Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа
Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
Так, комплексное обследование учащихся сельских школ выявило нарушения физического развития в 19,2% случаев. Преобладало сниженная масса тела при нормальной длине (12,8%), низкая масса тела при низком росте (3,2%) и избыток массы 1-2-й степени (3,2%). Отставание в нервно-психическом развитии не отмечались. У 65% детей наблюдались отклонения осанки и сколиоза, у 22,4% плоскостопие. Кариесом поражено более половины подростков 60,8%. Снижение зрения отмечено у 29,6% детей, патология со стороны ЛОР-органов - у 26%, неврологическая патология - у 20%. В 20% случаев установлен диагноз нарушения центральной нервной геодинамики в основном по гипотоническому и смешанному типам. Патология желудочно-кишечного тракта определялась у 16% детей, почечная патология - у 11%, эндокринная - 9%. Абсолютно здоровыми признаны 5% обследованных.
Уровень физического развития сельских школьников, а также количественные и качественные характеристики питания в целом не отличаются по важнейшим показателям от соответствующих показателей городских детей. В то же время, некоторая часть детей на селе (до 10%) страдает от недостатков в питании. При этом некоторые данные по здоровью сельских школьников вызывают озабоченность.
Обращает на себя внимание неожиданно высокий уровень аллергических заболеваний на селе, а также огромное преобладание ЛОР - заболеваний и близорукость.
Широкое распространение на селе может быть следствием несоблюдение гигиенических норм освещения помещений, как дома, так и в учебных заведениях. Нарушение светового режима, по-видимому, значительно более весомый фактор развития близорукости, чем авитаминоз А, который в сельской местности должен был бы быть выражен слабее, чем в городе, благодаря широкому использованию в пищу овощей, содержащих каротиноиды. На селе отмечается катастрофически высокий уровень травматизма, почти в 3 раза превышающий средние показатели РФ для детей до 14 лет. Практически каждый третий респондент сообщает об имевших место травмах в анамнезе, т.е. общий травматизм - до 30%. Возможно, это связано с меньшей заботой о технике безопасности во всех ее проявлениях, в том числе в сельскохозяйственном производстве. Еще более вероятно, что сельский быт значительно травмоопасен, чем городской. [8, с. 53].
Интегральный показатель "хронической" заболеваемости у девочек неуклонно возрастает с возрастом от 10-11 лет к 16 годам и старше. Можно полагать, что это означает постепенное накопление с возрастом числа хронических заболеваний у некоторой части сельских школьниц. Это предположение подкрепляется тем фактом, что доля отметивших у себя хронические заболевания девочек в возрасте 10-11 лет составляет 65%, а к возрасту 14-15 лет она увеличивается до 80%, оставаясь практически на том же уровне и в старшей основной группе.
Физическая культура как вид общей культуры с исторически сложившимися видами физических упражнений и современными видами спорта, танца, народными играми обладает огромным ценностным потенциалом в воспитании человека на всех этапах его развития и становления.
Проблема соответствия физической культуры и спорта потребностям и целям человека активно исследуется особенно в последнее время (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, М. Я. Виленский, Н. И. Пономарёв, В. М. Выдрин, Ю. Н. Николаев и др.) По мнению учёных в процессе занятий физической культурой и спортом формируются ценности различной направленности: материальные (материально- технические условия физкультурного движения и др.); физические (здоровье, телосложение, физические качества, умения, навыки и т. п.); социальные (отдых, развлечение, удовольствие; формирование трудолюбия, навыки рационального поведения в коллективе, понятие долга, чести, совести, благородства; средство воспитания и социализации, общественного самоуправления, международного сотрудничества, национального самосознания и т. д.; рекорд, победа, традиции, соревнование, зрелище и многое другое); психические (получение радости от широкого диапазона эмоциональных переживаний; быстрота мышления, воображения; творческие задатки; черты характера, волевые качества и т. д.); духовные (познание, самоутверждение, самовыражение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные ценности и соответствующие им идеалы); авторитет, общение и другие (С. П. Евсеев) [22, с. 144].
Интересной и весьма плодотворной является концепция Л. И. Лубышевой [31, с. 120], в которой представлен ценностный потенциал физической культуры. Согласно этой концепции, ценности являются социально приобретёнными элементами структуры личности. Они выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом, существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры.
Известно, что ценности физической культуры составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но установки, которые стимулируют их использование, а, следовательно, и дальнейшее пополнение.
В настоящее время принято выделять два уровня ценностей физической культуры - общественный и личностный. К первому уровню относятся ценности, которые созданы обществом для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Личностный уровень определяется ценностями, созданными личностью в области физического совершенствования и самоорганизации здорового стиля жизни.
Осмысление ценностного потенциала физической культуры привело Л. И. Лубышеву к раскрытию и описанию системы ценностей. К интеллектуальным ценностям Л. И. Лубышева относит знания о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового стиля жизни. К двигательным ценностям исследователь относит лучшие образца моторной деятельности и личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физический потенциал. Под технологическими ценностями понимаются различные комплексы методических руководств и практических рекомендаций, а также методики оздоровительной и спортивной тренировки. Интенционные ценности отражают сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе, её популярность у различных категорий людей, а также социально - психологические установки людей, занимающихся физическими упражнениями и спортом. К мобилизационным ценностям относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу, и даже поражение, наконец, просто выйти из сложившейся ситуации. К валеологическим ценностям относятся накопленные знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, повышения работоспособности и т. д. В этом смысле мобилизационные ценности имеют явную валеологическую направленность. Кроме того, валеологические ценности способствуют формированию мотивации, потребности в отношении человека к своему здоровью.
Как указывает Л. И. Лубышева, следует различать ценности физической культуры и ценности спорта, поскольку физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт - как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека. К специфическим ценностям спорта относится его воспитательная ценность. Не менее важным является специфичность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Отмечают и экономическое значение спорта. Существенными являются и материальные вложения общества в развитие спорта, которые многократно окупаются, начиная со здоровья нации и заканчивая финансовыми доходами от его коммерческой стороны.