Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа
Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82
Кроме того, в ряде исследований (П. Гурин и ее сотрудники) были выделены две самостоятельные формы контроля: «личный», показывающий склонность человека верить только в контроль над событиями собственной жизни, и «идеологический», социальный, отражающий склонность человека верить в то, что большинство людей в состоянии активно воздействовать на общество.
Таким образом, интернальный локуса контроля связан с глубоким развитием личной ответственности, как важного компонента личностной зрелости. Интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность корреляционно связана с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением. Интерналы отличаются большей терпимостью, большей целеустремленностью, самостоятельностью, меньшей агрессивностью, более доброжелательным отношением к окружающим, чем экстерналы. Экстерналы легче поддаются чужому влиянию и внешнему управлению, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений. Среди молодых делинквентов экстерналы абсолютно доминируют над интерналами.
Как показывают исследования А.А. Реана, доля экстерналов среди подростков с асоциальным и антисоциальным поведением составляет до 80 %. Тогда как среди молодых людей с просоциальной ориентацией, демонстрирующих в поведении высокий для их возраста уровень социальной зрелости, напротив, абсолютное большинство принадлежит интерналам.
Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти цели ему самому или остается надеяться лишь на судьбу или случай. Один чувствует себя хозяином своей судьбы, а другой предпочитает «плыть по воле волн». Стало быть, и ответственность заранее приписывается либо внешним силам, либо собственным способностям и стараниям.
Кроме того, человека часто заботит также то, что уже случилось: кто ответствен за исход того или иного жизненно важного для него события – он сам или судьба, рок, случай либо иные, не поддающиеся контролю и управлению силы? И нередко за подобными стратегиями личности проступает ее склонность видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самом себе. Такое свойство в психологии называют локусом контроля (лат. Locus – место, местоположение). Локус контроля характеризует уровень сформированности личностной ответственности.
Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего (интернального) контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. По мнению Дж. Роттера, предложившего эти термины, интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации [21, с. 44].
Базовое понятие генерализованного ожидания в теории социального научения – интернально-экстернальный «локус контроля», базируется на двух основных положениях[44]:
1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации – экстернальный и интернальный.
2. Локус контроля, характерный для определенной личности надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.
Для измерения локуса контроля, или, как
его иногда называют, уровня субъективного контроля, используется «Шкала
интернальности-
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями.
Исследования показали, что самооценка человека зависит от его типа субъективного контроля. Люди с низким общим уровнем субъективного контроля (экстерналы) характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных.
Люди с высоким уровнем субъективного контроля (интерналы) считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Это подтверждает гипотезу о том, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с его самоуважением и социальной зрелостью [44].
Высокий показатель по шкале общей интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале, соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Высокие показатели по шкале интернальности в области достижений соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Высокие показатели в шкале интернальности в семейных отношениях означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий показатель, указывает на то, что он считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
Высокий показатель шкалы интернальности в области производственных отношений свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель, указывает на то, что он склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.
Шкала интернальности в области межличностных отношений свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
Высокие показатели шкалы интернальности в отношении здоровья и болезни, свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем, считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой – пассивным объектом действий других людей и обстоятельств.
Экстернальность – интернальность является конструктом, который следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом – «интернальность»; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине.
Личность способна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится в собственных руках.
Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы, им присуще конформное и зависимое поведение, они не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. У них чаще возникают психологические и психосоматические проблемы, чем у интерналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов.
Интерналы в отличие от
экстерналов, не склонны к подчинению
и подавлению других, и сопротивляются,
когда ими манипулируют и
Установлена связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». Интерналы обнаруживают более активную, чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическому здоровью.
Экстерналы и интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстерналы, избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.
Тем не менее «чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях и доля психологической зависимости от обстоятельств.
Полностью интернальная личность также не может нормально существовать и функционировать в обществе.
Все обычно называемые достоинства интернала «завязаны» на ядро этого типа, которым является внутренняя ответственность, представление о том, что по преимуществу все в жизни субъекта зависит от него самого. Эта ответственность распространяется не только на область достижений, но и на область неудач, что может привести к тому, что субъект, который перманентно берет на себя ответственность за все неудачи, провалы и промахи, подвержен серьезному риску дезадаптации.
Такая ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезных и многочисленных неудач является основательной почвой для возникновения комплекса вины, является фактором риска, грозя обернуться психоэмоциональной дезадаптацией, ростом дискомфорта, напряжения.
Эти противоречия снимаются при несколько ином взгляде на проблему, который заключается во введении комплекса, условно называемого «хороший интернальный контроль». Полагают, что полезно различать интернальность - экстернальность не только по ситуативным (поведенческим) областям, таким как область достижений, область неудач, область производственных отношений и т. п. Теоретически и практически важно разделять интернальность - экстернальность по областям: а) ответственность за причины неудач и б) ответственность за преодоление неудач. Первая область ответственности обращена к прошлому, вторая область ответственности обращена к настоящему и будущему.
«Хороший интернальный контроль», таким образом, не есть одномерная характеристика, а может быть представлен как многоуровневое образование. Такой «хороший интернальный контроль» позволяет субъекту сохранить уверенность в себе, активную позицию и чувство владения ситуацией, не приобретая попутного чувства всеобъемлющей вины и эмоциональной дезадаптации [44].
Таким образом, мы выяснили, что исследованием сущности личностной и социальной ответственности, а также проблемами ее формирования и воспитания занимались многие зарубежные и отечественные психологи, педагоги, философы, рассматривая ее в разных аспектах, а также то, что важными понятиями в воспитании социальной и личностной ответственности является интернальный и экстернальный локус контроля личности.
С развитием общества, производства,
культуры возрастает роль подросткового
и раннего юношеского возраста, ибо усложняется
социальная жизнь, растут сроки образования,
увеличивается возраст, когда людей допускают
к участию в активной общественной жизни.
Однако было бы ошибочно рассматривать
юность только как период подготовки к
взрослой жизни. Каждый возраст важен
сам по себе, независимо от связи с последующими
возрастными периодами.
Подростковый возраст, а также период
ранней юности – это возраст формирования
собственных взглядов и отношений, поисков
самоопределения. Именно в этом выражается
теперь самостоятельность юношей. Если
подростки видят проявление своей самостоятельности
в делах и поступках, то старшие школьники
наиболее важной сферой проявления самостоятельности
считают собственные взгляды, оценки,
мнения.
При оценке ответственности у представителей подросткового возраста необходимо учитывать, что «все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского»[16, с.66].
Единственно возможным путем включения подростка в общество как реального члена, считает Д.И. Фельдштейн, является путь формирования личной ответственности: «Это требует подчеркнутой связи качественного характера продукта, общественно полезной деятельностью подростков является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу»[29, c.51].
По мнению Л.И. Божович, учебная деятельность, как и все другие виды деятельности – общественная, трудовая, становится в среднем школьном возрасте более сложной и требует от учащихся больших усилий, больше самостоятельности и ответственности. Становлению ответственности подростков, отмечает Л.И. Божович, способствуют и те постоянные обязанности, которые они выполняют дома (в отличие от временных поручений у младших школьников). В то же время при анкетировании большого количества подростков, их родителей и учителей замечено, что представления родителей, учителей и самих подростков (учащиеся 4-8 классов) о том, за что они могут отвечать, значительно расходятся. Учителя в основном определяют меру ответственности подростков исходя из требований школы. Это ответственность за дисциплину в школе, успеваемость по учебным предметам, школьный труд, общественная деятельность в классе, школе. Родители исходят из требований семейной жизни. Ребенок должен отвечать за помощь по домашнему хозяйству, за уборку, поддержание чистоты, порядка, за младшего брата и т.д.[10, c.56]. Подростки хотели бы отвечать за многие сферы жизни: социальную, правовую, материальную. Могут отвечать за свое интеллектуальное развитие, могли бы зарабатывать деньги, прокормить себя[14, с.74].