Идеи трудовой школы в истории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

В рамках моей темы из этой цели возникают следующие задачи:
- выявить социально-исторические предпосылки возникновения идеи трудовой школы и политехнического образования;
- раскрыть вклад представителей разных исторических эпох в теоретическое обоснование и практическую реализацию трудовой школы;
- определить современные проблемы и задачи трудового воспитания подрастающего поколения и показать возможности использования исторического наследия в их решении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………..4
2 ТРУДОВАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА……………………………………..……...10
2.1 Теоретическое обоснование (Д.Беллерс, Д.Локк, Ж-Ж.Руссо) идеи соединения обучения с производительным трудом в XVII-XVIII вв. как условия общего развития ребёнка…………………………………………………………..11
2.2 Вопросы вовлечения детей в производительный труд в западноевропейских социальных учениях и педагогической практике первой половины XIX в. (К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци)………14
2.3 Идеи трудовой школы в западноевропейской реформаторской (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, А.Лай) и русской либерально-демократической (П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров) педагогике…………………………………….…19
2.4 Трудовое воспитание и политехническое образование в истории советской школы и педагогики (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский)……………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29

Файлы: 1 файл

Идеи трудовой школы в истории педагогики!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

В конце 1917 года была организована Государственная  комиссия по просвещению, которая выполняла  функции Министерства просвещения. Новое советское государство  в 1917 – 1918 годах издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) и др. [6, с. 403]. На основании этих документов основными задачами культурной революции были осуществление всеобщего обязательного образования и перевоспитание трудовых масс в духе коммунистических идей. 
Непосредственное руководство просвещением передавалось Народному комиссариату по просвещению (Наркомпрос), созданному в 1918 году. Во главе школьного дела были поставлены Н.К. Крупская (1869 – 1939) и А.В. Луначарский (1875 – 1933). Совместно с Н.К. Крупской и др. Луначарский разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы. Политехнизация школьного образования понималась им как связь образования с жизнью и реальным трудом, как обучение через труд с внедрением в процесс обучения активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные и т.п.), как приобщение детей и подростков к общественно полезному труду, знакомство с его видами в школьных мастерских.

Главным идеологом новой школы  и Наркомпроса была Н.К. Крупская. Ей принадлежат многочисленные работы по вопросам трудового обучения, политехнического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов воспитания и обучения. Деятельность школы советское правительство решило строить на принципах связи школы с жизнью и с трудом, политехнизация образования, воспитание учащихся в духе коллективизма и интернационализма и др.

Главной задачей новой  советской школы выдвигалось воспитание всесторонне развитых и всесторонне подготовленных граждан [6, с. 582]. 
В 1918 году узаконивалась единая трудовая школа. В первые годы советской власти были организованы следующие типы  обучения и воспитания: 
- рабочие факультеты (рабфаки) давали среднее образование для молодежи, готовившейся поступать в ВУЗы (с 1919); 
- фабрично-заводские семилетки (ФЗС) в городах, создавались при предприятиях и давали общее и политехническое образование; 
- школы крестьянской молодежи (ШКМ) в сельской местности, где ставилась задача соединения общего образования (в объеме семилетки) с изучением сельского хозяйства; 
- школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) с 1920 года (на базе начальной школы) готовили квалифицированных рабочих; 
- профессиональные техникумы и др.

Разработка теоретических проблем  организации школьного дела, образования, воспитания и обучения была сконцентрирована в научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС), созданной в 1921 году под руководством Н.К. Крупской [16, с. 121]. 
Учебный материал строился не по учебным предметам, а по темам и направлениям. Содержание учебного материала концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество.

В 1930-е годы в СССР была проведена  радикальная реорганизация системы  школьного образования. В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное  обучение. С этого времени упраздняется разделение школ на ФЗУ и ШКМ. Учебно-воспитательная работа меньше стала уделять внимание трудовому воспитанию и политехнической направленности. В конце 30-х годов труд изымается из учебного плана и программ, а школьные мастерские ликвидируются. Становление советской педагогики проходило в острой идейной борьбе с представителями теории независимости педагогики от политики, теории свободного воспитания, теории отмирания школы и др.

В связи с этим активно велась работа в опытно-показательных учреждениях, включающих в себя комплекс разных воспитательно-образовательных и просветительных учреждений. Во главе одной из них стоял советский педагог С.Т. Шацкий (1878– 1934). Еще до революции в мае 1905 году Шацкий развернул культурно-просветительскую деятельность, открыв детскую летнюю трудовую колонию. По инициативе С.Т. Шацкого было организовано культурно-просветительное общество «Сеттльмент» для бедных детей, с целью приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению.

Целью педагогики по Шацкому является  научение ребенка сочетанию личных и групповых интересов, научение коллективному труду, не обучение, но развитие способностей [6, с. 613].

Заметное влияние на развитие отечественной  педагогической науки в первое десятилетие  советской власти оказал П.П. Блонский  (1884-1941), который разработал основы трудовой политехнической школы, обосновал ее концепцию, развил идеи обучения и воспииания ребенка, уважения его личности, потребности и интересов, разностороннего умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.  
Подлинная школа для Блонского – это школа жизни, с реальными, а не формальными знаниями, самодеятельного детского труда. В такой школе, он считал,  дети должны проводить исследования, ставить эксперименты, вести наблюдения за жизнью [16, с. 134].

Главным произведением и идеей его педагогической системы стала «Трудовая школа» (1919). Она, по мнению Блонского, должна сочетать научные знания и выработанные в воспитанниках волю и способность в деятельности.

Особое место в педагогике первой трети XX века принадлежит А.С. Макаренко (1888 – 1939), который известен как блестящий практик и писатель. А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему воспитания трудных детей в коллективе и через коллектив. В 1920 году советское правительство поручило отделам народного образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Одну из таких колоний и возглавил А.С. Макаренко.

Основная задача воспитания по Макаренко  – это создание коллектива, который  объединяет людей не только общей  целью в коллективном труде, но и общей организацией этого труда. По мнению Макаренко, коллектив это не толпа, а живой, развивающийся организм, целеустремленный комплекс личностей. Он обладает органами самоуправления, которые представляют интересы коллектива, конкретной личности и общества [12, с. 191].

Наиболее заметное место в педагогической мысли этого периода занимают творчество и деятельность педагога-исследователя Василия Александровича Сухомлинского(1918–1970). В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Педагог понимал сельскохозяйственный труд как «основное средство развития личности», а не только как путь подготовки учащихся к овладению профессией [20, с. 105]. В его теоретической и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическую направленность форм и методов производственной деятельности.

Сухомлинский   неоднократно   отмечал    плодотворное    взаимовлияние физического и  умственного  труда:  умны,  образованный,  культурный  человек любой труд делает более творческим, более радостным.  Поэтому  очень  важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности  в  коллективе  и самого коллектива, Сухомлинский  считал  физический  труд  обязательным  для всех.

Очень важным моментом в системе  трудового воспитания В.А.Сухомлинского  является и положение о том,  что  труд  позволяет  наиболее  полно   и  ярко раскрыть природные  задатки  и  склонности  ребенка.  Анализируя  готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что  он  может  дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке  дремлют задатки  каких-то  способностей.  Эти  задатки  как  порох:  чтобы   зажечь, необходима искра.

Сущность  гармонического  развития  личности  Сухомлинский   видит   в неразрывной связи трудового  воспитания  с  другими  сторонами  воспитания   нравственного,  эстетического,  интеллектуального,  физического.   К   этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

В общем, можно сказать, что советская  школа развивалась как школа  единая, трудовая и политехническая. Несмотря на отмену наркомпросами преподавания труда как самостоятельного учебного предмета, трудовое воспитание и политехническое обучение продолжало осуществляться в процессе изучения основ наук, производственных экскурсий, организации разнообразной внеклассной деятельности в области техники и общественно полезного труда учащихся. Отдельные элементы трудового обучения по-прежнему находили место в преподавании предметов естественно-математического цикла, а также во внеклассной работе.

Специфика трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской школы и педагогики заключается в том, что это был период осуществления всеобщего обязательного семилетнего (неполного среднего) обучения, сопровождавшегося постепенным расширением среднего образования. Если давать этому периоду обобщающую характеристику, то это были годы, когда перед советской общеобразовательной школой стояла общая задача готовить своих выпускников к продолжению обучения в вузах и техникумах, когда число выпускников средней школы, как правило, не превышало плана нового приема в высшую школу.

В этой связи в системе трудового  воспитания и политехнического обучения наибольшее развитие, наибольшую силу получали те ее элементы, которые были связаны с нуждами высшего  и среднего специального технического образования (расширение политехнического кругозора, навыки лабораторного эксперимента, воспитание коммунистического отношения к труду и т. д.) и наоборот, собственно трудовое обучение на уроках по учебному плану было значительно ослаблено. Иначе говоря, развитие трудового воспитания и политехнического обучения было подчинено учебно-воспитательным целям школы — подготовке ее выпускников к обучению в вузах и техникумах.

Необходимо отметить, что важную роль в определении содержания трудового  воспитания и политехнического обучения в средней школе, его форм и методов играл передовой опыт школ и учителей во внеклассной работе, их опыт организации общественно полезного труда школьников (о чём я уже упоминал ранее). Учебные планы, программы, соответствующие определенным этапам развития трудового воспитания и политехнического обучения в советской школе, явились результатом взаимодействия теории и практики трудового воспитания и политехнического обучения.

Обобщенный в работе положительный  опыт многих педагогических коллективов  и отдельных учителей школ РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и других союзных республик в осуществлении трудового воспитания и политехнического обучения показывает, как много из опыта советской школы в области трудовой и политехнической подготовки школьников может и должно быть творчески использовано на современном этапе развития школы. Не меньшее значение этот опыт имеет, на мой взгляд, для прогнозирования дальнейшего совершенствования системы трудового воспитания и политехнического обучения в условиях осуществления всеобщего образования молодежи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итог моей курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что в моём исследовании мне удалось  рассмотреть и отразить динамику становления и развития в теории и практике трудовой школы как условия всестороннего развития личности. Удалось определить современные проблемы и задачи трудового воспитания подрастающего поколения и показать возможности использования исторического наследия в их решении, а также выявить социально-исторические предпосылки возникновения идеи трудовой школы и политехнического образования. Не менее важным было рассмотрение и раскрытие вклада представителей разных исторических эпох в теоретическое обоснование и практическую реализацию трудовой школы.

Таким образом моё исследование показало что труд является равнозначным предметом программы обучения. А также то, что формирование личности в процессе труда происходит  не  само  собой, а лишь при определенной организации труда. Правда  в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано  как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием  социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки.  Труд  должен взять на себя более широкую функцию,  чем подготовка  детей  к  работе на производстве, но не исключая ее. В этом я  вижу будущее трудового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Актуальные аспекты организации  воспитательного процесса в общеобразовательных  учреждениях в 2009/2010 учебном году (Нормативный документ , методические рекомендации).

2.Василькова Ю.В. Педагогические  взгляды Фурье. – М.: Педагогика, 1986. – 216 с.

3.Вопросы политехнического обучения  в школе. / Под ред. А. Г. Калашникова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.

4.Гончаров Л.Н Школа и педагогика США до Второй мировой войны. Исторический очерк. – М.: Педагогика, 1972. –  196–273, 319 с.

5.История педагогики: Учебное пособие  для педагогических университетов  в 2-х ч. / Под ред. А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 304 с.

6. История среднего профессионального  образования в России – М.: Новь 2000. - 703с.

7.Концепция непрерывного воспитания  детей и учащейся молодежи  в Республике Беларусь (Нормативный  документ , утвержден: Постановление  Министерства образования Республики Беларусь 14.12. 2006 № 125).

8.Концепция учебного предмета  «Трудовое обучение» (Нормативный  документ , утвержден: Приказ Министерства  образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675).

9.Корнетов Г.Б. Реформаторы образования  в истории западной педагогики: Учебное пособие. – М.: АСОУ, 2007.

10.Крупская Н. К. «Трудовое воспитание и политехническое образование»:  Педагогические сочинения. / Под ред. Н. К. Гончарова и др. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

11.Локк Д. «Мысли о воспитании»: Соч.: В 3 т. – Т.1. – 2. – М.: Мысль, Мысль, 1985. – Т.1. - :22 с.; Т.2. – 560 с.; Т.3. – М.: Мысль, 1988. – 669 с.

12.Макаренко А. С. «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса», «Лекции о воспитании детей»: Сочинения в семи томах. / Под. ред. И. А. Каирова и др. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

13.Нарысы гicторыi народнай асветы i педагогiчнай думкi. / Рэд кал.  С. А. Умрэйка. - Мiнск: Выд-ва  «Народная асвета», 1968.

14.Образовательный стандарт учебного  предмета «Трудовое обучение»  (Нормативный документ , утвержден: Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 32).

Информация о работе Идеи трудовой школы в истории педагогики