Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Качества, непосредственно проявляющиеся  в совместной деятельности, в своей  совокупности обусловливают эффективность  деятельности личности в группе. Категория  «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.

В теоретическом плане этот подход позволяет более тонко различать эффективность деятельности личности и ее общую активность, которая не обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно приводит к продуктивному результату. Нет сомнения в том, что и общая активная жизненная позиция личности весьма важна, но не менее важно и выявление условий, при которых личность оказывается успешной в конкретном виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая группа. [2, с.208-209].

В зарубежной психологии при описании личности с точки  зрения качеств (черт) используют понятие  «диспозициональный набор» [18; 31; 44]. Под диспозицией личности по словам Г.Олпорта (1960), понимается совокупность личностных качеств, которые образуют комплекс предрасположенности личности к определённому поведению в конкретных условиях. [31].

По словам Н.Кефир (2003), все попытки в описании набора, как базовых личностных качеств, так и социально-психологических  качеств можно разделить на два  основных способа описания. Первый способ - клинический (интуитивный), опытный. К ним относятся типологии К.Хорни (1937), К.Левина (1935) и У.Шелдона (1942). В данном подходе Н.Кефир отмечает поразительную степень совпадения в наборе этих личностных качеств у всех перечисленных исследователей. Их позиции удобнее всего рассматривать, воспользовавшись треугольником Хорни, так как она наиболее четко очертила эти аспекты личности. Вершина треугольника  называется «Согласие» и подразумевает попытку людей ладить с другими. Нижний левый угол обозначен термином «Конфликт» и представляет людей, которые идут против окружающих. Правый нижний угол называется «Уклонение» и характеризует людей, уходящих от взаимодействия. Четвертым аспектом, который расположен в центре этого треугольника, является «Нейтральная позиция» или «Нейтральность», особенность поведения связанная с безразличным отношением к другим людям [18, с.183-184].

Второй способ – математический, обычно реализуемый методами факторного анализа. К ним относят исследования Э.Ф.Богатта, Р.Кеттелла, Р.Корсини, Г.Айзенка. Анализ математических попыток, опирающихся на факторно-аналитические исследования показывает большой разброс в исходных наборах качеств личности. Э.Ф.Богатт (2002) выделил пять качеств личности: «ответственность», «напористость», «эмоциональность», «разумность», «коммуникабельность». Р.Кеттелл (1957) выделил 16 факторов (черт) личности. В свою очередь эти исходные качества (факторы) Р.Кеттелл подразделил на два подтипа исходя из источника, который создает эти качества: а) качества (черты) сформированные окружающей средой, обусловленные влиянием социального окружения; б) конституционные черты, развивающиеся из биологических и физиологических данных индивидуума. Г.Айзенк (1976), выделил 3 суперчерты или «типа», которые рассматриваются как ортогональные качества. Р.Корсини (2003) выделил семь факторов (качеств): «стиль жизни», «интеллект», «эмоциональная устойчивость», «доминирование», «активность», «социальная сензитивность» и «настроение». [18].

Вопрос о социально-психологических качествах личности должен быть рассмотрен не в отрыве от других качеств человека, а в связи с ними. В реальной совместной деятельности в общении проявляются, естественно, не только «социально-психологические качества», но и весь набор человеческих свойств. По словам К.Леонгарда (1981), он требует включения и таких качеств, которые акцентуированы в человеке, т.е. делают саму личность акцентуированной — не просто обладающей индивидуальными вариациями поведения, но сильным акцентом на ту или иную черту. Такие личности не являются патологическими, они действуют, общаются в обычных группах, но демонстрируют особенно ярко выраженные конкретные черты. От них, в частности, зависит и общий рисунок поведения личности в ситуациях совместной деятельности и общения. [24].

Теория социальной идентичности Теджфела, Тернера (1979) объясняет различные варианты социального поведения личности и ее социально- психологических качеств (межгрупповое или межличностное поведение) через такую когнитивную систему как «я-концепция». «Я-концепция» выполняет роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных качеств и черт. Вторая подсистема - социальная идентичность - складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения. Важнейшие положения теории социальной идентичности формулируются в виде следующих постулатов.

  1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.
  2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, то есть стремятся к положительному образу себя.
  3. Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.
  4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.

Одним из важнейших пунктов  концепции Теджфела и Тернера  является выделение в «Я-концепции» подструктур (или уровней самокатегоризации). Они организованы в иерархически классифицированную систему и существуют на разных уровнях абстрагирования: чем больший объем значений охватывает категория, тем выше уровень абстрагирования, и каждая категория включена в какую-то другую (высшую) категорию, если она не является самой высшей. В «Я- концепции» выделяются три уровня самокатегоризации:

    1. высший уровень - категоризация себя как человеческого существа, обладающего общими чертами со всеми представителями человеческого вида, в отличие от других форм жизни и не-жизни;
    2. промежуточный уровень – ингрупповая-аутгрупповая категоризация, основанная на сходстве или различии между людьми, определяемыми как члены именно этих социальных  групп, а не каких то других;
    3. низший уровень – личностная самокатегоризация, основанная на отличии себя как уникального индивида от других членов группы.

Эти три уровня определяют человеческую, социальную, личностную идентичность и основаны соответственно на межвидовом, межгрупповом и межличностном сравнении себя с другими. [1].

Исследование Л.М.Ганьшиной (1998) показало, что «человек имеет базовый набор, осознаваемых им качеств, возможностей, потенциалов. И имеет другой набор качеств, величин, сочетания которых является желаемыми. Данный набор качеств и есть собственный и желаемый («рабочий») личностный образец». [13, с.159].

Принципиально важно, что в отличии  от общепринятого понимания Я- концепции, личностный образец создается под  воздействием тенденций и представляет собой набор качеств, которые  функционируют в социокультурной среде. Эти качества осознаются как некоторые черты, которыми оперирует общество, т.е. это те операциональные единицы, которые приняты в "культурологической" среде. Возможно, это своеобразные характеристики среды. А сам набор культурологических качеств является основой для соотнесения индивидом своих индивидуальных качеств или качеств других людей для того, чтобы иметь возможность выделить их. Такой выделенный индивидом набор личностных качеств и является, вероятно, основой для создания представлений о своем собственном личностном образце. Вероятно, это только контур возможностей индивида, который выполняет функцию конструкта,  и  который может представляться как реальное значение собственных возможностей.

Социокультурные требования среды, а также личностные притязания, в соответствии с данной концепцией, создают образец желаемого поведения. Этот личностный образец отличается тем, что он является индивидуальным и выполняет пусковую функцию. Кроме того, он служит для индивида притягивающим компонентом, мотивационным стимулом. Другими словами, индивидуально-личностный образец выступает как план преобразования структуры личности и мотив достижения.

Конструкция такого  образца  осуществляется личностью путем композиционного  комплектования. Это происходит при  вычленении качеств из уже сложившихся  и  действующих  образов  других индивидов. Необходимо отметить, что в создании личностью индивидуальных конструктов может проявиться внутренняя "несинхронность", которая в дальнейшем при адаптации качеств (выделение их признаков  и  их интеграция) все более упорядочивается.  И  качества выступают как связанная композиция.

Сам термин «композиция» подчеркивает некоторую произвольность. Этот произвольный композит, в конечном итоге, становится тем  желаемым   образцом, к которому тяготеет индивид и к которому в дальнейшем подтягиваются реально выраженные качества базового  образца.

Индивидуальный личностный образец-это  не идеальный образ-Я. Желаемый образец  отличен от идеального образа реалистичностью, операциональностью, динамичностью (силой) и потребностью в реализации. (Тактическое действие реализации объясняется актуальностью ситуации.) Тогда как идеальный образ более отдаленный и несет в себе сослагательный образ "Каким бы я хотел быть". Параметры идеального рассматриваются с позиции "полного совершенства" и, как правило, часто не могут быть отождествлены с личностью. Кроме того, в соответствии с нашими позициями, имеется возможность "расчлененного", "разделенного" представления о качествах, которые могут показать внутреннюю структуру желаемого образца, чего нет в концепции идеального-Я.

Набор качеств (желаемого образца) и их связи не являются постоянными: набор варьируется, изменяется, дополняется. Такое построение желаемого образца  определяет программу перераспределения  личностью усилий по осознанию собственных  потенциалов. Собственные потенциалы либо осознаются, либо представляются в виде неотчетливых признаков. Эти признаки суммируются в тенденцию, которая создает вектор приближения к личностному образцу.

Достижение личностного образца  происходит путем постоянного соотнесения, повторения, усиления, "подтягивания" до него качеств (тенденций) базового образца, т.е. субъективно-реального - Я. Субъективно- реальное - Я, в рамках нашего исследования, является реально-субъективное виденьем личностью себя, т.е. оценка человеком выраженных у него личностных качеств. [13].

Под социально-психологическими качествами личности по мнению Егорова И.В. (2005) понимаются те качества, которые формируются и реализуются в общении и деятельности, и которые связаны с психическими процессами и индивидуально-типологическими особенностями личности [15].

Обязательными свойствами социально-психологических качеств личности являются: 1. степень проявления их у разных людей, 2. трансситуативность (используются в большинстве похожих ситуаций; 3. потенциальная измеримость (доступность измерению с помощью специально разработанных для этого методик).

Эти качества осознаются как некоторые  черты, которыми оперирует общество, т.е. это те операциональные единицы, которые приняты в "культурологической" среде. Возможно, это своеобразные характеристики среды. А сам набор культурологических качеств является основой для соотнесения индивидом своих индивидуальных качеств или качеств других людей для того, чтобы иметь возможность выделить их.

Можно выделить две группы факторов влияющих на социально- психологические  качества личности: внешние и внутренние.

К внешним факторам, влияющим на социально-психологические качества личности относят природно-географическую среду и общество (макросреду - государство, народность, национальные традиции; и микросреду - группа, микрогруппа, семья и т.д.), социально-экономические условия (Е.В.Виттенберг [11], В.Г.Крысько [22], АБ.Мудрик [30]).

Процесс социализации влияет на развитие и становление качеств, которые индивид приобретает по мере расширения его социального опыта, а именно сферы его общения и деятельности. А также развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции. [29, с.522].

К внутренним факторам относят  своеобразие физиологии высшей нервной  деятельности личности: соотношение  процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявление темперамента, эмоций и чувств в поведении и поступках; особенности протекания психических процессов; задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые связаны с развитием способностей (М.И.Бобнева [5], В.А.Богданов [6], В.Г.Крысько [22], В.С.Мерлин [28], К.К.Платонов [34]). Также к внутренним относят индивидуально-личностные особенности субъекта. Такие как, «опыт» личности - «знания, умения навыки, мастерство личности» (К.К.Платонов [34], В.Л.Рубинштейн [36; 37]); и «направленность личности» (система устойчивых мотивов поведения личности) (А.Н.Леонтьев [25], К.К.Платонов [34], С.Л.Рубинштейн [37]).

Последующие вопросы, которые  встают в связи с проведением данного исследования это то, как и в каких условиях формируются социально- психологические качества личности у старших дошкольников.

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников