Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.
Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. Знание учителем типологии проектов позволит ему не замкнуться на каком-то одном типе проекта и сделать работу по методу проектов более разнообразной.
В зависимости от темы проекта и интересов школьников состав учащихся может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывает проект группа из 3-4 человек. Учащиеся предлагают свои темы проекта.
Нельзя также забывать и о том, что работа над проектом проводится в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертеж, выставка фотографий и рисунков, газета и т. д.) данная работа может занимать несколько уроков. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.
Проект предполагает следующие этапы работы:
1 этап – работа над темой цикла (чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях). На данном этапе учитель может использовать различные творческие задания, такие как: сочинения, ролевые игры, которые в последствии могут войти в основу проекта. Они подготовят учащихся к дальнейшей работе и повысят мотивацию к творческой деятельности.
2 этап – обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.
3 этап – формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта. Одному из учащихся, например, поручают нарисовать рисунок, другому – собрать фактический материал и т.д.
4 этап – сбор дополнительной информации. Школьники используют не только тексты учебника, но и материалы периодической печати, журналы, энциклопедии.
5 этап – оформление проекта (рисунки, поделки). Одни проекты школьники оформляют дома самостоятельно, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.
6 этап – презентация проекта. Это очень ответственный этап работы – праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект их товарищей – сюрприз.
7 этап – подведение итогов работы. Очень важно на данном этапе дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты поощряются [4, с. 120-121].
Таким
образом, работа над проектом предполагает
создание максимально благоприятных
условий для раскрытия и
В процессе исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.
Данная
форма организации учебной
Таким образом, стало понятно, что метод проектов, критически переработанный, сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволит научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применить эти знания на практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости. А в совокупности это способствует развитию креативности подростков.
Примером исследовательского проекта экологической направленности могут служить проекты следующих тематик: «Пойми живой язык природы», «Экология вокруг нас», «Школьный двор – моя страна», «Юные защитники природы» и др [32, с. 90].
Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание важно уделить и разъяснительной работе с родителями.
Наиболее популярными интерактивными методами ведения работы с родителями являются беседы и консультации.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями можно вспомнить о правилах поведения в местах отдыха на природе, провести беседы, консультации на темы: «Природа и дети», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоёме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.
На родительские собрания выносятся для обсуждения темы: «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Значение игры в воспитании у детей интереса к природе», «Живая природа – это удивительный, многогранный мир», «Природа нам помогает жить, она радует нас, поэтому её надо беречь» и др. Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях [25, с. 98-99].
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Если
данные технологии воспитания будут
использоваться с учетом психологической
подготовленности учеников и с учетом
природных условий, то учитель может сформировать
экологически грамотную и воспитанную
личность.
Выводы
по главе 1
Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Технология воспитания экологической культуры должна вбирать в себя такое сочетание психолого-педагогических приемов и методов, которое позволит учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Таким образом, эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми, от путей и средств экологического воспитания.
В процессе экологического воспитания наряду с традиционными методами обучения (словесные, наглядные, практические) необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения.
К числу интерактивных методов обучения можно отнести: игры, конкурсы, турниры, экологические проекты, беседы, экологические праздники, экскурсии и другие.
Если
данные технологии воспитания будут
использоваться на нужном этапе обучения,
с учетом психологической подготовленности
учеников и с учетом природных условий,
то учитель может сформировать экологически
грамотную и воспитанную личность.
ГЛАВА
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
2.1
Изучение уровня
сформированности
экологической культуры
учащихся 4 класса (ГУО
«Утевская средняя школа»)
Экспериментальное исследование проходило на базе ГУО «Утевская средняя школа». В исследовании приняли участие 16 школьников (учащихся 4 класса), из которых 8 ребят – составили экспериментальную группу, 8 – контрольную. Группы были составлены таким образом: дети, находящиеся по списку в журнале до №8 – вошли в экспериментальную группу, ребята, идущие с №9 по №16 списка – в контрольную группу. Данный способ деления класса на группы был применен для того, чтобы избежать целенаправленного создания заведомо неравноценных групп, как если бы деление происходило с учетом способностей учащихся по предмету.
Смысл эксперимента состоит в том, что за двумя группами учащихся начальной школы (экспериментальной – с которой будет проводиться эксперимент и контрольной – в которой будут проходить обычные занятия) ведутся наблюдения.
В ходе работы использовались следующие виды педагогического эксперимента:
Цель констатирующего эксперимента: изучение уровня сформированности экологической культуры у учащихся 4 класса Утевской средней школы.
Для реализации цели были обозначены следующие задачи констатирующего эксперимента:
В гипотезе исследования было предположено, что использование игр и проектов в экологическом воспитании младших школьников способствует активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияет на уровень сформированности экологической культуры учащихся.
Исходя из поставленных цели и задач, а также выдвинутой гипотезы, исследование включало в себя решение последовательных этапов:
1-ый этап – подготовительный – включал анализ литературы по проблеме исследования. Также этап включал выдвижение гипотезы; постановку цели и задач; подбор методов и методик, подготовку материалов и оборудования (бланки, ручки, карандаши), необходимых в ходе проведения исследования.