Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа
Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
Наибольшего положительного результата в физическом воспитании можно достигнуть в случае формирования у учащихся потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности каждого молодого человека. [34, с. 496]
Спортивная тренировка, как указывают специалисты, и многолетний практический опыт работы по воспитанию физической культуры, пока доминирует как концепция управления развитием физических качеств человека. С позиции этой концепции выносливость, сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут быть приобретены только путем использования эффекта целенаправленного организационного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной (разумной) интенсивности.
Наилучших результатов в развитии двигательной активности учащихся в избранном виде физической культуры можно достичь при максимальном учете их индивидуальных двигательных характеристик, социально-психологических факторов, морфофункциональных способностей организма. Это создает предпосылки к самоопределению, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации физически культурного человека в целом и в различных видах физкультурной деятельности в частности.
Рассмотрим требования к организму, предъявляемые при активной умственной деятельности молодого человека в период школьного и
вузовского образования.
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения [26, с. 2-8] указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди старшеклассников и студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно - эмоциональных перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов [27, с. 18]. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности ребёнка, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно - психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с двигательной активностью.
Степень развития утомления можно определить по некоторым всем известным внешним признакам. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для растущего организма школьников и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.
Таким образом, умственная деятельность школьника, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму ребёнка и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний. Активный отдых положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам. Рассмотрим вопрос об интеллектуальной работоспособности и влиянии на неё физической культуры подрастающего человека подробнее.
Работоспособность школьника определяется как его способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей школьника, адекватных уровню его физического развития, мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.
Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности школьника, типологической особенности его нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой учебной работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.
Есть учащиеся с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство, и учащиеся с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы (рис.3).
Рис. 2. Изменение работоспособности человека в течение суток
Рис.3. Распределение работоспособности утренних (жаворонки) и вечерних (совы) типов
Учащиеся - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения дети. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом образовательного учреждения.
Учащиеся - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов учащихся целесообразно использовать для отдыха.
Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.
В период контрольных работ, сочинений, экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде включённости школьников в разного рода учебные ситуации.
Сам процесс выполнения контрольных работ, тестирования или экзамена характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму учеников более экономично справиться с требованиями таких учебных ситуаций.
Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного учебного труда школьников и в учебных ситуациях экстремального характера с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что здоровье школьников напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в будущем самостоятельной профессиональной деятельности учащихся. Ребёнок должен вести активный физический образ жизни для успешной интеллектуальной и трудовой деятельности. Но может ли личность быть гармоничной на основании только этих двух компонентов: телесной и интеллектуальной? Важен ли взгляд человека на мир, его восприятие окружающей действительности, в том числе и социальной? Для ответа на эти вопросы необходимо учитывать характер мировоззрения. В наиболее распространённом понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению категории: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воззрения, взгляд на мир. [28, с. 139]
Основные концептуальные положения педагогической системы воспитания физической культуры как свойства личности школьника, определяющие ее инновационную сущность и прогрессивную направленность, заключаются в следующих положениях:
ценностей физической культуры, построенного на применении оригинальных технологий обучения и воспитания, обусловливающих творческий поиск и инновации педагогической системы, широкое развитие самостоятельности, осознанной инициативы педагогов и учащихся в повышении уровня потребности у занимающихся в личностной физической культуре; • интеллектуализация процесса формирования физической культуры учащихся, поскольку на основе только глубоких знаний и достаточного объема информации о путях освоения ценностей физкультурного образования, спортивной, рекреационной и реабилитационной деятельности можно реально осуществить принцип свободного выбора индивидуально приемлемых видов физической культуры, их средств, методов и форм физкультурной деятельности с учетом мотивов, потребностей, целей каждой конкретной личности.
Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности ребёнка, обусловливающее образовательную, методическую и деятельностно - практическую направленность воспитательного процесса.
В основе этого принципа лежит идея, утверждающая, что личность должна в активной форме посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.
Реализация этого принципа воспитания предусматривает решение задач активного обучения, проявление инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физкультурной деятельности.
Выделение культуры здоровья как особого феномена обусловлено осознанием того, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Культура здоровья включается в структуру личности и является важной частью культуры личности в целом. Культура здоровья оказывает влияние на личностное развитие человека.
Сохранение и укрепление здоровья человека находятся в прямой зависимости от уровня его культуры. В настоящее время существует два взгляда на поведение человека [29, с. 374], ведущего здоровый образ жизни: традиционный подход ставит своей задачей достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя и наркотиков, повышение двигательной активности, употребление с пищей насыщенных жиров, поваренной соли сахара, сохранение массы тела в рекомендуемых узких границах, следование гигиеническим нормам и правилам, соблюдение режима труда, отдыха, питания и т.д. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, следующих рекомендованному модусу поведения. Однако действительно ли он позволяет им увеличить количество здоровья? Этот вопрос не ставится, так как критерием эффективности служит не конечный продукт в виде реального оздоровления, а промежуточный результат в виде определенного поведения, пусть даже не способного на деле увеличить ресурсы здоровья. Между тем, известно, что заболеваемость неизбежно окажется различной, если одинаковое поведение соблюдают разные по генотипу и фенотипу люди. Данная модель здорового образа жизни приводит к равенству поведения, но не к равенству конечного здоровья. Другой взгляд имеет диаметрально противоположные ориентиры. Здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что люди исходно различны, для достижения одинакового эффекта они должны в течение жизни вести себя по-разному. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует рассматривать как здоровое, если ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. Соответственно критерием эффективности формирования здорового образа жизни является не поведение, а реальное состояние здоровья человека в течение его жизни. Если этого не происходит, то каким бы разумным ни казалось рекомендуемое поведение, неправильно относить к разряду здорового. Несмотря на кажущуюся противоположность данных направлений, эти подходы дополняют друг друга. Дело в том, что первый подход трактует здоровый образ жизни жестко и декларировано, а второй - имеет широкий, творческий взгляд на данную проблему. Но для нас важно, как верно подмечено в последнем, достижение желаемого оздоровительного результата всеми возможными средствами, и в первую очередь, через осознание того, что здоровье это главнейшая ценность жизни. Необходимо, чтобы подобное отношение к здоровью стало имманентным достоянием личности. Морально-волевые и мотивационно-ценностные установки должны определять поведение человека, в том числе и к своему здоровью как важнейшей ценности. Кроме того, человек не может считать себя культурным, если он пренебрегает своим здоровьем.