Формирование у школьников культуры зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Файлы: 1 файл

diplom_Alexandr.docx

— 166.83 Кб (Скачать файл)

В школе - 5 наряду с большим количеством отрицательных ответов, большие число педагогов затруднились с ответом (40% опрошенных).

По вопросам 5 и 6.(Считаете ли Вы, что развитие физической культуры личности и культуры здоровья взаимосвязаны?

Должны ли все дети регулярно заниматься физическими упражнениями дополнительно к урокам физической культуры?) большинство педагогов во всех школах ответили утвердительно, только в школе-1 имелись комментарии «если у них есть свободное время», «если достаточны финансовые возможности семьи».

По вопросу 7 приведем более подробные данные:

Делаете ли Вы утреннюю зарядку, посещаете какие-нибудь секции,

выполняете ли регулярно какой-либо комплекс упражнений для поддержания своей физической формы?

Школа

1

2

3

4

5

6

Процент

20%

35%

10%

5%

-

60%

опрошенных,

           

давших

           

положительные

           

ответы, ответов

           



 

В школе-5 наряду с общим отрицательным ответом содержались комментарии: работа по хозяйству, работа в огороде, «таскаю пачки тетрадей». Отдельные подобные высказывания имелись и в других школах, однако, мы не включили их в число положительных ответов, так как такого рода физические нагрузки продиктованы иной мотивацией.

По вопросу 8. ( Считаете те ли Вы справедливым утверждением, что культурный человек не может быть плохо физически развит?) имелось наибольшее расхождение в ответах. Ни в одной школе, кроме школы-6 не имелось большинства учащихся, ответивших на этот вопрос положительно. Наиболее типичными комментариями были: «Можно быть культурным человеком и при этом физически немощным», «не каждому на роду дано здоровье», «здоровье человека зависит не только от него»....

Заметим, что «здоровье человека» и «культура здоровья» при этом большинством смешивались в единое понятие.

Второй опрос касался учащихся. Им было задано три вопроса:

    1. Часто ли по собственной инициативе Вы занимаетесь физическими упражнениями (утренняя зарядка, пробежки, посещение секций и т.д.)?
    2. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни влияет на здоровье человека?
    3. Считаете ли Вы заботу о физическом развитии составной частью здорового образа жизни?
    4. Считаете ли Вы, что школа позитивно влияла на формирование вашего здорового образа жизни?
    5. Не могли бы вы выделить те условия, которые влияли на формирование вашего опыта развития физической культуры и культуры здоровья:
  • специальные уроки;
  • пример учителя физкультуры;
  • пример какого-либо другого педагога;
  • пример большинства учителей в педагогическом коллективе;
  • какие-либо школьные традиции.

Проанализируем полученные ответы:

Вопрос 1. Часто ли по собственной инициативе Вы занимаетесь

физическими упражнениями (утренняя зарядка, пробежки, посещение

секций и т.д.)?

Школа

1

2

3

4

5

6

Процент

50%

45%

50%

15%

10%

80%

положительных

           

ответов

           



 

Вопросы 2 и 3. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни влияет на здоровье человека?

Считаете ли Вы заботу о физическом развитии составной частью здорового образа жизни?

Большинство учащихся во всех школах ответили положительно. Вопрос 4. Считаете ли Вы, что школа позитивно влияла на формирование вашего здорового образа жизни?

Таблица №5

Школа

1

2

3

4

5

6

Процент

40%

40%%

70%

25%

10%

90%

положительных

           

ответов

           



 

Существенных расхождений с ответом на вопрос №1 нет, они видны только в школе 3. где учащиеся оценивают влияние выше, чем показывает оценка их собственного опыта.

Вопрос 5. Не могли бы вы выделить те условия, которые влияли на формирование вашего опыта развития физической культуры и культуры здоровья?

Школа

1

2

3

4

5

6

Компоненты, выделенные учениками

Учитель физкультуры, влияние отдельных педагогов в школьные традиции

Учитель физкульту-ры, влияние отдельных педагогов

Учитель физкультуры, школьные традиции

Учитель физкультуры

-

Учитель физкультуры, влияние отдельных педагогов, влияние всего педагогического коллектива, влияние детского коллектива, школьные традиции


 

 

В школах 1-5 нами было опрошено 415 учащихся, которым было предложно оценить свой уровень здоровья, образ жизни (в какой мере он способствует здоровью), занятия физической культурой.

Все учащиеся признали значимость здоровья как фактора жизненного успеха. При этом более 40% признали свой образ жизни нездоровым (употребление вредных продуктов, курение, низкая подвижность, избыточность компьютерных игр, малая физическая активность и т.д.). Более 70% учащихся признали, что «недостаточность здоровья» стала причиной (общей или в отдельных случаях) их жизненного неблагополучия: низкие результаты в школе из-за пропусков занятий; апатия, «не взяли в секцию из-за плохого состояния здоровья», «не взяли в поход из-за здоровья, ограничение

активности по состоянию здоровья, «не нравлюсь сверстникам» , «непривлекательная внешность, стесняюсь» и т.д.

Из 60% школьников, признавших свой образ жизни - здоровым, 20% не занимаются никакими упражнениями по физическому самосовершенствованию.

Полученные данные позволяют сделать выводы по каждой школе в отдельности.

Школа-1. Престижная школа, которая считает заботу о здоровье учащихся важной школьной задачей, культура здоровья тесно связана с процессом формирования физической культуры; процесс формирования культуры здоровья через развитие физической культуры учащихся осознан, находит свое отражение в программных документах и школьных образовательных технологиях. Большой процент педагогов считает своим долгом личным примером влиять на становление культуры здоровья учащихся. Однако - лидеры школы не находятся в центре этого процесса как личности (снижение физических нагрузок, ухудшение общего состояния здоровья), действие ряда негативных факторов (месторасположение, ограниченность возможностей спортивного зала, гимназические перегрузки, большая численность учащихся) требует больших усилий со стороны администрации в данном направлении для качественного изменения «картины здоровья» учащихся.

Школа -2. Культура здоровья признается как важный фактор качества образовательного процесса, рассматривается во взаимосвязи с физической культурой учащихся, но не находит своего технологического отражения в циклограмме и программах школы. Позитивное влияние педагогов обусловлено в большей степени их молодостью, а не образом жизни школы. Нужны серьезные усилия по развитию программы формирования культуры здоровья и физической культуры учащихся.

Школа -3. Школе «повезло» с учителем физической культуры. Однако, процесс формирования культуры здоровья учащихся держится практически только на его усилиях, не поддержан личным примером других педагогов, что существенно снижает результативность. Однако, судя по опросу школьников, следует заметить, что и усилия одного профессионала могут дать весьма позитивные результаты.

Школа -4. Нет осознанной политики в области формирования культуры здоровья учащихся, необходимость формирования культуры здоровья носит преимущественно декларативный характер. Педагоги в большей степени демонстрируют негативный пример, личным примером утверждая «культуру нездоровья».

Школа -5. Аналогичные результаты.

Школа -6. Полученные позитивные результаты по большинству составляющих в школе 6 позволили нам выделить ее опыт в отдельный параграф нашего исследования.

Таким образом, проведенное диагностическое исследование показало, что:

  • в сознании большинства педагогов задача формирования культуры здоровья является значимой педагогической задачей, решаемой в школьном педагогическом процессе;

в то же время, имеется незначительная часть педагогов, кто скептически оценивает возможности современной школы и педагогов в части формирования культуры здоровья у школьников;

  • педагоги и учащиеся в большинстве своем связывают процесс формирования культуры здоровья и физического развития личности;
  • большая часть педагогов признает, что школьный уклад (личный пример и традиции школьной жизни) - действенный фактор влияния на процесс формирования культуры здоровья школьников;

педагогическая культура школы, культура здоровья отдельных педагогов и их отношение к проблемам физического развития школьников является тормозящим фактором в области формирования культуры здорового образа жизни современных школьников;

  • школа может стать фактором формирования культуры здоровья и физической культуры школьника в том случае, если процесс их взаимосвязанного формирования будет ценностно принят и технологически обеспечен большинством педагогического коллектива.

Данные диагностического исследования позволили подтвердить и уточнить положения гипотезы исследования.

Актуальность исследования проблемы формирования культуры здоровья школьников как свойства личности средствами физической культуры в общеобразовательном учреждении обусловлена противоречием между осознанием значимости здоровья для дальнейшей жизни и ограниченностью опыта самоанализа и владения культурой оздоровления у современных школьников.

Проблемы в формировании культуры здоровья обусловливают тенденцию снижения здоровья учащихся и ведут, в ряду других факторов, к возникновению разнообразных проблем физического неблагополучия человека, что негативно сказывается на всех этапах и составляющих его становления как активного субъекта личности, индивидуальности.

Формирование культуры здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни и развития физической культуры как значимого интегрального показателя.

Необходимым условием развития культуры здоровья школьников педагогическими средствами является присутствие в школьном педагогическом процессе всех основных компонентов этого процесса: познавательного; ценностно-ориентационного; коммуникативного; эстетического; физкультурного; преобразовательного.

Эффективность процесса формирования культуры здоровья школьников обусловлена развитием педагогической культурой школы, проявляющейся в:

  • отношении педагогов к физической культуре как условию формирования здорового образа жизни (необходим повседневный пример высокой культуры здоровья самого педагога, независимо от преподаваемого им предмета);
  • наличии надпредметных программ, нацеленных на развитие физической культуры и формирования здорового образа жизни;

Информация о работе Формирование у школьников культуры зож