Формирование у школьников культуры зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Файлы: 1 файл

diplom_Alexandr.docx

— 166.83 Кб (Скачать файл)

создании системы психолого-педагогического сопровождения учащихся, испытывающих затруднения в процессе приобщения к физической культуре и массовому спорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры

В ходе диагностического исследования была выявлена школа, в которой процесс и результаты формирования культуры здоровья школьников существенно отличались от других. Нами была поставлена новая задача ОЭР, а именно, выявить те условия, которые способствовали бы достижению лучших результатов, качественно отличающихся от педагогических результатов в области проблем формирования культуры здоровья у школьников в других школах, при этом было важно:

  • выявить те условия, которые могут быть «повторены» в опыте работы других образовательных учреждений;
  • и отделить их от тех условий, которые сущностны только для данного образовательного учреждения и в массовую практику не могут быть перенесены.

Источниками для анализа выступали:

  • данные медицинской и спортивной диагностики;
  • документы школы;
  • наблюдения в ходе образовательного процесса;
  • опросы и интервью педагогов, сотрудников, учеников и родителей школы.

Эксперимент проходил в одной из негосударственных школ.

Смысловым девизом школы являются слова: Образованность, Ответственность, Нравственность.

Школа реализует государственный образовательный стандарт и авторские образовательные программы.

В образовательной программе школы представлены:

Общеобразовательная программа: русский язык, литература, математика, история, обществоведение, естествознание (биология, физика, химия), география, информатика, культурология.

Лингвистическая и коммуникативная программы: развитие культуры речи, иностранные языки (английский, испанский, итальянский языки), ораторское искусство и культура дискуссии.

Программа физического совершенствования: спорт и физическая культура (легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, теннис, верховая езда, яхтинг, квиддич и др.), спортивные танцы.

Программа здоровый образ жизни: интегративная программа, объединяющая знания и опыт из различных областей: естествознание, медицина, ОБЖ, физическая культура, кулинария, экология, гигиена, физическая культура здоровья мужчины.

Технологические программы: компьютерные технологии, бытовые прикладные технологии, автодело, лего-конструирование, домоводство.

Художественное развитие: дизайн, домашнее музыцирование, прикладные искусства (живопись, лепка, художественная фотография), танцы, театр.

Исследовательские и креативные программы: основы исследовательской деятельности, проектирование, деловые и ролевые игры.

Образовательный туризм: в программе школы образовательные путешествия по России (Ленинградская область, Псков, Золотое кольцо России, Москва, «По пути Калеваллы» (Карелия), «Золотой Плес» (Волжские города России), Пушкинские горы, «Уральская сказка Бажова», Алтай, Долина Гейзеров, природные заповедники) и по странам дальнего и ближнего зарубежья (Крым (Украина), Швеция, Греция, Турция, Египет, Великобритания, Испания, США, Узбекистан, Финляндия, Эстония, Япония, Китай).

Школа представляет собой образовательное учреждение интернатного типа. Учащиеся имеют возможность неограниченного общения со своими родными на территории школы, не реже 1 раза в месяц уезжают на выходные дни домой.

Условия жизни в школе достаточно комфортны, но все учащиеся активно заняты самообслуживаеним (уборка помещений, мытье посуды, стирка белья, ремонт и изготовление мебели и т.д.)

Педагоги школы набраны на конкурсной основе, большинство педагогов - не только профессионалы своего дела, но и совмещают основную работу в школе с научной, творческой, преподавательской деятельностью в вузах страны.

Попечительский Совет школы, педагоги и учащиеся стали инициаторами разработки и реализации ряда проектов и программ, адресованных широкому кругу учащихся, их родителей, педагогов, менеджеров, студентов и т.д.

В школе обучаются два класса, в настоящее время (2012

год, осень):

  • 19 мальчиков 12-14 лет в 7-ом классе;
  • 17 юношей и 1 девушка 16-18 лет в 11-ом классе.

По данным многолетнего медицинского наблюдения школы («медицинский консилиум») за время обучения в школе состояние здоровья большинства учащихся не только не ухудшается, но существенно улучшается:

- нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие и т.д.) изначально были зафиксированы у 12 учащихся, на момент окончания школы - остались в форме «незначительной выраженности» у троих учащихся;

  • ухудшение зрения произошло только у одного учащегося;
  • ни один из учащихся «не приобрел» дополнительных заболеваний, у учащихся зафиксирован высокий иммунитет к заболеваниям, они быстрее сверстников «восстанавливаются» после болезни.

Опыт школы неоднократно обсуждался медиками на медицинских конференциях как пример позитивного влияния школы на состояние здоровья учащихся.

Рассмотрим подробнее составляющие этого опыта так, как они осознаются педагогами школы.

    1. Выраженность в программах.

Формирование культуры здоровья находит свое отражение в программе и образе жизни школы. Каждый день учащихся начинается с зарядки, ежедневно учащиеся днем имеет 2 часа физической активности (спорт или танцы). Учащиеся не реже 1 раза в неделю посещают бассейн.

Разработана специальная программа теоретических занятий с учащимися вопросами культуры здоровья, реализуемых различными специалистами: врачом школы, преподавателем валеологии, учителем физической культуры, врачом-андрологом, врачем-сексологом, преподавателями биологии, химии, поваром школы.

    1. Ценностный компонент в программах школы.

Программа представлена во всех значимых составляющих жизни школы. Выделим основные.

В ходе ежегодного награждения премией «Звездный Час» - в обязательном порядке учителя и учащиеся награждаются в номинации «В здоровом теле - здоровый дух». За 5 лет существования номинации на премию были номинированы 22 ученика (59%) и 10 педагогов и сотрудников (30%).

Спортивные состязания входят в качестве обязательной составляющей во все Игры и Проекты школы («Хогвардские Игры», «Хоббитские Игры», «Мифы и Легенды Короля Артура», «Турнир Крепости БИП», «День Лицея»).

Ежегодно в школе проходит многоборье, в котором на равных участвуют все учащиеся школы, имеют право участвовать ученики школы.

Ежегодный футбольный матч «ученики - педагоги школы» является главным событием финала Многоборья. За пять лет его проведения ни разу, к сожалению, не выиграли ученики.

В программу школы включено как формирование культуры участия в спортивном состязании, так и культуры болельщика. Футбольный матч проходит практически при полном стечении педагогического коллектива и сотрудников школы.

    1. Спортивные состязания, походы. Путешествия.

Школа разрабатывает свою программу так, что учащиеся постоянно являются участниками различных спортивных состязаний районного и городского масштаба: футбольные турниры, «Лыжня России», марафонские забеги. Школа обладает более 10 грамот и 4 кубками в области спортивных достижений.

В программе школы присутствует программа развития туризма:

  • пеший поход;
  • водный поход на лодках;
  • водный поход на байдарках;
  • лыжный зимний поход;
  • горный поход (с элементами восхождения).

Учащиеся часто оказываются в ситуациях близких к экстремальным, требующих выносливости и хороших физических навыков.

  1. Пример педагогов.

Программа развития физической культуры и культуры здоровья курируется учителями физики и истории (персональное поручение педагогического коллектива, взятое на себя по собственной инициативе), но в ее реализации участвуют многие.

Опрос учащихся о личном примере показал следующее:

  • ежедневно зарядку вместе с учащимися делают три педагога (учителя физики, истории, литературы);
  • учащимся известно, что ежедневно зарядку делают еще три педагога (учитель математики, танцев и физкультуры);

учащиеся принимали участив в совместных физических упражнениях с 9 учителями (физической культуры, танцев, физики, истории, литературы, математики, информатики, искусства, географии);

- ученикам известно, что педагоги  увлекаются следующими видами  спорта (велосипед, физические многоборья, горные лыжи, водный слалом, водный  туризм, марафонский бег, футбол, баскетбол).

В ответ на вопрос - Как часто из-за болезни педагога срываются уроки или другие мероприятия? - большинством учащихся был дан ответ «очень редко», в числе педагогов «по вине которых срываются уроки» были названы только три педагога. Примечательно, что в отношении «нездорового образа жизни» двух из них были высказаны негативно-осуждающие оценки, подчеркивающие на фоне сожаления, что «нездоровье» является следствием нездорового образа жизни.

Важным представляет и то обстоятельство, что в центре программы формирования культуры здоровья находятся наиболее авторитетные учителя школы. Два из них неоднократно номинировались не только на номинацию «В здоровом теле - здоровый дух», но и побеждали в Гран-При конкурса «О, Капитан мой, Капитан».

Таким образом - физическая культура, здоровый образ жизни входит в ряд ценностных проявлений на уровне личного примера педагогов школы.

5. Отношение учащихся к здоровому  образу жизни и физическому  развитию.

 Было проведено интервьюирование всех учащихся школы, данные которого показали, что все ученики считают культур здоровья значимой для себя.

По их мнению - сформированный здоровый образ жизни служит залогом жизненного успеха (сомнение высказали только три ученика, имеющие врожденные хронические заболевания). В понятие здоровый образ жизни учащиеся включают:

  • наличие позитивных привычек (культура питания, физическая активность, закаливание, утренняя гимнастика, умение отдыхать и восстанавливать свои силы, увлеченность каким-либо видом спорта)
  • отсутствие вредных привычек (курение, употребление наркотических веществ, переедание, употребление в пищу вредных продуктов, неподвижный образ жизни);
  • знания и творческая активность в их применении в части физического совершенства и развития своего здоровья;
  • признание здоровья - нормой, а нездоровья - патологией, от которой надо стараться избавиться или снизить ее влияние.

34 ученика из 37 неразрывно связывают  культуру здоровья и физическое  самосовершенствование, убеждены, что  их здоровье напрямую зависит  от их физической активности.

Занятия спортом, подвижные игры, танцы, физические упражнения «любят» или «скорее любят» - 33 ученика.

Все ученики считают свое отношение к здоровью и физическому развитию следствием целенаправленных усилий школы, один ученик пишет, что отношение к здоровью сложилось вопреки усилиям школы, (показатели здоровья ниже нормы).

6. Отношение родителей формированию  культуры здоровья и физического  развития школьников.

Большинство родителей считает программу развития культуры здоровья и физического развития школьников в школе - гармоничной, удовлетворены усилиями педагогов. Двое родителей считают ее избыточной, трое - недостаточной. При этом, оценивая, чьей заслугой в большей степени является состояние здоровья ребенка — Семьи или Школы - 42% родителей уверенно ответили, что «школы, их личный пример может быть, скорее, негативен». Еще 50% отметили, что усилия семьи и школы были сонаправлены.

Информация о работе Формирование у школьников культуры зож