Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа
Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
создании системы психолого-педагогического сопровождения учащихся, испытывающих затруднения в процессе приобщения к физической культуре и массовому спорту.
Источниками для анализа выступали:
Эксперимент проходил в одной из негосударственных школ.
Смысловым девизом школы являются слова: Образованность, Ответственность, Нравственность.
Школа реализует государственный образовательный стандарт и авторские образовательные программы.
В образовательной программе школы представлены:
Общеобразовательная программа: русский язык, литература, математика, история, обществоведение, естествознание (биология, физика, химия), география, информатика, культурология.
Лингвистическая и коммуникативная программы: развитие культуры речи, иностранные языки (английский, испанский, итальянский языки), ораторское искусство и культура дискуссии.
Программа физического совершенствования: спорт и физическая культура (легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, теннис, верховая езда, яхтинг, квиддич и др.), спортивные танцы.
Программа здоровый образ жизни: интегративная программа, объединяющая знания и опыт из различных областей: естествознание, медицина, ОБЖ, физическая культура, кулинария, экология, гигиена, физическая культура здоровья мужчины.
Технологические программы: компьютерные технологии, бытовые прикладные технологии, автодело, лего-конструирование, домоводство.
Художественное развитие: дизайн, домашнее музыцирование, прикладные искусства (живопись, лепка, художественная фотография), танцы, театр.
Исследовательские и креативные программы: основы исследовательской деятельности, проектирование, деловые и ролевые игры.
Образовательный туризм: в программе школы образовательные путешествия по России (Ленинградская область, Псков, Золотое кольцо России, Москва, «По пути Калеваллы» (Карелия), «Золотой Плес» (Волжские города России), Пушкинские горы, «Уральская сказка Бажова», Алтай, Долина Гейзеров, природные заповедники) и по странам дальнего и ближнего зарубежья (Крым (Украина), Швеция, Греция, Турция, Египет, Великобритания, Испания, США, Узбекистан, Финляндия, Эстония, Япония, Китай).
Школа представляет собой образовательное учреждение интернатного типа. Учащиеся имеют возможность неограниченного общения со своими родными на территории школы, не реже 1 раза в месяц уезжают на выходные дни домой.
Условия жизни в школе достаточно комфортны, но все учащиеся активно заняты самообслуживаеним (уборка помещений, мытье посуды, стирка белья, ремонт и изготовление мебели и т.д.)
Педагоги школы набраны на конкурсной основе, большинство педагогов - не только профессионалы своего дела, но и совмещают основную работу в школе с научной, творческой, преподавательской деятельностью в вузах страны.
Попечительский Совет школы, педагоги и учащиеся стали инициаторами разработки и реализации ряда проектов и программ, адресованных широкому кругу учащихся, их родителей, педагогов, менеджеров, студентов и т.д.
В школе обучаются два класса, в настоящее время (2012
год, осень):
По данным многолетнего медицинского наблюдения школы («медицинский консилиум») за время обучения в школе состояние здоровья большинства учащихся не только не ухудшается, но существенно улучшается:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие и т.д.) изначально были зафиксированы у 12 учащихся, на момент окончания школы - остались в форме «незначительной выраженности» у троих учащихся;
Опыт школы неоднократно обсуждался медиками на медицинских конференциях как пример позитивного влияния школы на состояние здоровья учащихся.
Рассмотрим подробнее составляющие этого опыта так, как они осознаются педагогами школы.
Формирование культуры здоровья находит свое отражение в программе и образе жизни школы. Каждый день учащихся начинается с зарядки, ежедневно учащиеся днем имеет 2 часа физической активности (спорт или танцы). Учащиеся не реже 1 раза в неделю посещают бассейн.
Разработана специальная программа теоретических занятий с учащимися вопросами культуры здоровья, реализуемых различными специалистами: врачом школы, преподавателем валеологии, учителем физической культуры, врачом-андрологом, врачем-сексологом, преподавателями биологии, химии, поваром школы.
Программа представлена во всех значимых составляющих жизни школы. Выделим основные.
В ходе ежегодного награждения премией «Звездный Час» - в обязательном порядке учителя и учащиеся награждаются в номинации «В здоровом теле - здоровый дух». За 5 лет существования номинации на премию были номинированы 22 ученика (59%) и 10 педагогов и сотрудников (30%).
Спортивные состязания входят в качестве обязательной составляющей во все Игры и Проекты школы («Хогвардские Игры», «Хоббитские Игры», «Мифы и Легенды Короля Артура», «Турнир Крепости БИП», «День Лицея»).
Ежегодно в школе проходит многоборье, в котором на равных участвуют все учащиеся школы, имеют право участвовать ученики школы.
Ежегодный футбольный матч «ученики - педагоги школы» является главным событием финала Многоборья. За пять лет его проведения ни разу, к сожалению, не выиграли ученики.
В программу школы включено как формирование культуры участия в спортивном состязании, так и культуры болельщика. Футбольный матч проходит практически при полном стечении педагогического коллектива и сотрудников школы.
Школа разрабатывает свою программу так, что учащиеся постоянно являются участниками различных спортивных состязаний районного и городского масштаба: футбольные турниры, «Лыжня России», марафонские забеги. Школа обладает более 10 грамот и 4 кубками в области спортивных достижений.
В программе школы присутствует программа развития туризма:
Учащиеся часто оказываются в ситуациях близких к экстремальным, требующих выносливости и хороших физических навыков.
Программа развития физической культуры и культуры здоровья курируется учителями физики и истории (персональное поручение педагогического коллектива, взятое на себя по собственной инициативе), но в ее реализации участвуют многие.
Опрос учащихся о личном примере показал следующее:
учащиеся принимали участив в совместных физических упражнениях с 9 учителями (физической культуры, танцев, физики, истории, литературы, математики, информатики, искусства, географии);
- ученикам известно, что педагоги увлекаются следующими видами спорта (велосипед, физические многоборья, горные лыжи, водный слалом, водный туризм, марафонский бег, футбол, баскетбол).
В ответ на вопрос - Как часто из-за болезни педагога срываются уроки или другие мероприятия? - большинством учащихся был дан ответ «очень редко», в числе педагогов «по вине которых срываются уроки» были названы только три педагога. Примечательно, что в отношении «нездорового образа жизни» двух из них были высказаны негативно-осуждающие оценки, подчеркивающие на фоне сожаления, что «нездоровье» является следствием нездорового образа жизни.
Важным представляет и то обстоятельство, что в центре программы формирования культуры здоровья находятся наиболее авторитетные учителя школы. Два из них неоднократно номинировались не только на номинацию «В здоровом теле - здоровый дух», но и побеждали в Гран-При конкурса «О, Капитан мой, Капитан».
Таким образом - физическая культура, здоровый образ жизни входит в ряд ценностных проявлений на уровне личного примера педагогов школы.
5. Отношение учащихся к
Было проведено интервьюирование всех учащихся школы, данные которого показали, что все ученики считают культур здоровья значимой для себя.
По их мнению - сформированный здоровый образ жизни служит залогом жизненного успеха (сомнение высказали только три ученика, имеющие врожденные хронические заболевания). В понятие здоровый образ жизни учащиеся включают:
34 ученика из 37 неразрывно связывают
культуру здоровья и
Занятия спортом, подвижные игры, танцы, физические упражнения «любят» или «скорее любят» - 33 ученика.
Все ученики считают свое отношение к здоровью и физическому развитию следствием целенаправленных усилий школы, один ученик пишет, что отношение к здоровью сложилось вопреки усилиям школы, (показатели здоровья ниже нормы).
6. Отношение родителей
Большинство родителей считает программу развития культуры здоровья и физического развития школьников в школе - гармоничной, удовлетворены усилиями педагогов. Двое родителей считают ее избыточной, трое - недостаточной. При этом, оценивая, чьей заслугой в большей степени является состояние здоровья ребенка — Семьи или Школы - 42% родителей уверенно ответили, что «школы, их личный пример может быть, скорее, негативен». Еще 50% отметили, что усилия семьи и школы были сонаправлены.