Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Экологические
игры для детей младшего
школьного возраста
Игра «Приготовь лекарство»
Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал: Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.
Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, тот и выиграл.
Ход игры
Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами – это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.
Задание дают одному учащемуся или группе детей (двум - трем):
Игра «Построй домик животному»
Цель: Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.
Материал: Большая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.
Правила: Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного.
Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.
Ход игры
Сегодня к нам в класс пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.
Далее
педагог знакомит детей с правилами игры.
Приложение 2
Проекты
по развитию экологической
культуры
Проект «Добрая зима»
Цель проекта – проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. В качестве денег служит умение назвать и описать зимующих птиц. Ярмарка проводится либо в школе, либо «выездная» - на улице, во дворе. Главный итог проекта, о котором должны сказать дети, - сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их для птиц возле своего дома, у себя на окнах.
При подготовке к ярмарке, дети посещают школьный музей природы, изучают биологические особенности птиц, их повадки. Знакомятся с видами кормов, которые предпочитают те или иные виды птиц и которые можно приготовить своими силами.
Ярмарка,
как известно, не только торг, а еще
и веселое, зрелищное представление. «Птичьи»
костюмы, рисунки и плакаты, звучащие на
ярмарке стихи, песни – все будет одним
общим призывом: «Пусть будет зима доброй
для пернатых!»
Проект «Птичья столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть.
Открытие
птичьей «столовой» проводится торжественно,
а далее дети поочередно ведут
наблюдение за «столовой» и дежурят
в ней: подправляют кормушки, насыпают
корм. В процессе наблюдения ученики
ведут Дневник юного
Проект «Красная книга микрорайона»
Цель проекта – составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка), выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу.
Красная
книга пополняется не только за счет
внимательных наблюдений, но и благодаря
материалам школьного музея природы.
Проект «Лесная аптека»
Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе.
К открытию лесной аптеки дети готовятся в классе, музее природы и самостоятельно. Во время прогулки в лес (парк) с классом или с родителями дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это могут быть доступные для сбора детьми листья мать-и-мачехи, цвет липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух и т.п.
Лесная
аптека откроется для родителей.
Дети расскажут им о собранных
растениях, своих походах-исследованиях.
Приложение 3
Исследовательский проект
«Крылатая
песня Беларуси. Птицы»
Обоснование выбора темы исследования
Птицы – наиболее удобная для наблюдения группа животных. Объекты наблюдения встречаются везде: в лесу, в саду, на водоёме и просто на улицах.
Птицы активны круглый год, хотя каждое время года имеет свою специфику. Птицы нуждаются в нашей помощи и защите. Многие из них гибнут, не получив помощи людей. Пернатые самые лучшие в мире санитары полей, лесов, садов. К тому же они доставляют людям радость своим пением, красивым оперением, изумительной способностью летать.
Этапы проведения исследования:
Методы исследования: наблюдение, изучение специальной литературы.
Место проведения: окрестности д. Уть (полевой эксперимент), кабинет биологии (лабораторный метод исследования).
Задачи:
1.
призывать детей и взрослых
изучать и сохранять
2. оказывать помощь в проведении Дня птиц в школе;
3.
получить дополнительные
4.
показать значение птиц в
5. заинтересовать учащихся школы в изучении родного края.
Объекты:
Литература:
Этапы проведения исследования
Этап первый
Весенняя миграция птиц
Из литературы нам стало известно, что на всей территории нашей страны первыми прилетают грачи, обычно вначале марта. Во второй половине месяца можно уже ждать жаворонков.
Их прилёт совпадает с появлением проталин на полях, где они могут находить корм. Вот уже 35 лет по наблюдению орнитологов, первая весенняя песня жаворонка слышна 1 апреля.
Вслед за жаворонками прилетают зяблики. Вскоре на проталинах, а затем у скворечников можно увидеть скворцов. Прилет белой трясогузки совпадает с таянием льда на реках. Быстро бегая по льдинам, она ловит первых речных насекомых. Массовый прилет водяных и болотных птиц наблюдается после вскрытия рек.
К середине апреля в лесах можно услышать многоголосых хор певчих птиц. Во второй половине апреля возвращаются маленькие птицы – мухоловки, пеночки, славки – и более крупные – вертишейки, кукушки, перепела, ласточки.
В начале мая можно услышать первое урчание козодоя, пение соловья и верещание речной камышовки. В середине мая прилетают иволга, стриж, чечевица, начинает кричать коростель.