Формирование у школьников культуры зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Файлы: 1 файл

diplom_Alexandr.docx

— 166.83 Кб (Скачать файл)

Возвращаясь к рассмотрению ценностей физической культуры, необходимо отметить, что в представленной классификации ценностного потенциала физической культуры в центре анализа находится личность, объединяющая нравственные, физические, волевые качества. Несомненны гуманистические ориентиры новой системы представлений о ценностях физической культуры. По мнению автора данной концепции, это влечёт за собой отказ от утилитарного использования ценностей физической культуры, а также коренной пересмотр целей физического воспитания в сторону его гуманизирующих и культурообразующих функций.

Формирование ценностей физической культуры у современных школьников происходит в процессе физкультурно-спортивной деятельности людей: в специально организованном педагогическом процессе (уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, оздоровительных группах и т. п.); через различные средства массовых коммуникаций (печать, телевидение, радио, интернет и т. п.); в результате «присвоения» общественного достояния (спортивные сооружения для занятий физическими упражнениями, спортивные снаряды, научные достижения, потенциалы педагогов); через преобразование общественных ценностей в ценности личности (здоровье, двигательные умения, личностные качества и др.).

Таким образом, на современном этапе развития человечества в целом речь должна идти о взаимосвязи и взаимообусловленности материальной, духовной и физической культуры, ориентированной на развитие творческой личности. Физическую культуру в этом контексте можно рассматривать как особую материальную и духовную ценность отдельной личности и общества в целом. Такое понимание физической культуры обусловлено её воздействием на духовную сферу человека, на его биологическую сущность, его социальное и личностное самоопределение. Этим объясняются попытки анализа современного ценностного потенциала физической культуры с социальной и психолого-педагогической точки зрения.

Ценностный потенциал физической культуры, рассматриваемой в гуманистической парадигме, представляет собой систему, включающие такие важнейшие компоненты как интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные, моболизационные и валеологические ценности.

Приоритетными задачами воспитания физической культуры школьников сегодня должна стать их ориентация на раскрытие и реализацию личностного потенциала в процессе приобщения к миру физической культуры как свойства личности на основе общечеловеческих ценностей. Основной целью воспитания физической культуры является формирование культуры личности, главной составляющей которой является система её ценностей. Влияние социально-экономической ситуации на формирование и развитие ценностей в стране в настоящее время не только сохранилось, но и усилилась ориентация на сугубо прагматические ценности, преобладает стремление к достижению успеха любой ценой. Всё большую часть молодёжи охватывает нигилизм и безразличие к духовным ценностям. Их система ценностных ориентаций противодействует усилиям педагога, действующего в гуманистической парадигме. [18, с. 53]

Философское значение физической культуры и её предназначение в современном обществе состоит в гармонизации биологического и социального начал в природе человека. Возможно это потому, что формирование физической культуры в настоящее время происходит на основе идеи раскрытия и осуществления взаимосвязи и взаимообусловленности социального и биологического. Анализ генезиса развития знаний о физической культуре свидетельствует о чётко выраженной тенденции к возрастанию духовных начал в её сфере по отношению к биологическим, при этом духовное начало связано с социальной природой человека.

Обратимся к анализу понятий биологической и социальной природы человека. Как известно, всей живой природе свойственны два типа активности - биологическая адаптация и деятельность. В основе биологической адаптации лежит приспособление к условиям окружающей среды путём морфологической перестройки телесных органов и систем. В основе деятельности лежит уникальная особенность человека: сохраняя свою телесную организацию, изменять свой образ жизни и окружающие условия обитания. Специфика человека как живого существа проявляется в том, что его адаптация к среде носит двойственный, деятельностно- биологический характер, являясь информационно направленной активностью саморегулирующейся, адаптивно-адаптирующей системы.

Человек развивается как часть природы по её законам. Он наделён естественными силами, являясь деятельным природным существом. Эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей. Но развитие природных качеств человека, в отличие от стихийных процессов развития в природе, стало в обществе предметом сознательного регулирующего воздействия, управления, совершенствования, что и обеспечивается специально ориентированными на это видами культуры. Физическая культура, как один из таких видов культуры, воздействует непосредственно на предметы внешней природы, а также на жизненно важные качества, свойства, способности самого человека, которые получены в виде задатков от природы, передаются по наследству (как генетические предпосылки развития) и развиваются в течение жизни поколений под влиянием условий жизни, деятельности, воспитания.

Очевидно, что ни одна из форм человеческой деятельности биологически не наследуется, она может стать достоянием человека только путём упражнения, т. е. освоения много кратным повторением. Однако эффективность процесса освоения, например, трудовых действий зависела от уровня духовного развития человека. Ведь освоение этих действий связано с передачей опыта, а передача и использование имевшегося опыта основана на механизмах социальных отношений, понимание роли общения для сохранения приобретенных людьми знаний и навыков и их совершенствование привело к возникновению целенаправленного процесса обучения и воспитания, в том числе, физического воспитания.

Благодаря физической культуре социальный человек развивает свои двигательные возможности, которые позволяют включаться в трудовые процессы всё более усложняющиеся с точки зрения силы, сложности, координированности трудовых действий, развить тело человека так, что телесные действия могут стать знаковыми образованиями и представлять собой искусства и знаки управления и, наконец, совершать сложные действия, координированные с действиями других людей.

Физическая культура как вид общей культуры играет уникальную роль в установлении взаимосвязи между биологическим и духовным в человеке. Она способствует очеловечиванию имеющейся у людей природной (биологической) сущности, прежде всего, их телесности, «окультуриванию» деятельности организма человека с целью достижения гармонизации отношений с природой, оптимизации взаимодействия физического и психического, природного и социального. Тем самым формируется необходимый уровень биологической и духовной активности, ответственности за состояние здоровья, обозначается связь социального и биологического, а сам человек выступает объектом и субъектом физического развития. Наиболее существенным признаком физической культуры является свободная деятельность по физическому и духовному совершенствованию. Физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции.

В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, но зависит от сознания и воли отдельных людей. [37, с. 284]

Физическая культура в этом отношении представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм её направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения её ценностей, является физическое воспитание.

Физическая культура - первый и естественный мостик, соединяющий в единое целое социальное и биологическое в человеке. Освоение и приумножение природного преломляется через сознательную и стимулируемую социумом физическую активность, выступая, таким образом, как решение «нулевого цикла» экологических задач - формирование, сохранение и реализация человеком своего физического потенциала.

Сущность единства социального и биологического в формировании физической культуры, как отдельного человека, так и человечества в целом состоит в том, чтобы сознательно и целенаправленно познавать и непротиворечиво реализовывать в практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования его физического потенциала. Приоритет биологического в этом случае заключается в том, что оно предопределяет стратегию последовательности и интенсивности тренирующих воздействий, обеспечивающих развитие физических способностей, а приоритет социального в том, что оно обеспечивает, с одной стороны, процесс познания мудрости природы, а с другой - практическую реализацию его результатов - физического потенциала людей в соответствии с запросами, возможностями, моральными и нравственными ценностями общества.

Вместе с тем, нельзя не признать, что физическая культура связана с приоритетом духовности в процессе формирования телесно - двигательных качеств человека. Понимание физической культуры в аспекте физического развития и функциональной готовности человека к различным видам деятельности обусловило недооценивание интеллектуального и социально-психологического начал, этим обусловлен разрыв связей между общей культурой человека и физической культурой, что снижает функциональное назначение последней.

Подводя итог о соотношении биологического и социального в физической культуре, необходимо подчеркнуть, что физическая культура является важнейшим средством гармонизации объективно присущих человеку биологического и социального начал. Современный этап развития физической культуры на первый план выделяет духовное (социальное) начало, которое должно развиваться в ходе и посредством формирования физических (биологических) сил человека.

Выделение приоритета социального на современном этапе развития физической культуры не должно умалять биологического компонента, связанного с изучением и использованием закономерностей становления природных физических способностей с учётом социальных условий.

Создание условий для воспитания школьника как человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных педагогических проблем.

Рассмотренные ранее сущностные свойства феномена физической культуры как научного феномена позволяют утверждать, что физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии. [4, с. 32]

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики и культуры в целом. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. По-видимому, эти суждения должны носить методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных теорий.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности детей к самостоятельной жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития ребёнка.

В теории физической культуры процесс физического воспитания определяется видовым понятием "воспитание" и в силу этого характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса. Отличительные же черты, по определению теоретиков физической культуры, - направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Специалисты, как правило, подчеркивают, что в физическом воспитании следует различать две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств.

Информация о работе Формирование у школьников культуры зож