Инновационные технологии в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом с доработкой.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

     Каждый  тип проекта имеет тот или  иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в  виду признаки и характерные особенности  каждого из них. Знание учителем типологии  проектов позволит ему не замкнуться на каком-то одном типе проекта и сделать работу по методу проектов более разнообразной.

     В зависимости от темы проекта и  интересов школьников состав учащихся может меняться. Что касается количественного  состава группы, то наиболее успешно разрабатывает проект группа из 3-4 человек. Учащиеся предлагают свои темы проекта.

     Нельзя  также забывать и о том, что  работа над проектом проводится в  несколько этапов. В зависимости  от планируемого результата (плакат, чертеж, выставка фотографий и рисунков, газета и т. д.) данная работа может занимать несколько уроков. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.

     Проект  предполагает следующие этапы работы:

     1 этап – работа над темой цикла (чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях). На данном этапе учитель может использовать различные творческие задания, такие как: сочинения, ролевые игры, которые в последствии могут войти в основу проекта. Они подготовят учащихся к дальнейшей работе и повысят мотивацию к творческой деятельности.

     2 этап – обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.

     3 этап – формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта. Одному из учащихся, например, поручают нарисовать рисунок, другому – собрать фактический материал и т.д.

     4 этап – сбор дополнительной информации. Школьники используют не только тексты учебника, но и материалы периодической печати, журналы, энциклопедии.

     5 этап – оформление проекта (рисунки, поделки). Одни проекты школьники оформляют дома самостоятельно, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.

     6 этап – презентация проекта. Это очень ответственный этап работы – праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект их товарищей – сюрприз.

     7 этап – подведение итогов работы. Очень важно на данном этапе дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты поощряются [4, с. 120-121].

     Таким образом, работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных  условий для раскрытия и проявления творческого потенциала, учащихся вообще, и для развития творческих способностей в частности: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то, сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.

     В процессе исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.

     Данная  форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: работа над  проектом вызывает большой интерес у учащихся, разнообразит урок, помогает развить различные способности, укрепляет межличностные отношения, т.е. обеспечивается возможность для развития креативности учащихся.

     Таким образом, стало понятно, что метод  проектов, критически переработанный, сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволит научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применить эти знания на практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости. А в совокупности это способствует развитию креативности подростков.

     Примером  исследовательского проекта экологической  направленности могут служить проекты следующих тематик: «Пойми живой язык природы», «Экология вокруг нас», «Школьный двор – моя страна», «Юные защитники природы» и др [32, с. 90].

     Но  только лишь экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание важно уделить и разъяснительной работе с родителями.

     Наиболее  популярными интерактивными методами ведения работы с родителями являются беседы и консультации.

     Любовь  к природе тесно связана с  культурой поведения. В беседах  с родителями можно вспомнить  о правилах поведения в местах отдыха на природе, провести беседы, консультации на темы: «Природа и дети», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоёме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.

     На  родительские собрания выносятся для  обсуждения темы: «Как воспитывать  у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Значение  игры в воспитании у детей интереса к природе», «Живая природа –  это удивительный, многогранный мир», «Природа нам помогает жить, она радует нас, поэтому её надо беречь» и др. Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях [25, с. 98-99].

     Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.

     Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную  и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

     Если  данные технологии воспитания будут  использоваться с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по главе 1 
 

     
  1. Анализ  зарубежной и отечественной литературы по теме исследования выявил, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как именно в этом периоде развития ребенка, в сознании происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе.
  2. Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. В состав экологической культуры входят: экологическое сознание, экологическое воспитание и образование.
  3. Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания.

     Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

     Цель  экологического воспитания достигается  по мере решения в единстве следующих  задач:

  • образовательных (формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения);
  • воспитательных (формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни);
  • развивающих (развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

     Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

     Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

     Технология воспитания экологической культуры должна вбирать в себя такое сочетание психолого-педагогических приемов и методов, которое позволит учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Таким образом, эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми, от путей и средств экологического воспитания.

     В процессе экологического воспитания наряду с традиционными методами обучения (словесные, наглядные, практические) необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения.

     К числу интерактивных методов  обучения можно отнести: игры, конкурсы, турниры, экологические проекты, беседы, экологические праздники, экскурсии и другие.

     Если  данные технологии воспитания будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 

     2.1 Изучение уровня  сформированности  экологической культуры  учащихся 4 класса (ГУО «Утевская средняя школа») 
 

     Экспериментальное исследование проходило на базе ГУО «Утевская средняя школа». В исследовании приняли участие 16 школьников (учащихся 4 класса), из которых 8 ребят – составили экспериментальную группу, 8 – контрольную. Группы были составлены  таким образом: дети, находящиеся по списку в журнале до №8 – вошли в экспериментальную группу, ребята, идущие с №9 по  №16 списка – в контрольную группу. Данный способ деления класса на группы был применен для того, чтобы избежать целенаправленного создания заведомо неравноценных групп, как если бы деление происходило с учетом способностей учащихся по предмету.

     Смысл эксперимента состоит в том, что  за двумя группами учащихся начальной школы (экспериментальной – с которой будет проводиться эксперимент и контрольной – в которой будут проходить обычные занятия) ведутся наблюдения.

     В ходе работы использовались следующие  виды педагогического эксперимента:

  1. констатирующий,
  2. формирующий,
  3. контрольный.

     Цель  констатирующего  эксперимента: изучение уровня сформированности экологической культуры у учащихся 4 класса Утевской средней школы.

     Для реализации цели были обозначены следующие задачи констатирующего эксперимента:

  1. продиагностировать уровень сформированности экологической культуры у учащихся 4 класса по группам в начале учебного года;
  2. провести анализ полученных результатов.

     В гипотезе исследования было предположено, что использование игр и проектов в экологическом воспитании младших школьников способствует активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияет на уровень сформированности экологической культуры учащихся.

     Исходя  из поставленных цели и задач, а также  выдвинутой гипотезы, исследование включало в себя решение последовательных этапов:

     1-ый  этап – подготовительный –  включал анализ литературы по  проблеме исследования. Также этап включал выдвижение гипотезы; постановку цели и задач; подбор методов и методик, подготовку материалов и оборудования (бланки, ручки, карандаши), необходимых в ходе проведения исследования.

Информация о работе Инновационные технологии в воспитании