Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование и воспитание, а также непрерывное, всестороннее и обязательное формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет. Умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни – должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического воспитания младших школьников.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что поиск новых технологий обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Сегодня особое место в школе занимают интерактивные формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Одна из тенденций развития игры – все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом. Использование интерактивных технологий способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование экологических развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: использование игр и проектов в экологическом воспитании младших школьников способствует активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияет на уровень сформированности экологической культуры учащихся.
Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, практическая деятельность автора в качестве учителя общеобразовательного учреждения, анализ планов воспитательной работы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), математическая обработка статистических данных, анализ результатов деятельности учащихся.
База исследования: учащиеся 4 класса ГУО «Утевская средняя школа».
Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что разрозненный материал из различных литературных источников (авторов: С.В. Алексеева, А.М. Ахромеева, Л.С. Выготского, Г.В. Жаркова, Н.Н. Исаевой, Г.П. Мойснер, Е.С. Павленко, И.Т. Суравегиной, В.А. Сухомлинского, Т.И. Тарасовой, Т.И. Шамовой, С.А. Шмалова, Д.Б. Эльконина и др.) обобщен в одной работе, позволяет раскрыть некоторые направления в работе с классом, полностью осознать актуальность проблемы использования интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы дипломной, а так же ее основные выводы могут быть использованы в деятельности педагогов (классных руководителей, воспитателей ГПД, руководителей кружков и т.д.) общеобразовательных учреждений при организации и проведении интерактивных занятий экологической направленности.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Экологическое воспитание является одним из значимых направлений воспитания учащихся и студентов.
Экологическое воспитание – формирование у человека убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, правильного взаимодействия обества с природой.
Целью экологического воспитания выступает формирование экологической культуры
Экологическая культура – система экологических знаний, навыков и привычек, позволяющая человеку устанавливать и систематически поддерживать гармоничные взаимоотношения
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Многие
современные экологи предлагают
следующее определение
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура ¾ это научно-технический прогресс и экологическое образование; утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [40, с. 18].
Экологическая
культура проявляется в ответственном
отношении к природе как к
всеобщему условию и
Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного ¾ это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [11, с. 25].
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
Экологическая культура, указывает С.В. Алексеев, включает следующие основные компоненты:
Структура экологической
культуры представлена на рисунке 1.1 [1,
с. 34-35].
Структура
|
Познавательный компонент | Эмоциональный компонент | Практически-действенный компонент | ||
экологические знания; | радость от общения с природой | умение охранять природу | ||
экологические представления | желание защищать природу | умение заботиться о живом | ||
представления об охране природы | эмоциональная реакция на красоту природы | умение вести себя в природе |
Рисунок 1.1 – Структура экологической культуры
В состав экологической культуры входят:
Экологическое образование школьников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Экологическое
образование школьников – это
процесс формирования у детей
осознанно-правильного
Кроме того, экологическое образование это:
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [17, с. 12].
А.Н.
Захлебный под экологическим
воспитанием подразумевает «
В
целом же, экологическое воспитание
– это составная часть