В
ходе формирующего эксперимента нами
использовалась экологическая
игра.
Экологические
игры – это форма экологического образования
и воспитания экологической культуры,
основанная на развертывании особой игровой
деятельности участников, стимулирующая
высокий уровень мотивации, интереса к
природе. В практике школьного воспитания
экологической культуры существует следующая
классификация экологических игр (данная
классификация представлена И.Д. Зверевым):
- соревновательные
экологические игры,
- ролевые экологические
игры.
Основные
задачи учителя при использовании
им экологической игры состоят в:
- формировании
системы знаний о природе;
- формировании
мотивов, потребностей, привычек, экологически
целесообразного поведения и деятельности
в природе;
- формировании
коммуникативных умений и навыков [12, с.
107].
Технология
проведения экологической игры состоит
в следующем:
- Учитель выбирает
раздел программы и темы, в которых можно
проводить экологические игры.
- Определяет
место выбранного раздела и темы в системе
воспитания экологической культуры, выделяет
основные понятия, идею, систему формирующих
отношений.
- Составляет
структуру и ход экологической игры.
- Определяет
систему педагогических условий, построенных
на основе игрового метода, обеспечивающих
эффективное формирование экологических
знаний по выбранной теме.
- Составляет
систему заданий для проверки стартового
уровня сформированности знаний и отношений,
проводит диагностику.
- Составляет
комплекс заданий с целью проверки эффективности
использования игрового метода в воспитании
экологической культуры младшего школьника
[5, с. 38].
Для
определения психолого-педагогического
значения и структуры игры мы пользовались
следующей схемой (рисунок 2.1).
Рисунок
2.1 – Экологическая
игра
Примеры игр, проведенных
нами в ходе формирующего эксперимента
в приложении 1.
Кроме
того, в процессе работы с детьми
использовалась такая форма работы, как
экологический проект.
В
основе проекта лежит, какая-либо проблема.
Чтобы ее решить учащимся требуется
не только знание материала, но и владение
объемом разнообразных предметных
знаний, необходимых и достаточных
для решения данной проблемы. Кроме того,
школьники должны владеть определенными
интеллектуальными, творческими и коммуникативными
умениями.
К
первым можно отнести умение работать
с информацией, с текстом (выделять
главную мысль, вести поиск нужной
информации в тексте), анализировать информацию,
делать обобщения, выводы, умение работать
с разнообразным справочным материалом.
В
процессе исследовательской деятельности
расширяется образовательный кругозор
учащихся, возрастает стойкий познавательный
интерес к знакомству с разными отраслями
научного познания, естественным становится
участие в диалоге культур, в известном
смысле формируется уровень профессионального
общения, широкий взгляд на мир как на
единую культурную, экологическую среду
обитания в масштабе всей планеты.
Примерами
экологических проектов могут быть
проекты «Добрая зима», «Птичья
столовая», «Красная книга микрорайона»,
«Лесная аптека» (приложение 2).
С
учащимися 4 класса был проведен экологический
мини-проект «Птицы.
Крылатая песня Беларуси» (приложение
3), в процессе которого ребята вели наблюдение
за динамикой поведения птиц в своей местности.
Цель
проекта – исследовать поведение птиц
местности в течение года.
Задачи:
- призывать
детей и взрослых изучать и сохранять
удивительный и своеобразный мир птиц;
- оказывать
помощь в проведении Дня птиц в школе;
- получить
дополнительные знания о жизни птиц;
- показать
значение птиц в природе и жизни человека;
- заинтересовать
учащихся школы в изучении родного края.
В
рамках исследовательского проекта
были организованы Недели птиц (в апреле
и сентябре 2011 года), на которой проводились:
- Конкурс рисунков
«Птушкі нашага краю»;
- Акция «Поможем
птицам» (изготовление кормушек и подкорм
птиц в зимний период;
- Конкурс устных
сочинений «Помогайте птицам!»;
- Викторина
«Мои пернатые друзья».
В
экспериментальной группе дети воспринимали
материал с интересом без признаков утомленности.
Активно участвовали в процессе обучения.
На последующих беседах ребята показали
достаточно глубокие знания. Школьники
выражали заинтересованность в проведении
таких занятий и в дальнейшем.
2.3 Анализ результатов
опытно-экспериментальой работы по использованию
интерактивных технологий в экологическом
воспитании младших школьников
На
этом этапе нами также была проведена
анкета с детьми. Анкета проводилась
в тех же классах. Результаты экспериментального
и контрольного классов представлены
в табл. 2.4.
Таблица
2.4
Отношение
к природе и
ее охране
|
Контрольная
группа |
Экспериментальная
группа |
(8
человек) |
(8
человек) |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
1.
Нужно ли защищать природу? |
Да |
8 |
100,00 |
8 |
100,00 |
Нет |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
ИТОГО |
8 |
100,00 |
8 |
100,00 |
2.
Хорошо ли охотиться
на диких животных /
птиц? |
Да |
7 |
87,50 |
8 |
100,00 |
Нет |
1 |
12,50 |
0 |
0,00 |
ИТОГО |
8 |
100,00 |
8 |
100,00 |
- Любишь
книги о природе?
|
Не
люблю читать |
4 |
50,00 |
2 |
25,00 |
Да |
4 |
50,00 |
6 |
75,00 |
ИТОГО |
8 |
100,00 |
8 |
100,00 |
4.
Считаешь ли ты,
что природа –
наша большая ценность? |
Да |
5 |
62,50 |
8 |
100,00 |
Нет |
3 |
37,50 |
0 |
0,00 |
ИТОГО |
8 |
100,00 |
8 |
100,00 |
5.
Нужны ли природоохранные
заповедники? |
Да |
7 |
87,50 |
8 |
100,00 |
Нет |
1 |
12,50 |
0 |
0,00 |
ИТОГО |
8 |
100,00 |
8 |
100,00 |
По
результатам анкеты видно, что в экспериментальной
группе знания усвоились лучше, чем в контрольной,
за счет внедрения интерактивных технологий.
Это говорит о том, что использование игр
и проектов в экологическом воспитании
младших школьников способствует активизации
познавательной деятельности учащихся,
положительно влияет на уровень сформированности
экологической культуры учащихся. Таким
образом, гипотеза исследования доказана.
Выводы
по главе 2
Результаты
опытно-экспериментального исследования
показали, что на констатирующем этапе,
по результатам анкеты, в экспериментальной
группе знания усвоились лучше, чем
в контрольной, за счет внедрения интерактивных
технологий. Это говорит о том, что использование
игр и проектов в экологическом воспитании
младших школьников способствует активизации
познавательной деятельности учащихся,
положительно влияет на уровень сформированности
экологической культуры учащихся. Таким
образом, гипотеза исследования доказана.
По
итогам работы разработаны рекомендации
по экологическому воспитанию. Так, в целях
формирования нравственно-экологической
культуры учащихся необходим комплекс
мер:
- продолжить
работу по совершенствованию содержания
учебных программ с учетом нравственно-экологических
вопросов в соответствии с содержанием
образования;
- расширять
и углублять все виды внеурочной деятельности
нравственно-экологического воспитания
– познавательную, трудовую, опытническую,
краеведческую. Внедрять в учебный процесс
различные спецкурсы и факультативы нравственно-экологического
аспекта;
- систематически
изучать, обобщать и распространять передовой
опыт учителей по нравственно-экологическому
воспитанию;
- использовать
игровую деятельность в процессе экологического
воспитания младших школьников;
- активизировать
участие младших школьников в разнообразной
опытно-исследовательской, природоохранной
деятельности и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
результате аналитической и опытно-экспериментальной
работы мы сделали следующие выводы:
- Экологическое
воспитание школьников – приоритетное
направление в работе школы, осуществляющееся
с учетом возраста учащихся, имеющее конечной
целью формирование нравственно-экологической
культуры.
- Теоретические
основы экологического воспитания младших
школьников достаточно разработаны в
научной и методической литературе.
- Несмотря
на оживление работы по нравственно-экологическому
воспитанию в школах, ее уровень, как правило,
остается достаточно низким.
- Для систематизации
работы необходима программа нравственно-экологического
воспитания младших школьников, обеспечивающая
организацию познавательной, познавательно-развлекательной,
практической и исследовательской деятельности
учащихся, использование и сочетание нетрадиционных
и традиционных форм, интерактивных методов
и приемов работы, непрерывность и последовательность
в изложении материала.
- Формирование
экологического сознания – важнейшая
задача школы. И делать это надо доходчиво
и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь
интерактивные занятия: например игры,
экологические проекты, уроки-праздники,
экскурсии. На таких уроках можно добиться
того, чего невозможно добиться на традиционном
уроке: активного участия учеников в подготовке
урока, заинтересованности в том, чтобы
урок прошел хорошо. Интерактивные уроки,
как правило, надолго запоминаются детям,
и конечно, тот материал, который на них
изучался. Поэтому подобные нетрадиционные
формы урока особенно важны для формирования
экологического сознания у школьников.
- При проведении
нестандартных уроков у школьников не
только повысился уровень экологических
знаний, но и в значительной степени изменилась
мотивация поступков в природе, а также
интересы учащихся.
- Целенаправленная
систематическая работа по экологическому
воспитанию, способствует значительному
повышению нравственно-экологической
культуры школьников.
- Правильно
спланированная работа ведет к тому, что
дети становятся добрее, умеют сопереживать,
радоваться, волноваться, овладевают навыками
ухода за растениями и птицами.
Таким
образом, при взаимодействии с окружающей
средой у детей расширяется кругозор,
приобретаются новые знания, воспитываются
духовные, нравственные и волевые качества,
такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное
доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм.
Развиваются двигательные навыки и укрепляется
здоровье, изучаются правила поведения
в окружающем природно-предметном мире.
Так шаг за шагом нужно стремиться прививать
детям бережное, любовное отношение к
окружающему миру.
По
итогам работы разработаны рекомендации
по экологическому воспитанию. Так,
в целях формирования нравственно-экологической
культуры учащихся необходим комплекс
мер:
- продолжить
работу по совершенствованию содержания
учебных программ с учетом нравственно-экологических
вопросов в соответствии с содержанием
образования;
- расширять
и углублять все виды внеурочной деятельности
нравственно-экологического воспитания
– познавательную, трудовую, опытническую,
краеведческую. Внедрять в учебный процесс
различные спецкурсы и факультативы нравственно-экологического
аспекта;
- систематически
изучать, обобщать и распространять передовой
опыт учителей по нравственно-экологическому
воспитанию;
- использовать
игровую деятельность в процессе экологического
воспитания младших школьников;
- активизировать
участие младших школьников в разнообразной
опытно-исследовательской, природоохранной
деятельности и т.д.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев,
С.В. Идея целостности в системе
экологического образования младших
школьников / С.В. Алексеев // Начальная
школа, 2006. – №1. – С. 34-40.
- Ахромеев,
А.М. Формирование экологического мышления
в курсах физической географии / А.М. Ахромеев.
– М.: Педагогика, 2006. – 397 с.
- Бабанский,
Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся
в обучении / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика,
2003. – 374 с.
- Беспалько,
В.П. Слагаемые педагогической технологии
/ В.П. Беспалько. – М.: МПГУ, 2005. – 392 с.
- Вербицкий,
А.А. Игровое моделирование: Методология
и практика / А.А. Вербицкий. – Новосибирск:
Нарас, 2006. – 145 с.
- Выготский,
Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.
– 1996. – № 6. – С. 111-123.