Инновационные технологии в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом с доработкой.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Экологическое образование и воспитание, а также непрерывное, всестороннее и обязательное формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет. Умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни – должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

     Экологические знания и культура формируются у  человека с раннего возраста. И  в этом отношении велико значение экологического воспитания младших школьников.

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что поиск новых технологий обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

     Сегодня особое место в школе занимают интерактивные формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

     Одна  из тенденций развития игры – все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом. Использование интерактивных технологий способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование экологических развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

     Объект  исследования: экологическое воспитание младших школьников.

     Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.

     Цель  исследования: изучить возможности и особенности использования

интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

     Задачи  исследования:

  1. определить сущность и особенности экологического воспитания младших школьников;
  2. раскрыть сущность, структуру экологической культуры младших школьников;
  3. выявить эффективные педагогические пути и средства экологического воспитания младших школьников;
  4. разработать программу экологического воспитания с использованием интерактивных технологий экологического воспитания младших школьников и экспериментально апробировать ее.

     Гипотеза  исследования: использование игр и проектов в экологическом воспитании младших школьников способствует активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияет на уровень сформированности экологической культуры учащихся.

     Методы  исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, практическая деятельность автора в качестве учителя общеобразовательного учреждения, анализ планов воспитательной работы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), математическая обработка статистических данных, анализ результатов деятельности учащихся.

     База  исследования: учащиеся 4 класса ГУО «Утевская средняя школа».

     Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что разрозненный материал из различных литературных источников (авторов: С.В. Алексеева, А.М. Ахромеева, Л.С. Выготского, Г.В. Жаркова, Н.Н. Исаевой, Г.П. Мойснер, Е.С. Павленко, И.Т. Суравегиной, В.А. Сухомлинского, Т.И. Тарасовой, Т.И. Шамовой, С.А. Шмалова, Д.Б. Эльконина и др.) обобщен в одной работе, позволяет раскрыть некоторые направления в работе с классом, полностью осознать актуальность проблемы использования интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

     Практическая  значимость  работы состоит в том, что материалы дипломной, а так же ее основные выводы могут быть использованы в деятельности педагогов (классных руководителей, воспитателей ГПД, руководителей кружков и т.д.) общеобразовательных учреждений при организации и проведении интерактивных занятий экологической направленности.

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 

    1.   Сущность и особенности экологического воспитания младших школьников
 
 

     Экологическое воспитание является одним из значимых направлений воспитания учащихся и студентов.

     Экологическое воспитание – формирование у человека убежденности в необходимости бережного  отношения к природе, разумного  использования ее богатств, правильного взаимодействия обества с природой.

     Целью экологического воспитания выступает  формирование экологической культуры

     Экологическая культура – система экологических  знаний, навыков и привычек, позволяющая  человеку устанавливать и систематически поддерживать гармоничные взаимоотношения

     Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

      Многие  современные экологи предлагают следующее определение экологической  культуры. Экологическая культура –  совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

     Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая  культура ¾ это научно-технический прогресс и экологическое образование; утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [40, с. 18].

     Экологическая культура проявляется в ответственном  отношении к природе как к  всеобщему условию и предпосылки  материального производства, к объекту  и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые выделяют разные компоненты этого качества.

     Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного ¾ это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [11, с. 25].

     Л.П. Печко считает, что экологическая  культура включает:

  • культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
  • культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом  учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
  • культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [35, с. 12-13].

     Экологическая культура, указывает С.В. Алексеев, включает следующие основные компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе и ее охране;
  • эстетические и нравственные чувства к природе;
  • позитивная деятельность в природе;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Структура экологической  культуры представлена на рисунке 1.1 [1, с. 34-35]. 

          Структура

          экологической культуры


    Познавательный  компонент   Эмоциональный компонент   Практически-действенный  компонент
    экологические знания;   радость от общения  с природой   умение охранять природу
    экологические представления   желание защищать природу   умение заботиться о живом
    представления об охране природы   эмоциональная реакция на красоту природы   умение вести  себя в природе

 

    Рисунок 1.1 – Структура экологической культуры

     В состав экологической культуры входят:

  • экологическое сознание;
  • экологическое воспитание и образование;
  • экологическое мышление [1, с. 34-35].

      Экологическое образование школьников – это  не просто дань «модному» направлению  в педагогике. Это воспитание в  детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

      Экологическое образование школьников – это  процесс формирования у детей  осознанно-правильного отношения  к объектам природы, с которыми они  непосредственно контактируют. Такое  отношение возникает во взаимосвязи  интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

      Кроме того, экологическое образование это:

  • непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей,
  • формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний [19, с. 33].

      Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного  формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [17, с. 12].

     А.Н. Захлебный под экологическим  воспитанием подразумевает «воспитательный  аспект педагогической деятельности, направленной на формирование ответственного отношения учащихся к природной среде, вытекающее из моральных и правовых норм общества» [11, с. 37].

     В целом же, экологическое воспитание – это составная часть нравственного  воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках [33, с. 67].

Информация о работе Инновационные технологии в воспитании