Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Целью формирующего этапа было реализовать серию занятий по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Для занятий  были отобраны игры, отвечающие целям и задачам серии. Игровые блоки составлялись исходя из принципа комплексного решения задач, и включали в себя игры, способствующие реализации наибольшего числа задач данной серии занятий. Для решения поставленных задач была создана система занятий в основе, которой игры и упражнения К. Фопель; а так же игры созданные автором.

Основной целью всей системы занятий было: формирование социально-психологических качеств (партнерство, общительность, независимость, гуманность, самообладание, самостоятельность, терпимость) личности у детей старшего дошкольного возраста.

Вся система  занятий состояла из нескольких блоков:

1 блок включил  в себя 2 занятия, которые содержали следующие задачи:

  • ознакомление детей с тематикой занятий;
  • расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • способствование сплочению детей;
  • формирование навыков сотрудничества.

2 блок включил  в себя 6 занятий, которые содержали  следующие задачи:

  • Расширение положительного опыта общения и игрового взаимодействия детей;
  • создание положительного эмоционального настроения и атмосферу принятия каждого;
  • развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;
  • учить распознавать эмоции по внешним сигналам;
  • дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком;
  • прививать новые формы поведения;
  • формировать адекватные формы поведения;
  • способствовать объединению и сплочению детей;
  • развивать доверительные отношения;
  • развивать навыки сотрудничества;
  • развивать навыки общения;
  • формирование понимания важности каждого ребенка;
  • развитие любознательности.

3 блок, заключительный, включил в себя 2 занятия, целью  которых было:

  • Закрепление достигнутых результатов работы.

Каждое занятие  состояло из нескольких частей: приветствие, в среднем 4 упражнения, ритуал прощания.

Работа по реализации серии занятий проводилась с 20 февраля по 21 марта 2012 года. Занятия проводились два раза в неделю, по понедельникам и средам в первой половине дня после основных занятий. Во время проведения занятий использовался метод включённого наблюдения за детьми экспериментальной группы.

Целью контрольного этапа исследования было выявить существенные изменения уровня развития социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста после реализации серии занятий.

На этом этапе исследования были использованы те же методики диагностики социально-психологических качеств личности, что и на констатирующем этапе: «Рукавички», «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия», «Особенности совместной деятельности детей», «Особенности общения детей в игре» в модификации Г.А. Урунтаевой.

Методика «Рукавички» определяет уровень коммуникативных умений ребенка. Методика проводилась с 2-мя детьми во второй половине дня 22, 23 и 26 марта 2012 года. Для проведения методики были использованы силуэтные изображения рукавичек, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. Результаты исследования анализируются по таким показателям, как:

  • умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.п.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результатам деятельности, своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делятся карандашами)

Методика «Критерии  выбора детьми партнера для взаимодействия» предназначена для изучения критериев выбора детьми партнеров для общения. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком в течении всего дня 22, 23, 26 марта 2012 г. В методике использовался бланк вопросов для беседы о выборе партнеров и причинах этого выбора.

Бланк вопросов:

  1. С кем бы ты хотел играть? Почему?
  2. С кем бы хотел вместе рисовать? Почему?
  3. С кем бы ты хотел сидеть на занятии? Почему?
  4. С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда? Почему?
  5. С кем бы ты хотел вместе трудиться? Почему?
  6. Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости? Почему?
  7. Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой? Почему?
  8. С кем бы ты хотел поделиться конфетой? Почему?

Методика «Особенности совместной деятельности детей» направлена на определение: особенностей протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности; умений и навыков коллективной деятельности. Методика проводилась с 4-5  детьми в течении всего дня 26 и 27 марта 2012 года. Для проведения методики использовался конструктор «Лего».

Методика «Особенности общения детей в игре» направлена на определение содержания общения, типа ориентации общения, функции различных  по содержанию актов общения, коммуникативных  умений, соотношение положительных  и отрицательных форм общения, степень инициативности в общении, мотивы воздействий на сверстников. Методика проводилась в течении всего дня 26, 27 и 28 марта 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования

На констатирующем этапе исследования было необходимым выявить особенности социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста с помощью методик в модификации Г.А. Урунтаевой: «Рукавички», «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия», «Особенности совместной деятельности детей», «Особенности общения детей в игре». [40].

Экспериментальная группа была составлена в результате случайной выборки. Единственным критерием  деления служило наличие равного  количества мальчиков и девочек в экспериментальной и контрольной группах.

Таким образом, экспериментальную группу составили: Алина Г., Алиса М., Андрей Е., Аня Г., Влад К., Влад Р., Вова П., Даня З., Даша Б., Дима В., Дима Л.       Я переделывала, вроде это должно быть в конце параграфа, и критерием отбора в моей работе должно было быть наличие идентичного уровня развития у всех детей соц.псих.качеств!!!

1. Методика «Рукавички» определяет уровень коммуникативных умений ребенка. Для проведения методики были использованы силуэтные изображения рукавичек, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Результаты диагностики представлены в приложении 2 таблицах 1, 2.

Результаты  проведения методики «Рукавички» на констатирующем этапе исследования

Анализируя результаты исследования можно сделать следующие выводы:

У 55 % детей экспериментальной группы в первой серии наблюдается Средний уровень сформированности коммуникативных навыков. Во второй серии у 64 %. У детей контрольной группы в первой серии у 64 %, во второй у 55 %. Большинство детей воспринимают деятельность как способ для самоутверждения (часто произносились фразы «Я лучше тебя рисую», «У меня красивее получается» и т.п.). Преобладают отношения конкуренции. Ведущим является соревновательный мотив. Дети соотносят свои действия с действиями партнера, пытаются доказать свое преимущество в выполнении деятельности («Делай так как я тебе говорю», «Нам нужно одинаковые рисунки сделать, ты должен(а) повторять за мной» и т.п.). Подражание сверстнику вызывает протест (Владик К. (из экспериментальной группы) отказался выполнять вторую серию вместе с Дашей М. (из контрольной группы) которую он сам выбрал для диагностики, мотивируя это тем что Даша командует и не дает ему реализовать свои замыслы). Но, потом он передумал и согласился на вторую серию эксперимента, но от общего замысла он отошел.). Карандашами во второй серии эксперимента дети делились неохотно, демонстрировали нетерпение, торопили партнера, утверждали свои права на преимущественное использование карандаша. Свою деятельность дети планировали в общих чертах, но в процессе ее выполнения большинство забывали о намеченном плане.

Высокий уровень коммуникативных умений у детей экспериментальной группы  в первой серии наблюдался у 27 %, во второй у 9 % (Алисы М.). У детей контрольной группы высокий уровень так же в первой серии наблюдался у 27 %, во второй у 9 % (Софии А.). Дети договаривались об общем способе действия, создавали общий замысел, согласовывали свою деятельность с товарищем в процессе выполнения задания. Помогали в случае необходимости. Осознавали, что результат рисования является общим достижением.

Низкий уровень в первой серии у детей экспериментальной группы наблюдался у 18 %, во второй серии у 27 %. У детей контрольной группы в первой серии у 9 %, во второй у36 %. Дети не принимали задачу выполнять общую деятельность, хотя и понимали содержание задания – раскрасить рукавичку. Наблюдается подражание партнеру в содержании узора, но в данном случае подражание ситуативно и не связано с достижением общей цели.

 

 2. Методика «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» предназначена для изучения критериев выбора детьми партнеров для общения.

Результаты  диагностики представлены в приложении 2 таблицах 3, 4.

Результаты  проведения методики «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» на констатирующем этапе исследования

Анализируя  результаты использования методики «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» можно сделать следующие выводы:

Критерий выбора в большинстве  своем у детей и экспериментальной и контрольной групп падает на дружеские отношения. Ответы детей были в основном («Потому что он мой друг», «Потому что мы с ним дружим» и т.п.). Дети отмечали нравственные качества товарищей (добрый, хороший, не дерется, помогает и т.п.) экспериментальная группа 36 %, контрольная 45 %, умения и навыки (красиво рисует, умная, знает много стихов, занятия хорошо выполняет), экспериментальная группа 27 %, контрольная 36 %. Так же дети отмечали внешние качества (красивая, чистая всегда, волосы красивые) экспериментальная группа 36 %, контрольная 36 % .

Интерес к совместной деятельности присутствовал только у семи детей (у 36 %  экспериментальной группы, у 27 % контрольной группы). Из них у шести детей интерес к игровой деятельности и у 1-го ребенка Ани Г. (экспериментальная группа) интерес к трудовой деятельности («Я пригласила бы домой Дашу М., мне нравиться с ней лепить и рисовать, у нее лучше всех получается»).

18 % детей экспериментальной  группы (Влад Р., Даня З.), и 9 % контрольной  группы (Егор Р.) на некоторые вопросы не смогли дать ответа, затруднялись. Четкий ответ дали только на 1 и 3 вопросы. На вопрос «С кем бы ты хотел поделиться конфетой?» Даня З. ответил: «Ни с кем», вопрос «Почему» обосновать отказался.

3. Методика «Особенности совместной деятельности детей» направлена на определение: особенностей протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношений между детьми в ходе этой деятельности; умений и навыков коллективной деятельности.

Результаты  проведения методики «Особенности совместной деятельности детей» на констатирующем этапе исследования

Анализируя  результаты использования методики «Особенности совместной деятельности детей» можно сделать следующие выводы:

27 % детей экспериментальной  группы (Алиса М., Даша Б., Дима В.), и 27 % детей контрольной группы (Даша М., Слава Т., София А.) умеют предлагать цель и настаивать на ней, совместную деятельность планируют до ее начала, дополняя ее в процессе. Средства для достижения цели выбирают сами и навязывают сверстнику, делают замечания, дают указания. Свои ошибки замечают с помощью взрослого,  самостоятельно умеют исправлять недостатки в работе. Понимают, что цель должна быть достигнута общими усилиями, соотносят полученный результат с планируемым. Свои оценки в адрес товарищей мотивируют («У тебя ничего не получается, потому что ты торопишься всегда»). Отношение к ровесникам в процессе деятельности положительное. Интерес к деятельности других детей устойчивый, могут наблюдать, комментировать, в большей степени их интересует результат  совместной деятельности и личность сверстника. Помощь оказывают по своей инициативе, помогают с удовольствием, но могут придавать себе значимость («Ничего ты без меня сделать не можешь»). С мнением других детей считаются неохотно, чаще настаивают на своем. К успехам и неудачам сверстника относится адекватно, в ситуации неудачи предлагают помощь, в ситуации успеха радуются, хвалят. Решение спорных вопросов решают сами, воздействуют на товарищей с помощью речи. Деятельностью сверстников управляют  указаниями, советами, доказывают свою точку зрения. На воздействие со стороны сверстника не соглашаются, спорят, настаивают на своем. Действия сверстников оценивают часто, в основном когда ребенок начинает отходить от задуманного плана. В оценке опирается на общественные требования и свой опыт. Направленность оцениваемого отношения направлено в большей степени на оцениваемое явление («Мне не нравиться, как ты башню пристроил»). Присутствуют побудительные и запрещающие  воздействия («На дверь, поставь ее здесь», «Не надо ставить крышу»), внеситуативные реплики, разговоры на посторонние темы, фантазирование. Преобладающая модальность оценок положительная.

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников