Инновационные технологии в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом с доработкой.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

     Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных  видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы [6, с. 112].

     Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Г.И. Колесникова говорит о том, что учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки:

  1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
  2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
  3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
  4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
  5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
  6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
  7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
  8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план [20, с. 21-22].

     Учителя предлагают давать детям заучивать  перед экскурсией стихотворение  о природе, используя для этого  стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Кандидат биологических наук, доцент Г.П. Мойснер считает, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные [23, с. 35].

     К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

     Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы  учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе.

     Урок  любви к природе должен продолжаться и на уроках труда, ИЗО, когда ребёнок  лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

     Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что игры экологической  направленности помогают решить многие задачи воспитания и развития, оказывают  неоценимую помощь в формировании личностных качеств младших школьников.

     Заслуженной популярностью у детей пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

  • Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).
  • Конкурс рисунков «Природоохранительные знаки» (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).
  • Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая – третьей и т. д.).
  • Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы» (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: «Самый красивый уголок нашего края», «Удивительное растение (животное)», «Очевидное – невероятное» и т.п.
  • Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2 – 3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
  • Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).
  • Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

     Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом [25, с. 104-105].

     В экологическом воспитании младших  школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный  процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной  среды. Среди интерактивных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.).

     Содержание  натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. «Охрана природы – долг каждого» – вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

     Большую часть воспитательной нагрузки несет  на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения урока-праздника, разрабатывает задания и поручения ребятам. Каждому можно предложить домашнее задание – подготовить свой добрый сюрприз. Учитель может помочь сориентироваться в выборе сюрприза.

     Ключ  к успеху уроков-праздников – в  преодолении формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических уроков-праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы [51, с. 123].

     Для повышения эффективности процесса экологического воспитания используется такая форма работы, как экологический проект.

     Проект (от лат. брошенный вперед) – 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст  какого-либо документа.

     В основе проекта лежит, какая-либо проблема. Чтобы ее решить учащимся требуется  не только знание материала, но и владение объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных  для решения данной проблемы. Кроме  того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

     К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в тексте), анализировать  информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом.

     Таким образом, для грамотного использования  метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе  обучения в школе (не только в экологическом воспитании).

     Кроме того, для достижения положительного результата необходимо также учитывать  и тип проекта. Но, чтобы рассмотреть  типологию проектов, сначала надо определиться с типологическими  признаками. Так, П.И. Пидкасистый выделяет следующие:

  • Доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д.;
  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
  • Характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственной) и со скрытой координацией;
  • Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;
  • Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
  • Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) [29, с. 123-124].

     В соответствии с признаком доминирующего  метода в проекте выделяют следующие  типы проектов:

  • Исследовательские (требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов; полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию)
  • Творческие (предполагают соответствующее оформление результатов; как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов - в виде сценария фильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д).
  • Ролево-игровые (структура намечается или остается открытой. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои).
  • Информационные (направлены изначально на сбор информации об объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов; требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом).
  • Практико-ориентированные (четко обозначенный результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследований, программа действий, проект закона, словарь, дизайн дома и т. п.))

     По  признаку предметно-содержательной области  проекта выделяют монопроекты (проводятся в рамках одного учебного предмета) и межпредметные проекты (выполняются во внеурочное время). Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные [22, с. 154-155].

     Т.А. Климцова выделяет также и надпредметные проекты, которые выполняются в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

     По  характеру координации:

     С открытой, явной координацией – координатор проекта участвует в проекте в собственной функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность его отдельных участников.

     Со  скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта.

     По  характеру контактов:

     Внутренние (региональные) проекты – организуются или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами внутри региона, страны.

     Международные проекты – участниками проекта являются представители разных стран.

     По  количеству участников проекта:

     Личностные  – между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах.

     Парные – между парами участников.

     Групповые – между группами. В данном случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта.

     По  продолжительности проведения:

     Краткосрочные – для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы; проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

     Средней продолжительности  и долгосрочные – от одного-двух месяцев до года; являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, могут представлять собой целостную программу; проводятся во внеурочное время.

     Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских  и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские [19, с. 46-48].

Информация о работе Инновационные технологии в воспитании