Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа
Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
Отсюда следует, что процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся будет эффективнее при формировании у них здорового образа жизни на основе ценностно-мотивационных установок на здоровье. При этом формирование правильного и осознанного отношения к своему здоровью должно стать показателем общей культуры человека.
Понимание здорового образа жизни всецело зависит от реального участия субъекта в культуротворчестве. Вне учета культуротворчества невозможно адекватно представить, как происходит преобразование природного в социальное, которое созидает социально-природную гармонию, характерную для человеческого здоровья.
Воспитание физической культуры как свойства личности подразумевает не только физическое самосовершенствование, овладение знаниями и методами оздоровления, но и формирование мотивационной и смысловой сферы здоровья: установки на здоровый образ жизни, потребности в самопознании своих реальных возможностей и самосовершенствовании.
Выделим основные компоненты воспитания культуры здоровья:
С точки зрения системного подхода, культура здоровья как часть общей культуры личности учащегося - это качественное, системное и динамическое образование личности, включающее три взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре и сформированную потребность в здоровом образе жизни; физическое совершенство личности, определяющее состояние ее здоровья; деятельность, проявляющаяся в широком диапазоне двигательной активности.
Человек в детском своем качестве - это человек на пути к становлению, осуществляющий напряженную, более сложную работу, чем у взрослых: работу по самопостроению, саморазвитию, самоконтролю и самосохранению. Не вызывает сомнения тот факт, что формирование культуры здоровья школьника должно осуществляться в соответствии с возрастными и половыми особенностями развития детей, с учетом темперамента, особенностей психоэмоционального развития. Содержание принципов сохранения и укрепления здоровья учащихся должно конкретизироваться для разных возрастных групп и выстраивать постепенное восхождение воспитанника к ценностям современной физической культуры.
Формирование культуры здоровья необходимо начинать как можно раньше, поскольку здоровье взрослого населения в значительной мере зависит от того уровня здоровья, которое было заложено в детстве. Однако от общества зависит, приумножиться ли этот дар, или будет растрачен без пользы. Сохраняя и укрепляя здоровье детей, государство и общество тем самым способствует сохранению здоровья и трудоспособности взрослого населения.
Выделим основные признаки проявления культуры здоровья у детей, которые дадут возможность зафиксировать уровни её развития в школьные годы.
Степень развития культуры здоровья фиксировалась через комплекс диагностических методик, при построении которого мы опирались на следующую систему принципов: 1) комплекс должен в себя включать методики, направленные на диагностику компонентов, выделенных нами в структуре культуры здоровья; 2) диагностика должна содержать методики, связанные с осуществлением культуры здоровья школьниками, как в воображаемых, так и в реальных ситуациях. В комплексе широко представлены такие методы исследования, как наблюдение за учащимися в естественных школьных ситуациях, индивидуальное собеседование с ними, анкетирование педагогов, школьников и их родителей и др.
Для выделения уровней сформированности необходимо было выделить признаки проявлений культуры здоровья у школьников, которые служат критериями для оценки культуры здоровья и определения уровней её развития.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя ценностные ориентации, а также доминирующие мотивы в отношении деятельности, связанной с сохранением и укреплением здоровья; когнитивный компонент включает представления о строении и функциях организма человека, о здоровье и здоровом образе жизни, а также знание правил личной гигиены; деятельностно-практический компонент - умение школьников применять знания в своей жизнедеятельности; и, наконец, эмоционально-волевой - характер эмоциональных и волевых проявлений в процессе занятий физической культурой.[33, с. 5]
В связи с тем, что процесс сохранения и укрепления здоровья детей как динамичный процесс и биосоциальная категория управляемо, необходимо специальное целевое подключение системы организации образования к решению проблемы здоровья школьников, что вполне обоснованно, так как здоровье является функцией главным образом воспитания, а не лечения. Исходя из этого, следует с детского возраста прививать навыки и потребность в здоровом образе жизни, учить детей ответственному отношению к своему здоровью. Реализация здорового образа жизни является неотъемлемым результатом становления культуры здоровья ребёнка и отражает в единстве совокупность его личных знаний и отношений, убеждений и действий, способствующих укреплению здоровья.
Обозначим основные принципы, на которых может базироваться воспитательный процесс формирования культуры здоровья ребёнка как процесс их ориентации на сохранение здоровья:
- принцип природосообразности (развитие потенциальных возможностей и способностей ребенка; исходной позицией является доверие к личности учащегося);
Крайне важным является то обстоятельство, что формирование культуры здоровья ребёнка нельзя и невозможно рассматривать в отрыве от соответствующей культуры самого педагога, который для ребенка предстает носителем социально-нравственных оценок, эталоном для подражания, ориентиром для собственной деятельности. Через систему воздействия учитель осуществляет регуляцию взаимоотношений ребенка с другими взрослыми, с детьми, а также формирует его отношение к себе. Поэтому одно из главных условий, обеспечивающих эффективность развития основ культуры здоровья школьников, - личность педагога-воспитателя. Любые самые современные, самые новые воспитательные технологии и методики смогут работать и принесут положительный результат только в руках педагога, обладающего высоким уровнем культуры здоровья.
Методологической основой для выделения этапов формирования культуры здоровья школьников могут служить идеи о том, что каждое явление в своем развитии проходит путь от возникновения первых его проявлений до достижения зрелого состояния через становление и закрепление.[44, с. 18]
Логика развёртывания воспитательного процесса может строиться на разрешении противоречий, которые сдерживают развитие фундаментальных основ культуры здоровья школьников. В связи с этим организационно-воспитательный процесс формирования культуры здоровья реализуется, прежде всего, через систему педагогических средств, приобретающих наибольшую эффективность, если педагог умеет удачно выбрать и скомпоновать адекватный комплекс педагогических средств, обогащающих процесс воспитания физической культуры школьников как свойства их личности. Целесообразность выбора методов в конкретной педагогической ситуации обусловлена спецификой овладения школьниками нормами здорового образа жизни, то есть их продвижения от эпизодически-фрагментарного до устойчивого активно-деятельностного выполнения валеологической деятельности. Такое продвижение заключает в себе ряд стадий: от элементарного обобщения знаний и умений до способности ориентироваться на них в знакомой ситуации и до проявления целесообразного поведения независимо от ситуации и умения поступать в соответствии с ним в типичных случаях; наконец, к осознанной позиции человека. В соответствии с этим, процесс формирования основ культуры здоровья школьников делится на две стадии.
Первая стадия связана с разрешением противоречия между ориентацией педагогами на сохранение здоровья, и отсутствием мотивационно-ценностных установок самого школьника на здоровый образ жизни на всех этапах своей жизнедеятельности.
Основной задачей первой стадии, в связи с разрешением первого противоречия является - активизация интереса детей к вопросам здоровья и здорового образа жизни современного молодого человека.
В начале было необходимо дать школьникам представление о человеческом организме и его здоровье, так как невозможно заинтересовать тем, что неизвестно или малознакомо. Уроки по здоровому образу жизни являются той базой, которую можно использовать для формирования мотивации здорового образа жизни учащихся.
Дальнейшая работа должна быть направлена на стимулирование мотивации к здоровому образу жизни, т.е. на развитие мотивационно- ценностного компонента культуры здоровья школьников. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, развивая идеи школьной психологии, указывал, что для действительно эффективного включения в работу учащихся нужно, чтобы стоящие перед ним в ходе учебной деятельности задачи были, не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Конкретизация понятия здоровья, выделение среди многих других таких его сторон, как физическое развитие, функциональное состояние организма (наличие резервов), уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности (закаленности) позволили поставить перед школьниками конкретные задачи самовоспитания и саморазвития, над которыми ему необходимо работать в различных условиях школы и вовне. С другой стороны, учитывались и законы психологии, когда в качестве показателя здоровья предлагалась оценка уровня морально- волевых и мотивационно-ценностных установок индивида на здоровый образ жизни. Ставилась и решалась задача воспитания личностных качеств у школьников, необходимых для сохранения и укрепления своего здоровья. Ведь чем моложе возраст, тем быстрее формируется ценностная мотивация. При этом учитывались два механизма формирования личности школьников, являющиеся одинаково важными и взаимно дополняющими друг друга: 1) сознательное педагогическое воздействие непосредственно на мотивацию через убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности с последующей перестройкой своей деятельности и поведения; 2) воздействие на личность, через изменение ее социальной микросреды и условий деятельности, связанной с сохранением и укреплением здоровья, с последующей (именно через деятельность) перестройкой мотивации.
Процесс формирования мотивации предполагает различные механизмы воспитательного воздействия. Один механизм предусматривает специально организованную деятельность, в которой создаются условия для актуализации и упрочивания определенных побуждений. Другой механизм формирования заключается в усвоении воспитуемым предъявленных ему в готовой «форме» побуждений, целей, объяснение ученику смысла формируемых побуждений. Первый путь связан с изменением внешних условий жизни ребенка, второй - с изменением внутриличностной «атмосферы».
Наиболее результативными в процессе формирования мотивации здорового образа жизни будут являться следующие педагогические средства: