Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.
Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребенка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.
Формирование
экологических понятий у
Системное построение заданий позволяет ребенку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребенку открывать для себя многие экологические закономерности [16, с. 23].
Таким
образом, чтобы сформировать у детей
сознательное отношение к природе, необходимо
продуманно использовать окружающую природную
и предметную среду, показывать взаимосвязь
растений и животных с внешними условиями,
их приспособленность к среде обитания,
зависимость жизни и состояния организма
от воздействия внешних фактов, деятельности
человека.
1.2
Педагогические пути
и средства экологического
воспитания младших
школьников
Формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Культура
– это та область человеческого
бытия, где следует искать ответы
на экологические проблемы, поскольку
в ее основании лежат
Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Эффективность
экологического воспитания младших
школьников целиком зависит от создания
правильного использования
А.А.
Плешаков называет базисные идеи, лежащие
в основе воспитания экологической культуры
человека: идея целостности мира, единства
человека с природой, сопричастности человечества
Вселенной, зародившаяся еще в античности,
актуализированная философами-космистами,
служащая истоком осмысления сущности
человека в современном мире, как целостного
феномена – био-психо-социо-культуро-этно-
На основе идеи о единстве человека и природы строятся взгляды современных ученых о согласованном развитии природы и общества, тенденции которого должны направляться разумом человека с учетом законов природы [44, с. 43].
Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.
Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые убудут способствовать формированию экологической культуры личности [46, с. 23].
Т.И. Зубков рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Его составные части:
На основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремление, гражданская позиция. Эта программа состоит их блоков, отражающих разные направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды. Это организационные и познавательные мероприятия, практическая и просветительная работа, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия [13, с. 14].
И.Т. Суравегина говорит о необходимости целостного развития, с одной стороны, сформированности экологической культуры младшего школьника, с другой – сформированности его эстетической культуры, проявляющееся в отношении к природе [40, с. 10].
Е.А. Сорокоумова отмечает, что «в воспитании экологической культуры у детей младшего школьного возраста акцент следует смещать на формирование отношений к самому себе и ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым (учителю, родителям)» [39, с. 29].
И.Д. Зверев считает, что «отношение к природе служит отражением тех критериев и оценок, которые применяются в общении между людьми» [12, с. 214].
Говоря о технологии воспитания экологической культуры, Л.С. Квасцова имеет в виду такое сочетание психолого-педагогических приемов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии [17, с. 20].
Реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий удается лишь при соблюдении следующих принципов:
Формирование у детей ответственного отношения к природе – это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
Как отмечает А.М Ахромеев, на первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Так, задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [2, с. 156-157].
Е.А. Григорьева говорит о том, что сегодня мы все живем в условиях экологической депривации.
Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — это психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.
Чтобы
ликвидировать экологическую