Формирование у школьников культуры зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Файлы: 1 файл

diplom_Alexandr.docx

— 166.83 Кб (Скачать файл)

7. Сопровождение учащихся, имеющих  проблемы со здоровьем. К проблемам  со здоровьем в школе относятся: хронические заболевания;

  • избыточный вес;
  • вредные привычки;
  • временное состояние нездоровья.

В отношении каждого ученика, имеющего проблемы здоровья, разрабатывается специальная программа сопровождения, включающая:

  • договор с самим учащимся;
  • усилия медицинских работников;
  • усилия куратора;
  • специальную программу физической активности.

В процессе изучения опыта школы по формированию культуры здоровья школьников мы пытались выявить те факторы, которые характеризуют школу как уникальную:

  • школа является интернатом, где формирование образа жизни происходит «с подъема до отбоя», что существенно отличает ее от других школ (утренняя зарядка и гигиенические обливания холодной водой), к сожалению, ни один интернат не был вовлечен в сферу нашего диагностического исследования;

- в школе учатся всего два  класса, по численному составу  школа может быть сравнима  только со школой 5, но при сопоставимой  численности учащихся - результаты  работы диаметрально противоположны.

Других (за исключением факторов образовательной программы и педагогической культуры коллектива) позитивных факторов, влияющих на становление культуры здоровья нами обнаружено не было.

Более того - имеется и ряд негативных: нет своего спортивного зала, низкие стартовые характеристики здоровья учащихся, высокие учебные нагрузки.

И, тем не менее - результаты в области состояния здоровья, культуры здоровья и физического развития учащихся получены позитивные, качественно отличающиеся от других.

Таким образом, анализ опыта работы данной школы в сопоставлении с анализом работы других образовательных учреждений позволил нам сформулировать ряд педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни, культуры здоровья и физического самосовершенствания личности.

Необходимым условием развития культуры здоровья учащихся является не только полнота представленности в образовательном процессе всех основных компонентов формирования основ культуры здоровья школьников, но и их связь:

  • познавательного (получение знаний о здоровом человеке, способах и методах сохранения, созидания, формирования здоровья и здорового образа жизни);
  • ценностно-ориентационного (формирование стойкой ориентации на здоровый образ жизни; осознание ценности своего здоровья и его приоритета в организации жизнедеятельности);
  • коммуникативного (выработка человеком системы ценностей, предполагающих возможность достаточно широкого общения между людьми в обществе и его подсистемах (школьный класс, семья и т.п.) стимуляцию творческой активности, способности к духовному росту как средства и метода предупреждения и устранения стрессовых ситуаций в личной и общественной жизни);
  • эстетического (потребность получения удовлетворения от собственной деятельности по формированию своего здоровья, осознание красоты здорового человека как неотъемлемого компонента эстетического восприятия действительности);
  • физкультурного (формирование разнообразных форм двигательной активности как непременное условие здорового образа жизни и фактора становления индивидуального здоровья);
  • преобразовательного (формирование здоровья собственными силами - «здравотворчество»), при этом под «здравотворчеством» понимают модель поведения личности, основанную на критериях здорового образа жизни и реализуемую в процессе активного долголетия.

Эффективность процесса формирования культуры здоровья ученика обусловливается его взаимосвязью с педагогической культурой школы, что проявляет себя в:

  • отношении педагогов к ценности физической культуры как условию формирования здорового образа жизни (необходим повседневный пример высокой культуры здоровья самого педагога, независимо от преподаваемого им предмета);
  • наличии надпредметных программ, нацеленных на развитие физической культуры и формирования здорового образа жизни;

создании системы психолого-педагогического сопровождения учащихся, испытывающих затруднения в процессе приобщения к физической культуре и массовому спорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры в общеобразовательном учреждении обусловлена противоречием между осознанием значимости проблемы сохранения и укрепления здоровья у школьников и ограниченностью педагогического опыта формирования культуры здоровья у школьников с учётом современных условий.

Ориентация на здоровый образ жизни - это личностное качество, проявление которого обеспечивается благодаря ценностному отношению, знаниям, опыту и творческому осмыслению принципов и способов здорового образа жизни, раскрытию потенциальных способностей и возможностей.

