Инновационные технологии в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом с доработкой.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

     На  основе ведущих дидактических принципов  и анализа интересов и склонностей  школьников разработаны различные  формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

  • массовые,
  • групповые,
  • индивидуальные.

     К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

     К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

     Индивидуальные  форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

     Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

     Критерием эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

     Об  эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует  повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной  деятельности [29, с. 13-14].

     Определены  условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

     Процесс формирования экологических отношений  у младших школьников будет эффективным  если:

  • формирование экологических отношений будет осуществляться не только на уроках «Человек и мир», но и на других уроках;
  • будут проводиться интегрированные уроки экологического содержания;
  • внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания [37, с. 18].

     Кроме того, мы не должны забывать, что работа должна строиться не только с детьми, но и с педагогами и родителями.

     Таким образом, чтобы экологическая культура детей развивалась максимально успешно, преподавателю необходимо использовать в процессе ведения работы в классе различные пути и средства экологического воспитания школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Интерактивные технологии  экологического воспитания  младших школьников 
 

     В процессе экологического воспитания наряду с традиционными методами обучения (словесные, наглядные, практические) необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения.

     Основная  задача внедрения интерактивных  форм ведения занятия – воспитание личности готовой к конкуренции, самостоятельной в решении жизненных вопросов, творческой личности.

     Интерактивный – означает способность взаимодействовать  или находится в режиме беседы с учителем, другими учащимися. В  ходе интерактивного обучения осуществляется взаимодействие между учителем и  учащимися, взаимодействие учащихся друг с другом, со своим окружением и учебной средой [36, с. 43].

     Интерактивные технологии обучения и воспитания решают одновременно три основные задачи:

  • познавательную;
  • коммуникативно-развивающую;
  • социально-ориентационную.

     И позволяют:

  • реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
  • формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
  • усилить мотивацию к изучению предмета;
  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
  • самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
  • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся [45, с. 79].

     При подготовке к занятию учитель выбирает методы обучения, учитывая специфику содержания изучаемого материала и возрастные особенности учащихся.

     К числу интерактивных методов  обучения можно отнести: игры, экологические проекты, «мозговой штурм», дискуссии, дебаты, тренинги, метод «Займи позицию», метод «Шкала мнений», экскурсии и другие.

     Основное  отличие интерактивных технологий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового. 

     Каждая  из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная  работа с различными источниками  информации позволяет накопить фактический  материал, раскрыть сущность проблемы; интерактивные технологии экологического воспитания – формируют опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяют внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [50, с. 29].

     На  этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [47, с. 40-41].

     Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры. Большое наследие в области  воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом [42, с. 52].

     Сама  природа не воспитывает, воспитывает  только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему  чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении [43, с. 20].

     Учитывая  возрастные особенности младших  школьников, экологическое воспитание детей необходимо строить на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

     Игра  рассматриваться как важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых  группах, а также как один из способов формирования чувства ответственности  за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными». 

     Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
  • игры на ознакомление с явлениями природы;
  • игры на формирование нравственного отношения к природе [7, с. 56].

     Каково  же значение экологических игр для  развития ребенка?

     Разнообразные игры с экологическим содержанием  не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе:

  • Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли.
  • Играя животными или ухаживая за растениями, школьники знакомятся с многообразием и неповторимостью животного и растительного мира, подмечают особенности жизни и поведения, а так же сравнивают мир человека и мир природы, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
  • Узнавая об особенностях жизни живых существ в разное время года, ребенок учится сопереживать, проявлять доброту, оказывать посильную помощь (например, игра «Птицы у кормушки»).
  • Наблюдая за объектами природы, в частности цветущими растениями, кустарниками или деревьями, дошкольники учатся восхищаться красотой цветов, чувствуют их аромат, ощущают упругость веток, шероховатость коры. Все это способствует развитию эмоций и эстетических чувств [24, с. 102-103].

     С помощью обучающих интерактивных  экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному  отношению к природе, но и правильно  оценивать поступки людей, находить общий язык друг с другом, у них  формируется гуманно-ценностное отношение  к природе (например, игра «Помоги лесным жителям»).

     Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать  неправильные поступки, с помощью  взрослого поправлять последствия  своих ошибочных действий по отношению  к объектам природы. (например, игры «На лесной полянке», «Как себя вести в лесу»)

     Большое влияние оказывают экологические  игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (Например, игра «Времена года»), сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (Например, игра «Кто где живет?»).

     Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают новые названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности (игра «Угадай, что за растение?»), упражняются в образовании однокоренных слов (игра «У кого какая мама?»).

       В процессе проведения игр  экологической направленности у  детей развивается связная речь, они последовательно и связно  рассказывают о тех или иных  объектах природы, составляют  рассказы и сказки.

     Следует отметить, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»). В ходе экологических игр дети разного школьного возраста путем многократных повторений учатся регулировать и направлять свое поведение и деятельность в природе.

     В процессе наблюдения за объектами природы  у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди похожие растения»).

     Экологические игры способствуют так же физическому  развитию детей. Подражая движениям  животных, изображая то движение воды (игра «Ходят капельки по кругу»), то порывы ветра (игра «Ветер»), ребенок совершенствует такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений [10, с. 14-16].

     Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям  выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в 4 классе их можно проводить в форме интерактивного заседания КОАПП (детской радиопередачи «Комитет охраны авторских прав природы»).

Информация о работе Инновационные технологии в воспитании