Инновационные технологии в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные технологии экологической направленности.
Цель исследования: изучить возможности и особенности использования
интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников.

Файлы: 1 файл

Диплом с доработкой.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

     На 2-ом этапе – диагностическом  – было проведено диагностическое исследование с помощью методик:

     Методика 1: «Отношение к природе»

     Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.

     Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:

  • непосредственное общение с природой;
  • чтение книг о природе;
  • уроки;
  • посещение музеев (краеведческих, художественных);
  • участие в практических делах по охране природы;
  • телевизионные передачи;
  • кинофильмы о природе;
  • беседы и лекции о природе, ее охране.

     Методика 2: «Интерес к природе»

     Цель: выявление спектра интересов детей к природе.

     Задание: проранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:

  • сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
  • получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
  • безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;
  • купание, загорание;
  • рисование природы;
  • помощь природе в ее охране;
  • пение на природе;
  • игры на природе;
  • нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;
  • исследовательская деятельность в природе [59-60].

     Методика 3: «Отношение к природе и ее охране»

     Цель: выявление отношения детей детей к природе.

     Задание: ответьте на вопросы:

  • Любишь ли ты отдыхать на природе?
  • Что ты больше всего любишь делать на природе?
  • Ты помогал животным, растениям?
  • Ты помогал взрослым в охране природы?
  • Любишь книги о природе? Какие? [28, с. 80-81]

     На 3-ем этапе – этапе обработки  и интерпретации диагностических  данных – полученные в результате тестирования данные обрабатывались и анализировались.

     На 4-ом этапе был проведен цикл занятий, направленный на формирование экологической  культуры младших школьников.

     На 5-ом этапе было проведено диагностическое исследование. Использовалась следующая анкета:

     Анкета: «Отношение к природе и ее охране»

     Цель: выявление отношения детей к природе.

     Задание: ответьте на вопросы:

  • Нужно ли защищать природу?
  • Хорошо ли охотиться на диких животных?
  • Нравится ли тебе читать книги о природе, животных?
  • Нравится ли тебе профессия лесника?
  • Нравятся ли тебе экологические игры?

     На 6-ом этапе – этапе обработки и интерпретации диагностических данных – полученные в результате тестирования данные обрабатывались и анализировались.

     Итак, в ходе констатирующего эксперимента нами была проведена методика 1: «Отношение к природе» с целью проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе, знаний окружающей действительности. Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах.

     Детьми  контрольной и экспериментальной группы были названы в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на их отношение к природе (таблица 2.1).

     Таблица 2.1 

     Отношение к природе

  Контрольная группа 
(8 человек)
Экспериментальная группа (8 человек)
среднее значение место среднее значение место
1 непосредственное  общение с природой 3,15 1 2,89 1
2 чтение книг о природе 3,30 2 3,94 3
3 уроки 3,45 3 3,28 2
4 посещение музеев (краеведческих, художественных) 5,70 7 5,33 6
5 участие в практических делах по охране природы 4,40 4 4,17 4
6 телевизионные передачи 4,55 5 4,56 5
7 кинофильмы  о природе 5,40 6 5,67 7
8 беседы и  лекции о природе, ее охране 6,05 8 6,17 8

 

     Таким образом, исходя из того, что наименьший балл соответствует более высокому предпочтению, отметим, что на первом месте и у детей контрольной, и у детей экспериментальной группы находится непосредственное общение с природой.

     Затем, на втором месте, идет чтение книг о природе в контрольной группе и уроки – в экспериментальной.

     На  третьем месте, наоборот, уроки – в контрольной группе и чтение книг о природе – в экспериментальной.

     На  четвертом месте в обеих группах  – участие в практических делах по охране природы.

     На  пятом месте в обеих группах  – телевизионные передачи.

     Кинофильмы  о природе – на шестом месте в контрольной группе и на седьмом – в экспериментальной.

     Посещение музеев (краеведческих, художественных) – на седьмом месте в контрольной группе и на шестом – в экспериментальной.

     На  последнем, восьмом месте в обеих  группах – беседы и лекции о природе, ее охране.

     В ходе проведения методики 2: «Интерес к природе» детьми контрольной и экспериментальной групп были названы в порядке убывания по степени значимости для себя характеристик, отражающие их интерес к природе (таблица 2.2).

     Таблица 2.2

     Интерес к природе

     
  Контрольная

группа 
(8 человек)

Экспериментальная группа  
(8 человек)
среднее значение место среднее значение место
1 сбор ягод, грибов, цветов и т.п. 4,50 2 4,28 2
2 получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций 5,10 4 5,78 5
3 безграничные  возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний 5,45 5 6,11 8
4 купание, загорание 2,85 1 2,56 1
5 рисование природы 5,90 6 6,17 6
6 помощь природе  в ее охране 5,95 7 6,72 7
7 пение на природе 6,00 8 5,56 4
8 игры на природе 4,80 3 4,33 3
9 нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию 7,10 9 6,78 9
10 исследовательская деятельность в природе 7,35 10 7,50 10

 

     Исходя  из того, что наименьший балл соответствует более высокому предпочтению, отметим, что на первом месте и у детей контрольной, и у детей экспериментальной группы находится купание и загорание.

     На  втором месте в обеих группах  идет сбор ягод, грибов, цветов и т.п.

     На  третьем месте в обеих группах  – игры на природе.

     Так, например, первые позиции у представителей контрольной (Сиволобов Игорь) и экспериментальной (Жукова Юлия) групп сходятся и соответствуют вышеобозначенным значениям.

     Рассмотрим  последние позиции.

     На 9-ом месте в обеих группах находится нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию.

     На 10-ом, последнем месте – исследовательская деятельность в природе.

     Таким образом, мы видим, что отношение детей к природе можно охарактеризовать как потребительское.

     Кроме того, с детьми контрольной и экспериментальной групп была проведена методика «Отношение к природе и ее охране», результаты которой были отображены в таблице 2.3.

     Таблица 2.3

     Отношение к природе и  ее охране

  Контрольная группа Экспериментальная группа
  (8 человек) (8 человек)
  кол-во % кол-во %
1. Любишь ли ты  отдыхать на природе?
Да 8 100,00 8 100,00
Нет 0 0,00 0 0,00
ИТОГО 8 100,00 8 100,00
2. Что ты больше  всего любишь делать  на природе?
Загорать, купаться 4 50,00 4 50,00
Играть  в подвижные игры 2 25,00 3 37,50
Слушать птиц, любоваться природой, гулять 0 0 0 0,00
Играть  на траве в футбол 0 0,00 0 0,00
Собирать  грибы, ягоды 1 12,50 1 12,50
Ловить  рыбу 2 12,50 0 0,00
Разводить костер 0 0,00 0 0,00
Делать  из веток шалаш 0 0,00 0 0,00
ИТОГО 8 100,00 8 100,00
3. Ты помогал животным, растениям?
Нет 6 75,00 5 62,50
Подкармливал  птиц зимой 1 12,50 2 25,50
Лечил собаку (кошку, птицу) 0 0 0 0,00
Подобрал  бездомную собаку (кошку, птицу) 1 12,50 1 12,50
Забинтовал  сломанное дерево 0 0,00 0 0,00
ИТОГО 8 100,00 8 100,00
4. Ты помогал взрослым в охране природы?
Нет 2 25,00 3 37,50
Делал скворечник, кормушку 3 37,50 3 37,50
Принимал  участие в озеленении школьного  двора 2 25,00 2 25,00
Помогал на даче 1 12,50 0 0,00
ИТОГО 8 100 8 100,00
5. Любишь книги о природе? Какие?
Не  люблю читать 2 25,00 1 12,50
В. Бианки, Е. Чарушина 6 75,00 7 87,50
ИТОГО 8 100,00 8 100,00

 

     Результаты  анкетирования в контрольной  и экспериментальной группах примерно одинаковые.

     Отношение детей во многом потребительское. Дети любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветви на шалаш, рвут цветы.

     Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Так, например, учащиеся Зайцева Анна (экспериментальная группа) и Симонович Валентина (контрольная группа) под хорошим поведением подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость.

     Однако  чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой морали, тем легче они будут восприниматься им как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, станут не просто ориентирами поведения в данной конкретной ситуации, а именно нормами, по которым ребенок живет, даже не рассматривая в некоторых ситуациях других вариантов поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Организация экологических игр и проектов в воспитании учащихся 4 класса 
 

     Как уже отмечалось ранее, в процессе экологического воспитания наряду с традиционными методами воспитания(словесные, наглядные, практические) необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения.

     К числу интерактивных методов  обучения можно отнести: игры, конкурсы, турниры, экологические проекты, беседы, экологические праздники, экскурсии и другие.

     К интерактивным технологиям экологической культуры можно отнести следующие: экологические игры и проекты, экологические сказки, экологическую тропу, конкурсы и т.д. Данные технологии, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе [29, с. 215].

     Если  данные технологии воспитания будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Информация о работе Инновационные технологии в воспитании