Здоровый образ жизни выступает ценностно-смысловым ориентиром для формирования физической культуры личности: физическая культура личности создает основания для формирования здорового образа жизни;

здоровый образ жизни выступает условием личностного благополучия, развития и эффективности человека в различных видах деятельности;

Ориентация на здоровый образ жизни является компонентом общей культуры личности, представляет собой системное динамическое образование и включает три взаимосвязанных компонента: знания человека в области процессов и условий формирования здорового образа жизни; мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни; практическую деятельность, направленную на физическое совершенствование личности, определяющую состояние ее здоровья.

Диагностический и формирующие эксперименты позволили установить, что современная школа обладает значительным потенциалом в формировании ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры, однако этот потенциал используется по-разному, в зависимости от выраженности ценностей здоровья и физической культуры в программе развития школы, образовательной программе и педагогической культуре школы;

При определенных условиях школа может выступать деструктивным фактором в отношении ориентации школьников на здоровый образ жизни, одним из таких условий является негативная ориентация педагогического коллектива по отношению к физической активности и здоровому образу жизни;

Школа может оказывать существенное влияние на формирование ориентации школьников на здоровый образ жизни при условии проектирования и реализации надпредметной образовательной программы «Физическая культура и здоровье школьников», критериями эффективности которой выступают: активность в физическом самосовершенствовании и оздоровлении личности; позитивная динамика состояния здоровья; сознательный выбор здорового образа жизни как условия личностного благополучия и эффективности.

Ориентация школьников на здоровый образ жизни предполагает присутствие в образовательном процессе всех основных компонентов формирования основ здорового образа жизни современного человека:

  • познавательного (получение знаний о здоровом человеке и здоровом образе его жизни, способах и методах сохранения и укрепления здоровья;
  • ценностно-ориентационного (формирование стойкой ориентации школьников на здоровый образ жизни; осознание ими ценности своего здоровья и его приоритета в организации своей жизнедеятельности);
  • коммуникативного (овладение средствами и методами предупреждения и устранения стрессовых ситуаций в школьной жизни);
  • эстетического (формирование осознания красоты здорового человека, развитие потребностей получать удовлетворение от занятий физической культурой);
  • физкультурного (овладение разнообразными формами двигательной активности как непременного условия здорового образа жизни и фактора становления индивидуального здоровья);
  • преобразовательного (оздоровление собственными силами - «здравотворчество»), при этом под «здравотворчеством» понимают модель поведения школьника, основанную на идеалах и критериях здорового образа жизни, принимаемую школьником и реализуемую в процессе школьной жизнедеятельности.

Сформированность ориентации школьников на здоровый образ жизни зависит от образовательного потенциала школы, который определяется следующими педагогическими условиями:

  • отношением всех субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов, администраторов, сотрудников, социальных партнеров школы) к физической культуре как к ценности и условию формирования здорового образа;
  • личным примером высокой культуры здоровья педагогов, независимо от преподаваемого ими предмета;
  • наличием надпредметных программ, нацеленных на развитие физической культуры и формирования здорового образа жизни;
  • выраженностью ценностного отношения школы к физической культуре и здоровому образу жизни в ее традициях, способах организации деятельности, ежедневной педагогической практике;

созданием системы педагогического сопровождения тех школьников, которые испытывают затруднения в процессе приобщения к физической культуре и массовому спорту.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Агеевец В. У. Путь к здоровью и процветанию нации лежит через образование, физическую культуру и спорт // Вестник балтийской академии. - 2007. - С. 33-37.
    2. Агеевец В. У. Физическое образование в России. - СПб., 2009. - 31 с.
    3. Александров С. Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 11. - С. 51-54.
    4. Александров С. Э Специфика физической культуры как вида человеческой деятельности: Автореф. дис... канд. пед. наук. - СПб, 2012.-32 с.
    5. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук. - Волгоград, 2008.
    6. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Н.Новгород, 2007. - 22 с.
    7. Ананьев В. А., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии. - СПб: СПбГПУ, БПА, 2011. - 211 с.
    8. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 1. - С. 50-56.
    9. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Казань, 2012. - 23 с.
    10. Белов В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической подготовки. Дис... д-ра пед. наук. -М.:, 2008.-317 с.
    11. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта. - СПб., 2006. - 47 с.
    12. Виленский М. Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя // Теория и практика физической культуры, 2007.-№6.-С. 18-20.
    13. Виленский М. Я., Соловьёв Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2011. - № 3. - С. 26.
    14. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 2009.-287 с.

Информация о работе Формирование у школьников культуры зож