Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Составляющими социального воспитания является взаимодействие 3-х процессов: образования детей, организации их социального опыта и индивидуальной помощи личности.

Образование предполагает систематическую деятельность взрослых по формированию у детей представлений и элементарных знаний об окружающей действительности.

Приобретение  ребенком социального опыта осуществляется в процессе его участия в жизнедеятельности формализованных групп (коллективов).

Индивидуальная помощь предполагает: помощь в приобретении представлений, знаний, навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей и интересов; в осознании им своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму. Социальное воспитание дошкольника, как составляющая процесса социализации, осуществляется в определенном пространстве жизнедеятельности ребенка, пространстве его развития, образования, которое включает в себя совокупность пространственно-предметных (предметно-развивающая среда), социальных факторов (социальное окружение: родители, представители различных социальных групп, общественных организаций); межличностных отношений (в процессе формального и неформального взаимодействия). В современных условиях построения системы образования в России большое внимание отводится организации такого пространства. Подход к интегрированным моделям воспитания как более перспективным предполагает решение воспитательно-образовательных задач в целостной системе социального воспитания, органической связи образовательного учреждения с другими воспитательными институтами общества на основе интеграции, полного использования уникального потенциала каждого из них. Деятельность этих институтов должна быть обусловлена «открытостью» к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизацией и педагогизацией их связей с другими элементами целостной системы, с социальной микросредой как фактором личностного развития детей. [10].

Как подтверждает целый ряд исследований, освоение социального опыта ребенком активно осуществляется в процессе деятельности (С.А.Козлова). «…Всякая попытка воспитателя … “внести” в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает … самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». [38].

Поэтому еще  одним условием социального становления ребенка, формирования у него социально-психологических качеств является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение, совместная деятельность с участием социальных партнеров по решению значимых социальных проблем.

В таких видах  деятельности у дошкольников формируется  определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире. Они несут информацию ребенку о жизни в обществе, взаимоотношениях между людьми. Дошкольник способен осваивать и понимать информацию о социальном мире. Любая информация об окружающем мире вызывает у ребенка живой интерес, заставляет его эмоционально реагировать, вызывает какое-либо отношение к фактам или событиям. Полученные представления формируют у ребенка определенную картину мира, являются основой становления его моральных установок, качеств личности. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает. Предметная деятельность, труд обогащают социальный опыт ребенка. Овладевая трудовыми навыками, дошкольник постепенно эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. У ребенка развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. В трудовой деятельности – он активный преобразователь окружающего мира. Совместный труд формирует положительные эмоции, навыки взаимодействия, ощущение собственной значимости, нужности окружающим. В силу специфики возраста проектная деятельность выступает как еще одно средство активного познания окружающего мира, вхождения дошкольника в систему социальных отношений, непосредственного тесного продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. [17].

Участие в проектах дает ребенку возможность приобретать  и усваивать знания, практические навыки взаимодействия с окружающим миром, возможность выражать свое отношение к освоенному, замечать проблемы и противоречия в окружающей действительности, искать пути их преодоления.

В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.

Учитывая возможные  механизмы социализации ребенка, обеспечивая  определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может  осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной компетентности, социально-психологических качеств определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.

В сфере активной деятельности социализация предполагает выявление и освоение особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но формирование личностного смысла и индивидуального стиля деятельности. Такие процессы как целеполагание, мотивация деятельности, планирование и оценка результатов деятельности, освоение определенных ролей и осмысление их значимости осваиваются личностью лишь в ходе реализации деятельности. Изначально эта деятельность должна носить коллективный и специально организованный характер, поскольку именно при соблюдении этих условий деятельность становится транслятором опыта социального взаимодействия, и средством формирования социально-психологических качеств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно экспериментальная  работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

    1. Организация и методы опытно – экспериментальной работы

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил предположить, что формирование социально-психологических качеств личности у старших дошкольников должно происходить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей при соблюдении следующих условий:

  • единое пространство развития ребенка;
  • непосредственная разнообразная деятельность ребенка (игровая, трудовая, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, общение, совместная деятельность с учетом социального партнера);
  • целенаправленная деятельность образовательного учреждения.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Выявить особенности социально-психологических качеств личности детей старшей группы ГБОУ начальная школа - детский сад № 1810.
  2. Реализовать серию занятий по формированию социально-психологичеких качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить существенные изменения уровня социально-психологических качеств личности у детей старшей группы после реализации серии занятий.
  4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Программа проведения экспериментальной  части нашей работы предусматривает пять этапов:

  1. подготовительный
  2. констатирующий
  3. формирующий
  4. контрольный
  5. описание и анализ результатов исследования

Целью подготовительного этапа исследования было изучение материала для исследования, отбор методик исследования, планирование опытно-экспериментальной работы, определение выборки испытуемых.

В ходе изучения научно-теоретических источников по проблеме исследования, были выбраны социально-психологические качества, которые на наш взгляд являются необходимыми для детского коллектива: партнерство, общительность, независимость, гуманность, самообладание, самостоятельность, терпимость.

Отбор методик исследования строился на том, что формирование социально-психологических качеств личности должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при соблюдении определенных условий (единое пространство развития ребенка, разнообразная деятельность ребенка, целенаправленная деятельность образовательного учреждения).

Для того чтобы изучить  особенности социально-психологических  качеств личности у старших дошкольников необходимо выяснить:

1. Уровень коммуникативной  компетентности.

2. Мотивационную направленность.

3. Особенности общения.

4. Особенности взаимоотношений.

5. Особенности совместной  деятельности.

6. Максимальные возможности  детей старшего дошкольного возраста. То есть то, к чему нам нужно  стремиться при формировании  социально-психологических качеств личности.

Для этого были отобраны следующие методики в модификации Г.А. Урунтаевой:

1. Методика «Рукавички» определяет уровень коммуникативных умений ребенка (умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению; как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности; как относятся к результатам деятельности, своему и партнера; осуществляют ли взаимопомощь).

2. Методика «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» предназначена для изучения критериев выбора детьми партнеров для общения.

3. Методика «Особенности совместной деятельности детей» направлена на определение: особенностей протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности; умений и навыков коллективной деятельности.

4. Методика «Особенности общения детей в игре» направлена на определение содержания общения, типа ориентации общения, функции различных по содержанию актов общения, коммуникативных умений, соотношение положительных и отрицательных форм общения, степень инициативности в общении, мотивы воздействий на сверстников.

Целью констатирующего этапа исследования было выявить особенности социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

На этом этапе  исследования были использованы методики диагностики в модификации Г.А. Урунтаевой: «Рукавички», «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия», «Особенности совместной деятельности детей», «Особенности общения детей в игре». [40].

Методика «Рукавички» определяет уровень коммуникативных умений ребенка. Методика проводилась с 2-мя детьми во второй половине дня 9 и 10 февраля 2012 года. Для проведения методики были использованы силуэтные изображения рукавичек, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. Результаты исследования анализируются по таким показателям, как:

  • умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.п.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результатам деятельности, своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делятся карандашами)

Методика «Критерии  выбора детьми партнера для взаимодействия» предназначена для изучения критериев выбора детьми партнеров для общения. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком в течении всего дня 13 февраля 2012 г. В методике использовался бланк вопросов для беседы о выборе партнеров и причинах этого выбора.

Бланк вопросов:

  1. С кем бы ты хотел играть? Почему?
  2. С кем бы хотел вместе рисовать? Почему?
  3. С кем бы ты хотел сидеть на занятии? Почему?
  4. С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда? Почему?
  5. С кем бы ты хотел вместе трудиться? Почему?
  6. Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости? Почему?
  7. Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой? Почему?
  8. С кем бы ты хотел поделиться конфетой? Почему?

Методика «Особенности совместной деятельности детей» направлена на определение: особенностей протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности; умений и навыков коллективной деятельности. Методика проводилась с 4-5 детьми в течении всего дня 14 февраля 2012 года. Для проведения методики использовался конструктор «Лего».

Методика «Особенности общения детей в игре» направлена на определение содержания общения, типа ориентации общения, функции различных по содержанию актов общения, коммуникативных умений, соотношение положительных и отрицательных форм общения, степень инициативности в общении, мотивы воздействий на сверстников. Методика проводилась в течении всего дня 15, 16 и 17 февраля 2012 года.

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников