Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.
Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи
Исторические предпосылки возникновения игры
5
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников
8
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников
13
Выводы по главе 1
15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников
17
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент)
18
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)
19
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
20
Выводы по II главе
21
Заключение
22
Список использованной литературы
23
Приложения
25
Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников
Содержание
Введение |
3 |
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи |
|
|
5 |
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников |
8 |
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников |
13 |
Выводы по главе 1
|
15 |
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста. |
|
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников |
17 |
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент) |
18 |
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент) |
19 |
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент) |
20 |
Выводы по II главе |
21 |
Заключение |
22 |
Список использованной литературы |
23 |
Приложения |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Основной вклад в изучение
этой проблемы внесли педагоги - исследователи
и практики дошкольного дела О.И.
Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В.
Гербова и др. Параллельно исследования
вели и психологи – Л.С. Выготский,
В.И. Ядэшко и др. Основной результат
их исследований - выявление звеньев
механизма овладения связной
речью ребенком. Наличие интеллекта,
т.е. способности познавать внешний
мир с помощью памяти, предоставления,
воображения, мышления, а также речь
- это важнейшие отличия человека
от животного. И интеллект, и речь
у человека появляются на ступени
раннего детского возраста, интенсивно
совершенствуется в дошкольном, младшем
школьном и подростковом возрасте.
Но интеллект появляется у ребенка
не просто потому, что его организм
растет, а лишь при непременном
условии овладения этим человеком
речью. Если взрослые, окружающие ребенка,
начинают правильно учить его
говорить уже с младенческого
возраста, то такой ребенок развивается
нормально: у него появляется способность
представлять, затем мыслить и
воображать; с каждой возрастной ступенью
эта способности
Основываясь на данном положении,
мы в своей работе, особое внимание
уделяем роли словесным играм
в развитии связной речи дошкольников
как важному условию его
Объект исследования – процесс развития связной речи средствами игровой деятельности Предмет исследования – игровые средства для развития связной речи младших школьников.
Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического
использования игровых методов
и приемов в воспитательно-
- учета возрастных
и психологических
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретический анализ
литературных источников по
- анализ экспериментального материала;
- метод обобщения.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение игры как приёма развития связной речи у детей младшего школьного возраста.
Базой исследования явилось МБДОУ № 104, дети старшей группы.
Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого - педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдения, анкетирование, эксперимент.
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?
Детство существовало не всегда.
О возникновении детства можно
говорить лишь тогда, когда исчезает
возможность непосредственного
включения детей в
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
«Игра, игровая деятельность,
один из видов деятельности, характерных
для животных и человека» –
отмечается в Педагогической энциклопедии.
Понятие «игра» («игрища») в русском
языке встречается еще в
В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».
По свидетельству Платона,
еще жрецы Древнего Египта славились
конструированием специальных обучающих
и воспитывающих игр. Арсенал
таких игр пополнялся. Платон в
своем «Государстве»
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли»1. Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Между тем, игра с годами
занимает все менее значимое место
в жизни коллективов, где преобладают
дети школьного возраста. Одна из причин
тому – недостаточное внимание к
разработке теории игры школьников. Ярчайший
образец игровой позиции
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».
Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова.
Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ столетия предпринимаются
попытки создания антологий, которые
ставили перед собой задачу ознакомления
читателей со всей массой игр. Лучшей
антологией до сих пор остается книга
« Игры народов СССР » В.Н.Всеволодского-
Вплоть до 70-х годов был перерыв в изданиях такого рода. И вот в 70-80 годы появились такие труды как: « Игры народов СССР» составители Л.В.Былеева, В.М.Григорьев – М., 1985; С.К.Якуб «Вспомним забытые игры»,- М., 1988; Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада. Составитель А.В.Кенеман - М., 1989 и многие другие.
Данные труды антологического характера содержат фактический материал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детских учреждениях.
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».
Информация о работе Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников