Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа
Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.
Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………
Составляющими социального воспитания является взаимодействие 3-х процессов: образования детей, организации их социального опыта и индивидуальной помощи личности.
Образование предполагает систематическую деятельность взрослых по формированию у детей представлений и элементарных знаний об окружающей действительности.
Приобретение
ребенком социального опыта
Индивидуальная помощь предполагает: помощь в приобретении представлений, знаний, навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей и интересов; в осознании им своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму. Социальное воспитание дошкольника, как составляющая процесса социализации, осуществляется в определенном пространстве жизнедеятельности ребенка, пространстве его развития, образования, которое включает в себя совокупность пространственно-предметных (предметно-развивающая среда), социальных факторов (социальное окружение: родители, представители различных социальных групп, общественных организаций); межличностных отношений (в процессе формального и неформального взаимодействия). В современных условиях построения системы образования в России большое внимание отводится организации такого пространства. Подход к интегрированным моделям воспитания как более перспективным предполагает решение воспитательно-образовательных задач в целостной системе социального воспитания, органической связи образовательного учреждения с другими воспитательными институтами общества на основе интеграции, полного использования уникального потенциала каждого из них. Деятельность этих институтов должна быть обусловлена «открытостью» к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизацией и педагогизацией их связей с другими элементами целостной системы, с социальной микросредой как фактором личностного развития детей. [10].
Как подтверждает целый ряд исследований, освоение социального опыта ребенком активно осуществляется в процессе деятельности (С.А.Козлова). «…Всякая попытка воспитателя … “внести” в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает … самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». [38].
Поэтому еще
одним условием социального становления ребенк
В таких видах деятельности у дошкольников формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире. Они несут информацию ребенку о жизни в обществе, взаимоотношениях между людьми. Дошкольник способен осваивать и понимать информацию о социальном мире. Любая информация об окружающем мире вызывает у ребенка живой интерес, заставляет его эмоционально реагировать, вызывает какое-либо отношение к фактам или событиям. Полученные представления формируют у ребенка определенную картину мира, являются основой становления его моральных установок, качеств личности. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает. Предметная деятельность, труд обогащают социальный опыт ребенка. Овладевая трудовыми навыками, дошкольник постепенно эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. У ребенка развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. В трудовой деятельности – он активный преобразователь окружающего мира. Совместный труд формирует положительные эмоции, навыки взаимодействия, ощущение собственной значимости, нужности окружающим. В силу специфики возраста проектная деятельность выступает как еще одно средство активного познания окружающего мира, вхождения дошкольника в систему социальных отношений, непосредственного тесного продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. [17].
Участие в проектах
дает ребенку возможность
В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.
Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной компетентности, социально-психологических качеств определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.
В сфере активной деятельности социализация предполагает выявление и освоение особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но формирование личностного смысла и индивидуального стиля деятельности. Такие процессы как целеполагание, мотивация деятельности, планирование и оценка результатов деятельности, освоение определенных ролей и осмысление их значимости осваиваются личностью лишь в ходе реализации деятельности. Изначально эта деятельность должна носить коллективный и специально организованный характер, поскольку именно при соблюдении этих условий деятельность становится транслятором опыта социального взаимодействия, и средством формирования социально-психологических качеств личности.
Анализ психолого-
Для подтверждения гипотезы
необходимо решить следующие задачи
опытно-экспериментальной
Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает пять этапов:
Целью подготовительного этапа исследования было изучение материала для исследования, отбор методик исследования, планирование опытно-экспериментальной работы, определение выборки испытуемых.
В ходе изучения научно-теоретических источников по проблеме исследования, были выбраны социально-психологические качества, которые на наш взгляд являются необходимыми для детского коллектива: партнерство, общительность, независимость, гуманность, самообладание, самостоятельность, терпимость.
Отбор методик исследования строился на том, что формирование социально-психологических качеств личности должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при соблюдении определенных условий (единое пространство развития ребенка, разнообразная деятельность ребенка, целенаправленная деятельность образовательного учреждения).
Для того чтобы изучить
особенности социально-
1. Уровень коммуникативной компетентности.
2. Мотивационную направленность.
3. Особенности общения.
4. Особенности взаимоотношений.
5. Особенности совместной деятельности.
6. Максимальные возможности
детей старшего дошкольного
Для этого были отобраны следующие методики в модификации Г.А. Урунтаевой:
1. Методика «Рукавички» определяет уровень коммуникативных умений ребенка (умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению; как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности; как относятся к результатам деятельности, своему и партнера; осуществляют ли взаимопомощь).
2. Методика «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» предназначена для изучения критериев выбора детьми партнеров для общения.
3. Методика «Особенности совместной деятельности детей» направлена на определение: особенностей протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности; умений и навыков коллективной деятельности.
4. Методика «Особенности общения детей в игре» направлена на определение содержания общения, типа ориентации общения, функции различных по содержанию актов общения, коммуникативных умений, соотношение положительных и отрицательных форм общения, степень инициативности в общении, мотивы воздействий на сверстников.
Целью констатирующего этапа исследования было выявить особенности социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
На этом этапе исследования были использованы методики диагностики в модификации Г.А. Урунтаевой: «Рукавички», «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия», «Особенности совместной деятельности детей», «Особенности общения детей в игре». [40].
Методика «Рукавички» определяе
Методика «Критерии
выбора детьми партнера для взаимодействия» предназнач
Бланк вопросов:
Методика «Особенности совместной деятельности детей» направлена на определение: особенностей протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности; умений и навыков коллективной деятельности. Методика проводилась с 4-5 детьми в течении всего дня 14 февраля 2012 года. Для проведения методики использовался конструктор «Лего».
Методика «Особенности
общения детей в игре» направле
Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников