Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.
На 2-ом этапе – диагностическом – было проведено диагностическое исследование с помощью методик:
Методика 1: «Отношение к природе»
Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.
Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:
Методика 2: «Интерес к природе»
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: проранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:
Методика 3: «Отношение к природе и ее охране»
Цель: выявление отношения детей детей к природе.
Задание: ответьте на вопросы:
На
3-ем этапе – этапе обработки
и интерпретации
На 4-ом этапе был проведен цикл занятий, направленный на формирование экологической культуры младших школьников.
На 5-ом этапе было проведено диагностическое исследование. Использовалась следующая анкета:
Анкета: «Отношение к природе и ее охране»
Цель: выявление отношения детей к природе.
Задание: ответьте на вопросы:
На 6-ом этапе – этапе обработки и интерпретации диагностических данных – полученные в результате тестирования данные обрабатывались и анализировались.
Итак, в ходе констатирующего эксперимента нами была проведена методика 1: «Отношение к природе» с целью проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе, знаний окружающей действительности. Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах.
Детьми контрольной и экспериментальной группы были названы в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на их отношение к природе (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Отношение к природе
Контрольная
группа (8 человек) |
Экспериментальная группа (8 человек) | ||||
среднее значение | место | среднее значение | место | ||
1 | непосредственное общение с природой | 3,15 | 1 | 2,89 | 1 |
2 | чтение книг о природе | 3,30 | 2 | 3,94 | 3 |
3 | уроки | 3,45 | 3 | 3,28 | 2 |
4 | посещение музеев (краеведческих, художественных) | 5,70 | 7 | 5,33 | 6 |
5 | участие в практических делах по охране природы | 4,40 | 4 | 4,17 | 4 |
6 | телевизионные передачи | 4,55 | 5 | 4,56 | 5 |
7 | кинофильмы о природе | 5,40 | 6 | 5,67 | 7 |
8 | беседы и лекции о природе, ее охране | 6,05 | 8 | 6,17 | 8 |
Таким образом, исходя из того, что наименьший балл соответствует более высокому предпочтению, отметим, что на первом месте и у детей контрольной, и у детей экспериментальной группы находится непосредственное общение с природой.
Затем, на втором месте, идет чтение книг о природе в контрольной группе и уроки – в экспериментальной.
На третьем месте, наоборот, уроки – в контрольной группе и чтение книг о природе – в экспериментальной.
На
четвертом месте в обеих
На пятом месте в обеих группах – телевизионные передачи.
Кинофильмы о природе – на шестом месте в контрольной группе и на седьмом – в экспериментальной.
Посещение музеев (краеведческих, художественных) – на седьмом месте в контрольной группе и на шестом – в экспериментальной.
На последнем, восьмом месте в обеих группах – беседы и лекции о природе, ее охране.
В ходе проведения методики 2: «Интерес к природе» детьми контрольной и экспериментальной групп были названы в порядке убывания по степени значимости для себя характеристик, отражающие их интерес к природе (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Интерес к природе
Контрольная
группа |
Экспериментальная
группа (8 человек) | ||||
среднее значение | место | среднее значение | место | ||
1 | сбор ягод, грибов, цветов и т.п. | 4,50 | 2 | 4,28 | 2 |
2 | получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций | 5,10 | 4 | 5,78 | 5 |
3 | безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний | 5,45 | 5 | 6,11 | 8 |
4 | купание, загорание | 2,85 | 1 | 2,56 | 1 |
5 | рисование природы | 5,90 | 6 | 6,17 | 6 |
6 | помощь природе в ее охране | 5,95 | 7 | 6,72 | 7 |
7 | пение на природе | 6,00 | 8 | 5,56 | 4 |
8 | игры на природе | 4,80 | 3 | 4,33 | 3 |
9 | нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию | 7,10 | 9 | 6,78 | 9 |
10 | исследовательская деятельность в природе | 7,35 | 10 | 7,50 | 10 |
Исходя из того, что наименьший балл соответствует более высокому предпочтению, отметим, что на первом месте и у детей контрольной, и у детей экспериментальной группы находится купание и загорание.
На втором месте в обеих группах идет сбор ягод, грибов, цветов и т.п.
На третьем месте в обеих группах – игры на природе.
Так, например, первые позиции у представителей контрольной (Сиволобов Игорь) и экспериментальной (Жукова Юлия) групп сходятся и соответствуют вышеобозначенным значениям.
Рассмотрим последние позиции.
На
9-ом месте в обеих группах
На
10-ом, последнем месте – исследовател
Таким образом, мы видим, что отношение детей к природе можно охарактеризовать как потребительское.
Кроме
того, с детьми контрольной и
Таблица 2.3
Отношение к природе и ее охране
|
Результаты анкетирования в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковые.
Отношение детей во многом потребительское. Дети любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветви на шалаш, рвут цветы.
Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Так, например, учащиеся Зайцева Анна (экспериментальная группа) и Симонович Валентина (контрольная группа) под хорошим поведением подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость.
Однако
чем раньше для себя ребенок начнет усваивать
такие навыки и привычки, которые положили
бы начало дальнейшему совершенствованию
личности, общему развитию и воспитанности
и отвечали нормам общечеловеческой морали,
тем легче они будут восприниматься им
как нечто само собой разумеющееся. Следовательно,
станут не просто ориентирами поведения
в данной конкретной ситуации, а именно
нормами, по которым ребенок живет, даже
не рассматривая в некоторых ситуациях
других вариантов поведения.
2.2
Организация экологических
игр и проектов в воспитании
учащихся 4 класса
Как уже отмечалось ранее, в процессе экологического воспитания наряду с традиционными методами воспитания(словесные, наглядные, практические) необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения.
К числу интерактивных методов обучения можно отнести: игры, конкурсы, турниры, экологические проекты, беседы, экологические праздники, экскурсии и другие.
К интерактивным технологиям экологической культуры можно отнести следующие: экологические игры и проекты, экологические сказки, экологическую тропу, конкурсы и т.д. Данные технологии, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе [29, с. 215].
Если данные технологии воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.