Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа
Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.
Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………
Департамент образования города Москвы
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Кафедра психологии образования
Сарычева Елена Валерьевна
Формирование
социально-психологических
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования»
(6 курс, очно-заочная форма обучения)
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, (подпись) Илья Владимирович
доцент
Рецензент:
кандидат психологических наук, (подпись) Ирина Васильевна
доцент
Зав. кафедрой:
Доктор педагогических наук,
Доктор психологических
наук,
Профессор
Москва 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов
констатирующего этапа исследования……
. .
2.3.Процесс формирования социально-психологических
качеств личности у детей старшего дошкольного
возраста
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Приложение 1 стр. 73
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Актуальность
работы заключается в необходимости
изучения и формирования социально-психологических
качеств у детей, которые необходимы
для овладения социальными
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки [38].
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. [39]
Проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание. Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Проблема исследования: каковы условия влияющие на формирование социально-психологических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.
Задачи:
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование социально-психологических качеств личности у старших дошкольников должно происходить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей при соблюдении следующих условий:
Теоретические
- Анализ и обобщение научно-
Эмпирические - формирующий эксперимент, включенное наблюдение, беседа, проективные методы.
Экспериментальная база исследования - ГБОУ начальная школа-детский сад №1810 ЗелАО г.Москвы
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста
Понятие «личность» используется, как правило, для отображения социальности человека и различных ее проявлений.
Личность – это устойчивая система социально значимых свойств, качеств и черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и привлечения его к системе социальных отношений через активную предметную деятельность и общение.
Процесс
развития личности немыслим вне его
социального развития, вне активного
взаимодействия с социальной средой,
в которой происходит присвоение
личностью всего культурно-
При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу Г.М.Андреева (2004); В.А.Богданов (1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:
1.Различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности — рассмотрение ее, то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления. [4 , с.59-60].
2.Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства
личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Иногда эти понятия используются как синонимы. [6].
Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам:
1.сам перечень социально-психологических качеств личности и критериев для их выделения;
2.соотношение качеств и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).
Что касается перечня качеств, то, как правило, предметом анализа являются все качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка, 1976 и Р. Кеттелла, 1966). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов (мышление, память, воля и т.п.). Во многих исследованиях при описании методик для выявления социально-психологических качеств личности употребляется термин «прилагательные» (не наименование качеств, а «прилагательные», их описывающие), где в одном ряду перечисляются такие, например, характеристики, как «умный», «трудолюбивый», «добрый», «подозрительный» и т.п. [46].
М.И. Бобнева (1979) выделяет особую группу качеств. Так социально-психологические качества личности рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общей психологии. Эти социально-психологические качества сведены в четыре группы:
1.обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);
2.формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3.более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);
4.социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.). [5, с.42-43].
Во многих исследованиях изучения социально-психологических качеств личности употребляется такое понятие, связанное с социально-психологическими качествами личности, как «социально-психологические способности личности», которому уделяется большее внимание в литературе, и оно активно используется в экспериментальных исследованиях. В целом вся группа этих способностей связывается с проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность» В.В.Лабунская (1986), «способность к эмоциональному отклику» А.А. Бодалев (1982), «общая способность к оценке другого» Г.Олпорт (1960); «наблюдательность» и «проницательность» Ю.М.Жуков (1988). Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др. [23; 7; 31; 16].
Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга Л.А.Петровской (1989).
Социально-психологические
Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников