Формирование у школьников культуры зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Файлы: 1 файл

diplom_Alexandr.docx

— 166.83 Кб (Скачать файл)

Хотя образ жизни в значительной степени обусловлен социально- экономическими и экологическими условиями, в то же время во многом он зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Ю.П. Лисицын, исследовавший взаимосвязь образа жизни и здоровья человека, писал, что образ жизни определяется от четырех составляющих: уровня жизни, качества жизни, стиля жизни и уклада жизни.

Из различных определений выделим главное: здоровый образ жизни - это такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья человека. Только здоровый человек способен полноценно выполнять свои социальные функции, жить долго и на всем протяжении этого времени быть максимально полезным людям.[46, с. 348]

В дошкольных учреждениях, в сфере среднего и высшего педагогического образования, а также в семье подрастающему поколению может быть передан минимум знаний о здоровье и здоровом образе жизни. В учебной программе представлены традиционные дисциплины оздоровительной направленности - гигиена и физическая культура. В последнее десятилетие предпринимается попытка внедрить в учебный процесс новую школьную дисциплину "Валеология" как специфическое учение о здоровом образе жизни. Но если гигиена и физическая культура прошли испытание временем, и их роль в физическом образовании и воспитании школьников бесспорна, то вопрос о валеологии до сих пор дискутируется.

ЗОЖ - это комплекс мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, повышение работоспособности, продление творческого долголетия. ЗОЖ включает в себя следующие элементы: плодотворную трудовую деятельность, отсутствие вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание.

ЗОЖ зависит от:

  • Объективных общественных условий, социально- экономических факторов;
  • Конкретных форм жизнедеятельности, социально- экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно- бытовой, досуга;

• Системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально- психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии (P.E. Мотылянская, В.К. Велитченко, Э.Я. Каплан, В.Н. Артамонов).

Таким образом, в научных исследованиях нет однозначного понимания здорового образа жизни и заметно его отождествление с укреплением здоровья.

Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.[5]

Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Для того, чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

1. здоровый образ жизни - его  носителем является человек как  существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

  1. человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
  2. здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
  3. здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболеваний.

Отсюда можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни - это деятельность личности, группы людей и общества в целом, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонии физического и духовного развития каждого человека. Следовательно, задачи достижения здоровья для всех требуют создания механизмов, которые способствуют укреплению здоровья всего населения и ликвидации барьеров, препятствующих использованию людьми потенциальных социальных и биологических возможностей для сохранения своего здоровья. Эти задачи также требуют развития сознательного отношения к здоровью как важному средству, обеспечивающему удовлетворительные условия существования, а также укрепления привычек и навыков, позволяющих людям максимально использовать возможности своего здоровья для решения встречающихся в жизни проблем.

Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укрепление должны стать ценностными мотивами поведения каждого человека.

В настоящее время расширяется и усложняется круг задач, в том числе экологических, медицинских, педагогических, которые общество

должно решать для обеспечения здорового образа жизни его членов.

Различные подходы к пониманию феномена "здорового образа жизни" позволяют сделать вывод о том, что он объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.[41, с.132]

Проанализировав все подходы к здоровому образу жизни, можно сделать вывод, что - ЗОЖ - это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной, бытовой, общественной) отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе и позиций ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и разных видах деятельности.

Отсюда следует, что процесс сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста будет эффективнее при формировании у них здорового образа жизни в школе и за её пределами на основе ценностно- мотивационных установок на здоровье как ценность современного человека. При этом правильное и осознанное отношение школьника к своему здоровью становится показателем общей культуры его личности.

Здоровье ребенка и подростка, находящегося в образовательной среде длительное время зависит от понимания педагогами биологических законов роста и морфофункционального созревания, анализа наследственных и средовых факторов, влияющих на постнатальный онтогенез. Специалисты в области возрастной физиологии и школьной гигиены (A.C. Батуев, В.Н. Ченегин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и др.) утверждают, что индивидуальное развитие, или онтогенез, следует рассматривать как совокупность последовательных морфологических и физиологических изменений, которые происходят в организме с момента его зарождения и до конца жизни на основе генетической программы.

Организму детей и подростков свойственна одна общая особенность: интенсивный процесс роста и развития. Физические упражнения в этом возрасте, являются стимулятором процесса роста и развития. Но без учета биологического развития, основываясь лишь на паспортном возрасте ребенка, в настоящее время в условиях акселерации детей невозможно рациональное построение образовательного процесса. При рассмотрении проблемы формирования ЗОЖ, следует учитывать, что ребенок является природным организмом и социальной личностью, это гармоничная система, объединяющая различные способы и виды жизнедеятельности. Эти взаимоотношения обеспечиваются развитием отношений: ребенок - социальная среда, ребенок - природная среда. Эти отношения характеризуются относительной гармонизацией ребенка с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.[6, с. 22]

Ведущими качествами, играющими существенную роль в приобщении ребёнка к здоровому образу жизни, в выработке его "личностного стержня", являются мотивация поведения, внутренние побудительные стимулы к выполнению той или иной деятельности. В процессе воспитания детей и школьников не уделяется должного внимания вопросам формирования у них отношения к здоровью как к ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Сохранение здоровья  школьников как педагогическая  проблема

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет бедующее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказываю неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Здоровье подростков, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, и, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков, а также всего населения России. [1, с. 35]

Поэтому важно на основе закономерностей формирования здоровья подрастающего поколения понимать фундаментальные законы его развития, направлять действия общества на изменение неблагоприятных тенденций, пока жизненный потенциал населения страны не пострадал необратимо.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

Одним из важнейших показателей здоровья населения, в том числе детского, является заболеваемость. Заболеваемость - это объективная массовое явление возникновения и распространение патологии среди населения, является результатом взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой, проявляющегося в различных формах в конкретных условиях существования. Для детского населения характерны закономерности формирования патологии, связанные с основными возрастными биологическими процессами и условиями жизни.

Основы здоровья - закладываются в наиболее ранние природы жизни. Во время внутриутробного развития плода и впервые годы жизни ребенка и во многом определяются здоровьем родителей, прежде всего, матери.

По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. За последние пять лет заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие

1. Значительное снижение числа  абсолютно здоровых детей. Так, среди  учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилось в 1.5 раза, хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической  патологии. Вдвое увеличилось доля  болезней органов пищеварения, в  четыре раза опорно-двигательного  аппарата, втрое - болезни почек и  мочевыводящих путей.

 4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников - подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Одним из основных параметров, характеризующих состояние здоровья детской популяции, является физическое развитие, тенденции которого в последние годы вызывают серьезную обеспокоенность. [3].

 Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетается с отклонениями состояния здоровья. Это явление подтверждается многочисленными исследованиями повсеместно.

Информация о работе Формирование у школьников культуры зож