Инновационные технологии в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом с доработкой.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)
  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в  детском возрасте / Л.С. Выготский. –  М.: Просвещение, 2004. – 156 с.
  1. Гаврина, С.Е. Сто загадок и кроссвордов  о растениях и животных / С.Е. Гаврина. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.
  2. Груздев, П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / П.Н. Груздев. – М.: Просвещение, 2005. – 427 с.
  3. Жарков, Г.В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр / Г.В. Жарков.  – Владимир: ВГУ, 2006. – 377 с.
  4. Захлебный, А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.М. Захлебный. – М.: Педагогика. 2004. – 422 с.
  5. Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2000. – 342 с.
  6. Зубков, Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов / Т.И. Зубков. – Екатеринбург, 2003. – 190 с.
  7. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди» //Начальная школа. – 2005. – №8. – С. 5-27.
  8. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева // Начальная школа. – 2006. – №8. – С. 44-61.
  9. Каплунович, И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов / И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 2005. – 432 с.
  10. Квасцова, Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова //Биология в школе. - 2004. – №3. – С.12-22.
  11. Клепинина, З.А. Природоведение / З.А. Клепинина. – М.: Просвещение, 2006. – 438 с.
  12. Климцова, Т.А. Экология в начальной школе / Т.А. Климцова // Начальная школа. 2006. – №6. – С.33-48.
  13. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова //Начальная школа. - 2005. – №6. – С.21-34.
  14. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология / В.Н. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  15. Левитман, М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? / М.Х. Левитман. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
  16. Мойснер, Г.П. Всё начиналось с экологической тропы / Г.П. Мойснер //Начальная школа. - 2005. – №3. – С.33-39.
  17. Назаренкова, Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся / Г.Н. Назаренкова. – Чебоксары: ЧСУ, 2003. – 158 с.
  18. Назаренкова, Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности / Г.Н. Назаренкова. – Чебоксары: ЧСУ, 2002. – 190 с.
  19. Павленко, Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Е.С. Павленко //Начальная школа. 2005. – №5. – С. 17-29.
  20. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова. – М.: Просвещение, 2005. – 338 с.
  21. Пахомов, А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями / А.П. Пахомов //Начальная школа. 2004. – №6. – С.66-87.
  22. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2004. – 387 с.
  23. Плешаков, А.А. Природоведение в четвертом классе: Методические рекомендации к учебнику / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2003. – 122 с.
  24. Плешаков, А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. – 277 с.
  25. Плешаков, А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса / А.А. Плешаков. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 143 с.
  26. Плешаков, А.А. Экология для младших школьников / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. – 289 с.
  27. Программно-методические материалы. Природоведение. // Начальная школа. – М.: Дрофа, 2006. – 190 с.
  28. Ривкин, Е.Ю. Экологизация школьного географического образования / Е.Ю. Ривкин // География в школе. - 2003. – №3. – С.12-44.
  29. Рожнов, В.Е. Игровая терапия / В.Е. Рожнов. – М.: Просвещение, 2006. – 123 с.
  30. Симонова, Л.П. Задания по экологии для младших школьников / Л.П. Симонова // Начальная школа. - 2006. – №2. – С.10-33.
  31. Симонова, Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе / Л.П. Симонова // Начальная школа. - 2006. – №6. – С.22-31.
  32. Сорокоумова, Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания / Е.А. Сорокоумова //Начальная школа. - 2006. – №6. – С.28-44.
  33. Суравегина, И.Т. Школьная экология: задачи и функции / И.Т. Суравегина //Биология в школе. - 2005. – №3. – С. 18-33.
  34. Суравегина, И.Т. Как учить экологии / И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 2005. – 378 с.
  35. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, 2005. – 254 с.
  36. Сухомлинский, В. А. 100 советов учителю / В.А. Сухомлинский. – Киев, 2004. – 202 с.
  37. Тарасова, Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа. - 2005. – №10. – С. 18-36.
  38. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты / И.В. Цветкова. – М.: Академия развития, 2006. – 321 с.
  39. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2003. – 173 с.
  40. Шевчук, Н.А. Мир вокруг нас / Н.А. Шевчук //Начальная школа. 2006. – №8. – С. 36-56.
  41. Шмалов, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмалов. – М.: Просвещение, 2004. – 264 с.
  42. Экологическое воспитание школьников //География в школе. - 2005. – №5. – С.59-98.
  43. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2004. – 438 с.
  44. Эльконин, Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 110-134.
  45. Энциклопедия для детей: Спасибо зверю, птице, рыбе / Под ред. Л.И. Стекольникова. – Мн., 1982 – 490 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЯ 

     Приложение 1

     Экологические игры для детей младшего школьного возраста 

      Игра  «Приготовь лекарство»

      Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

      Материал: Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

      Правила игры заключены в задании: кто  правильно все сделает, тот и выиграл.

      Ход игры

      Давайте рассмотрим гербарии лекарственных  растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами – это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

      Задание дают одному учащемуся или группе детей (двум - трем):

  • выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:
  • отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);
  • подбери «посуду» для приготовления лекарства;
  • расскажи о своем лекарстве.
 

Игра  «Построй домик животному»

      Цель: Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.

      Материал: Большая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.

      Правила: Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного.

      Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот  и выиграл.

      Ход игры

      Сегодня к нам в класс пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

      Далее педагог знакомит детей с правилами игры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2

    Проекты по развитию экологической  культуры 

     Проект  «Добрая зима»

     Цель  проекта – проведение ярмарки, которая  предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. В качестве денег служит умение назвать  и описать зимующих птиц. Ярмарка проводится либо в школе, либо «выездная» - на улице, во дворе. Главный итог проекта, о котором должны сказать дети, - сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их для птиц возле своего дома, у себя на окнах.

     При подготовке к ярмарке, дети посещают школьный музей природы, изучают биологические особенности птиц, их повадки. Знакомятся с видами кормов, которые предпочитают те или иные виды птиц и которые можно приготовить своими силами.

     Ярмарка, как известно, не только торг, а еще и веселое, зрелищное представление. «Птичьи» костюмы, рисунки и плакаты, звучащие на ярмарке стихи, песни – все будет одним общим призывом: «Пусть будет зима доброй для пернатых!»  

     Проект  «Птичья столовая»

     Проект  осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть.

     Открытие  птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут  наблюдение за «столовой» и дежурят  в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. В процессе наблюдения ученики  ведут Дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают их описание, зарисовки, в том числе, используя экспонаты школьного музея. Наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.  

     Проект  «Красная книга микрорайона»

     Цель  проекта – составить Красную  книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка), выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу.

     Красная книга пополняется не только за счет внимательных наблюдений, но и благодаря  материалам школьного музея природы. 

     Проект  «Лесная аптека»

     Цель  проекта – познакомиться с  лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в  классе.

     К открытию лесной аптеки дети готовятся  в классе, музее природы и самостоятельно. Во время прогулки в лес (парк) с классом или с родителями дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это могут быть доступные для сбора детьми листья мать-и-мачехи, цвет липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух и т.п.

     Лесная  аптека откроется для родителей. Дети расскажут им о собранных  растениях, своих походах-исследованиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 3

       Исследовательский проект

       «Крылатая песня Беларуси. Птицы» 

       Обоснование выбора темы исследования

       Птицы – наиболее удобная для наблюдения группа животных. Объекты наблюдения встречаются везде: в лесу, в саду, на водоёме и просто на улицах.

       Птицы активны круглый год, хотя каждое время года имеет свою специфику. Птицы нуждаются в нашей помощи и защите. Многие из них гибнут, не получив помощи людей. Пернатые самые лучшие в мире санитары полей, лесов, садов. К тому же они доставляют людям радость своим пением, красивым оперением, изумительной способностью летать.

       Этапы проведения исследования:

    1. Весенняя миграция птиц.
    2. Птицы на улицах населенного пункта.
    3. Прилёт, вывод птенцов в семье скворцов.
    4. Перелеты птиц

       Методы  исследования: наблюдение, изучение специальной литературы.

       Место проведения: окрестности д. Уть (полевой эксперимент), кабинет биологии (лабораторный метод исследования).

       Задачи:

       1. призывать детей и взрослых  изучать и сохранять удивительный  и своеобразный мир птиц;

       2. оказывать помощь в проведении  Дня птиц в школе;

       3. получить дополнительные знания  о жизни птиц;

       4. показать значение птиц в природе и жизни человека;

       5. заинтересовать учащихся школы  в изучении родного края.

       Объекты:

    1. весенняя миграция птиц;
    2. птицы на улицах населенного пункта;
    3. прилет, вывод птенцов в семье скворцов;
    4. перелеты птиц

       Литература:

  1. Жук, Л. И. Не поётся птицам без небес / Л. И. Жук. – М., 1998
  2. Энциклопедия для детей: Спасибо зверю, птице, рыбе / Под ред. Л.И. Стекольникова. – Мн., 1982 – 490 с.
 

       Этапы проведения исследования

       Этап  первый

       Весенняя  миграция птиц

       Из  литературы нам стало известно, что  на всей территории нашей страны первыми прилетают грачи, обычно вначале марта. Во второй половине месяца можно уже ждать жаворонков.

       Их  прилёт совпадает с появлением проталин на полях, где они могут находить корм. Вот уже 35 лет по наблюдению орнитологов, первая весенняя песня  жаворонка слышна 1 апреля.

       Вслед за жаворонками прилетают зяблики. Вскоре на проталинах, а затем у  скворечников можно увидеть скворцов. Прилет белой трясогузки совпадает  с таянием льда на реках. Быстро бегая  по льдинам, она ловит первых речных насекомых. Массовый прилет водяных и болотных птиц наблюдается после вскрытия рек.

       К середине апреля в лесах можно  услышать многоголосых хор певчих птиц. Во второй половине апреля возвращаются маленькие птицы – мухоловки, пеночки, славки – и более крупные  – вертишейки, кукушки, перепела, ласточки.

       В начале мая можно услышать первое урчание козодоя, пение соловья  и верещание речной камышовки. В  середине мая прилетают иволга, стриж, чечевица, начинает кричать коростель.

Информация о работе Инновационные технологии в воспитании