность. Сознание и чувство ответственности проявляется в творческой активности и одновременно в социально необходимом ограничении, достигаемом как с помощью системы внешней подотчетности, так и путем саморегулирования.

Поскольку социальная ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения, мы будем говорить об ответственности как о свойстве личности, подчеркивая разноплановость данного феномена.

Исходя из анализа понятия «ответственность», попытаемся представить ее существенные признаки. В первую очередь можно выделить точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Все это подразумевает честность, справедливость, принципиальность личности. В то же время названные качества не могут реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: эмпатия, чуткость.  Исполнение любой обязанности требует волевых качеств и усилий: настойчивости, усердия, инициативности, активности, стойкости, смелости и выдержки.

В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить активность и инициативность.

Активность – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность[25, с. 528].

Инициативность – качество, позволяющее человеку начать любое дело [25, с. 520].

Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существенную особенность воли.

Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений [25, с. 519].

От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность – качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

Информация о работе Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства