Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа
Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
Формирование культуры здоровья ребёнка нельзя и невозможно рассматривать в отрыве от соответствующей культуры самого педагога: отношение педагога к ценности физической культуры как условия благополучия, как к залогу успешной деятельности (любой, включая и учебную) - является непременным фактором становления и условием для развития культуры здоровья ребёнка. И совместная оздоровительная деятельность педагога со школьниками непосредственно разрешает противоречие между наличием мотивационно-ценностных установок на здоровье и отсутствием соответствующих навыков и умений, а также обеспечивая развитие деятельностно-практического, а также эмоционально-волевого компонентов культуры здоровья школьников.
Важно отметить, что реализация этих целей предусматривает координацию работы учреждений системы образования и здравоохранения в решении проблем сохранения и укрепления здоровья субъектов школьного образовательного процесса.
В наше диагностическое исследование были вовлечены педагогические коллективы шести школ. Диагностическое исследование было направлено на выявление зависимости развития культуры здоровья школьников и педагогов от стиля и уровня их культуры здоровья.
В качестве цели нашего изучения выступало: наличие в концепциях и программах общеобразовательных школ развития разделов, в которых формирование культуры здоровья школьников и педагогов и развитие физической культуры в школе выступали бы единстве;
изучение мнений и опыта педагогов в формировании культуры здоровья через развитие физической культуры как собственной, так и учащихся;
Все школы являются общеобразовательными учреждениями, все успешно прошли аттестационные процедуры в течении последних трех лет, во всех школах ведется систематическое сопровождение учащихся со стороны медицинских учреждений.
Источниками информации для нашего диагностического исследования являлись:
В последующих таблицах номера школ не приводятся, так как в работе использовались медицинские данные конфиденциального характера.
Таблица №1
Общая характеристика состояния школы в контексте «культуры здоровья»
Школа |
Численность учащихся |
Процент педагогов, принявших участие в исследование |
Состояние здоровья школьников по оценке медицинских работников |
Состояние здоровья педагогов по оценке администрации школ |
1. |
Более 200 |
50% |
Норма |
Норма |
2. |
450 |
70% |
Норма |
Норма (выше нормы) |
3. |
700 |
75% |
Норма |
Норма |
4. |
400 |
50% |
Норма |
Ниже нормы |
5. |
100 |
90% |
Норма |
Ниже нормы |
6. |
40 |
100% |
Выше нормы |
Выше нормы |
Критерий «Состояние здоровья школьников по оценке медицинских работников» оценивался как «норма» в том случае, если состояние здоровья учащихся принципиально не отличается от состояния здоровья их сверстников в регионе (число пропусков уроков, частота обращения за медицинской помощью, группа здоровья и др.) Тот же критерий оценивался «выше нормы» в том случае, если по сравнению с регионом учащиеся демонстрировали лучшее состояние здоровья и большую позитивную динамику физического развития.
При оценке критерия «Состояние здоровья педагогов по оценке администрации школ» выставлялась оценка «норма» в том случае, если по оценке администрации учителя редко пропускают уроки по состоянию нездоровья, общее состояние здоровья педагогического коллектива не отличается от общих характеристик состояния здоровья других профессиональных групп (по мнению администраторов).
Оценка «выше нормы» выставлялась в том случае, если, по мнению администраторов состояние здоровья педагогов не влияет или «почти не влияет» на качество образовательного процесса и воспитания.
Оценка «ниже нормы» выставлялась в том случае, если, по мнению администрации, состояние здоровья педагогов существенно влияет на качество образовательного процесса и воспитания здорового образа жизни в сторону его ухудшения.
Понимая, весь субъективизм, подобной оценки, мы сочли необходимым в школах, где зафиксировано отличие от «нормы» в состоянии здоровья проверить это суждение администраторов через опрос педагогов и учащихся. Педагогам был задан вопрос: часто ли приходится вносить изменения в расписание по причине болезни Ваших коллег? Учащимся был задан вопрос: Часто ли отменяются, переносятся уроки, другие мероприятия по причине болезни педагогов?
В школе - 4. большинство педагогов и детей ответили: «да, очень часто». В школе -5, большинство педагогов ответили: «нет, редко», учащиеся ответили «да, очень часто». В школе-6, педагоги и учащиеся ответили - «очень редко».
Таким образом, оценка администраторов, скорее всего, достаточно достоверна.
Анализ концепций и программных документов показал следующее:
Приведем выдержки из документов, описывающих наиболее значимые компоненты программы школы в аспекте «физическая культура, спорт, культура здоровья».
Школа 1. «Ежегодный турнир на приз Спонсора по волейболу проводится среди смешанных команд, в составе каждой команды могут быть представлены учащиеся школы, педагоги, сотрудники, родители, спонсоры школы. Турнир направлен на формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, утверждения идеалов гармонического развития личности.».
Целевая программа «Здоровье». Ведущий тезис: в школе не принято «болеть», болезнь не является обстоятельством, которое может быть оценено позитивно с професииональной точки зрения.
Целевая программа «Сопровождение часто болеющих детей». Цель программы - научить учащихся преодолевать состояние «нездоровья» за счет изменения образа жизни, формирование культуры здоровья.
Школа 2. Фрагмент из программы развития школы - разработать комплекс мер по адаптивной физической культуре для лиц с ослабленным здоровьем.
Школа 3. Имеется программа предмета «физическая культура и культура здоровья». Программа - марафон: «Класс-Километр» - общешкольный праздник, направленный на формирование здорового образа жизни, спортивной воли и выдержки. Первый класс бежит один километр, второй класс бежит два километра и т.д. В празднике принимают участие практически все учащиеся, и все педагоги, но педагоги в роли зрителей.
Школы 4-5. Программных документов нет.
Школа - 6. Подробное описание опыта работы школы будет приведено в следующем параграфе.
Помимо анализа школьной и медицинской документации в рамках исследования были проведены опросы членов педагогических коллективов и учащихся школы. Так как диагностика была массовой, то перед исследователем стояла задача предельно сократить и формализовать вопросы. С другой стороны явное расхождение ответов членов педагогического коллектива по проблеме «пропусков занятий» с реальной действительностью в школе-5 перед нами стояла задача усиления гарантии достоверности ответов, именно поэтому учительская анкета была анонимной и закрытой, при этом педагогам предлагалось по желанию добавить свои комментарии.
По данным вопросам педагогам предлагалось дать ответы «да»,
«скорее-да», «скорее-нет», «Нет».
Анализ ответов показал следующее.
Вопрос 1. Считаете ли вы, что школа наряду с семьей должна
формировать культуру здоровья учащихся?
Во всех школах практически 100% опрошенных ответили утвердительно.
Вопрос 2. Считаете ли Вы, что школа может повлиять на становление культуры здоровья у учащихся?
Во всех школах большинство педагогов ответило утвердительно. Интересно при этом, что на третий вопрос педагоги школы-5 так же ответили утвердительно. Что можно объяснить либо недоверием испытателю, либо тем, что педагоги ранее не задумывались над этим вопросом.
Данные полученные по третьему вопросу: Считаете ли Вы, что школа бессильна помочь учащимся сформировать здоровый образ жизни и определяющими факторами здесь являются влияние семьи и общества?
Таблица №2
Школа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Результат |
10% |
7% |
15% |
50% |
95% |
0% |
опроса, |
||||||
процент, |
||||||
ответивших |
||||||
положительно |
Заметим, что в двух образовательных учреждениях мы зафиксировали таким образом убежденность большой части коллектива в том, что от школы практически ничего не зависит в процессе формирования здорового образа жизни учащихся.
Вопрос 4. Считаете ли Вы, что в вашей школе создана среда, формирующая культуру здоровья у учащихся?
Положительно на этот вопрос ответило большинство педагогов школы- 2 и школы-6.
В качестве негативных факторов в комментариях педагогов в школах-1 и школе - 3 названы большие «учебные перегрузки учащихся», «недостаточность часов уроков физической культуры», «недостаточная развитость спортивных секций». В школе -1 назван дополнительный негативный фактор - большая численность учащихся и учителей.
В школе - 4 большинство ответов отрицательные, указано на перегрузки учащихся и отсутствие спортивного зала.