Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи

Исторические предпосылки возникновения игры

5
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников

8
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

13
Выводы по главе 1

15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников
17
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент)
18
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)
19
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
20
Выводы по II главе
21
Заключение
22
Список использованной литературы
23
Приложения
25

Файлы: 1 файл

Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников.docx

— 138.35 Кб (Скачать файл)

Продавец называет имя  любого из играющих. Тот подходит и  описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она «пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.

Игра продолжается до тех  пор, пока все дети не купят себе игрушки.

Роль продавца могут выполнять  несколько ребят поочередно.

Дети, «купившие» игрушки, играют затем с ними в комнате или  на прогулке.

Игру в «магазин» лучше  проводить после сна перед  самостоятельными играми.

Воспитатель приносит в «магазин»  и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить  интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.

Примечание. По такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные растения, их листья, стебель, цветок.

 

            1.   Радио

Цель игры.  Воспитывать  умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.                    

Ход игры. Воспитатель, обращаясь  к детям, говорит: «Сегодня мы будем  играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», — говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

Воспитатель следит, чтобы  дети называли наиболее характерные  черты своих товарищей, как они  одеты, чем любят заниматься, как  относятся к друзьям.

Если диктор дал такое  описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!». И тогда диктор платит фант, который в конце игры выкупается.

 

            1. Да — нет

Цель игры. Учить детей  мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом  заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».

Взяв на себя роль первого  водящего, воспитатель учит детей  логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить  логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» — «На полу». «Нужно было их называть?» — «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», — предлагает воспитатель. «Он квадратный?»— «Да». «В рамочке?» — «Да». «На нем нарисованы цветы?» — «Да». «Картина?» — «Да».

Вариант 2. Молено предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз  играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно  проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится  на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

 

        . ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ,

                 СОПОСТАВЛЯТЬ, ЗАМЕЧАТЬ  АЛОГИЗМЫ,  ДЕЛАТЬ

                                ПРАВИЛЬНЫЕ  УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

  1. Кто больше заметит небылиц?

Цель игры. Учить детей  замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать  реальное от выдуманного.

Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать  фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положив фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».

Сначала читается небольшая  часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

После чтения воспитатель  спрашивает детей, почему стихотворение  называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил  первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая  часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

 

  1. Придумай небылицу

Игра проводится после  того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.

Цель игры. Учить детей  придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.

Ход игры. Вступлением к  игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели,  поэты создали много  интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...»

Примерный   рассказ  воспитателя:                                                                   

«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала  им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».

Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,— предлагает воспитатель.

Приводим примеры рассказов-небылиц, придуманных детьми: «Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная  палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а  зайца как не бывало. Посмотрела она туда, сюда — нет зайца. Подняла  она глаза вверх, а заяц сидит  на верхушке сосны и   смеется».

«Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка  перевернулась, и человек упал на дно. Идет по песку на дне, смотрит  — навстречу акула. Она его  проглотила,  а  он  распорол  ей  брюхо  и  вылез».

 

 

ИГРЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ  РАЗВИВАЕТСЯ

УМЕНИЕ  ОБОБЩАТЬ  И   КЛАССИФИЦИРОВАТЬ   ПРЕДМЕТЫ

                              ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

 

  1. Отвечай быстро

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать  и отвечать.

Ход игры. Воспитатель, держа  в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» — говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям  возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», — отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,— отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для  классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», — и бросает мяч. «Стол», — отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», — отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». — «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель  говорит слово «круглый» и  бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно  усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

 

  1. Кто больше назовет действий?

Цель игры. Учить детей  соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать  умение быстро думать.

Ход игры. Воспитатель перед  игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.».) Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека  этой  профессии».

Воспитатель говорит слово  «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной» — наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что  делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

 

  1. Что кому нужно?

Цель игры. Упражнять детей  в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?»  Он говорит: «В этой игре вы называли, какие  действия выполняет человек той  или иной профессии. А сегодня  мы вспомним, что же нужно для  работы людям разных профессий. Я  буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему  для работы». «Сапожник!» — говорит  воспитатель. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,— отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар  и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети   называют  профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», — говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», — отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в  других играх, где правилами предусматривается  умение быстро отвечать, необходимо помнить  об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует  осторожно. Такого ребенка лучше  вызвать отвечать первым, так как  в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ  ВНИМАНИЕ,

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ,    БЫСТРОТУ    МЫШЛЕНИЯ,    ЧУВСТВО

ЮМОРА, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ САМООБЛАДАНИЕ

 

            1. Семья

Цель игры. Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово.

Ход игры. Воспитатель придумывает  рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и т. д.

Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой  и садится. Если он забудет встать вовремя, то должен стать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа еще раз. Услышав, ребенок должен кивнуть, потом он может сесть.

Информация о работе Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников