Инновационные технологии в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом с доработкой.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

     Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

     Сама  природа понимается не только как  внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

     Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

     Ответственное отношение к природе – это сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

     Условием  такого обучения и воспитания выступает  организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком [41, с. 20].

     Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

     Цель  экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных (формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения);
  • воспитательных (формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни);
  • развивающих (развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

     Содержание  экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.

     С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает  мерой всех вещей, мерой же природы  является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

     В противовес новая система ценностей  исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как  часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

     Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

     Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько  во внеклассной и внешкольной  деятельности.

     На  формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения [44, с. 19-20].

     Формирование  экологического сознания – важнейшая задача школы. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты [49, с. 60].

     Восприятие, оценка, переживание эстетически  значимых объектов живой и неживой  природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника[28, с. 68].

     Основным  компонентом любого процесса является целеполагание. А.Н. Захлебный считает, что целью экологического образования  и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры И.Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления» [41, с. 12-13]. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности. И.Д. Зверев выделяет следующие целевые установки экологического воспитания:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
  • развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
  • обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [12, с. 127].

     В системе экологического воспитания выделяют ряд основополагающих принципов:

  1. Междисциплинарность:
  • экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;
    • интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.
  1. Единство познания, переживания и действия:
    • целостные ориентации личности;
    • мотивы деятельности;
    • природоохранная деятельность.
  1. Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой).
  1. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.
  2. Принцип альтернативности и прогностичности [4, с. 13].

     Исходя  из цели и руководствуясь принципами, воспитатели ставят перед собой  задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения.

     Воспитательные  задачи тесно связаны с образовательными, которые включают формирование:

  • системы научных знаний о единстве человека, общества и природопользования как материальной основы научно-технического прогресса;
  • системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных экологических ориентаций;
  • умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении;
  • умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности [11, с. 103].

     И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха[12, с. 12-13].

     А.Н. Захлебный считает, что при разработке экологической программы особое значение приобретает изучение школьника  как личности, факторов его обучения и воспитания [11, с. 209].

     Существенным  моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

     Таким образом, в структуру экологической компетентности должны входить такие показатели:

  • высокий уровень экологических знаний;
  • знание современных образовательных технологий в области воспитания;
  • знание экологической обстановки в Беларуси и в мире и основных направлений государственной политики в области охраны природы;
  • умение организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования у младшего школьника бережного отношения к ней;
  • умение анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической культуры;
  • общие педагогические способности;
  • отношение педагога к природе как ценности;
  • умение анализировать результативность общения в процессе экологической деятельности;
  • стремление повышать уровень экологической культуры [27, с. 32].

     Эффект  воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом «вынужден», то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом «хочу» или «не могу иначе», то и результативность воспитания экологической культуры возрастает.

     Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так  как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием  эмоционально-чувственного способа  освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе [28, с. 56].

     Формирование  начальных основ экологической  культуры у младших школьников требуют  включения определенного содержания, методов и форм работы, а так  же создание условий, необходимых для  постоянного общения детей с природными объектам [48, с. 77-78].

     По  мнению Ю.К. Бабанского, экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления:

  • формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение;
  • проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;
  • младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными [3, с. 110].

     Систематический труд должен формировать у детей  привычку заботиться о живом. Это  процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.

Информация о работе Инновационные технологии в воспитании