Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи

Исторические предпосылки возникновения игры

5
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников

8
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

13
Выводы по главе 1

15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников
17
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент)
18
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)
19
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
20
Выводы по II главе
21
Заключение
22
Список использованной литературы
23
Приложения
25

Файлы: 1 файл

Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников.docx

— 138.35 Кб (Скачать файл)

прямые и обратные наглядно представленные связи, обнаружить и  объяснить скрытые связи и  др.

Большую роль в освоении всех умственных действий играет речь. К 6годам ребенок овладевает всеми  видами речи, в том числе и внутренней речью. Это важнейшее приобретение старшего дошкольного возраста дает возможность формировать внутренний план действий: выдвигать гипотезы, предусматривать последовательность действий, предполагать результаты. Взрослым нужно всячески поддерживать возросший интерес старших дошкольников к умственной деятельности, способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию. Словесные игры и упражнения – эффективое средство для достижения этих целей. Детям старшего дошкольного возраста доступны разные виды словесных игр. В зависимости от дидактической задачи их можно разделить на четыре основные группы:

1) игры, способствующие развитию  умения выделять существенные

(главные) признаки предметов  и явлений, т. е. признаки, отличающие  один предмет от другого;

2) игры, способствующие развитию  умения сравнивать, сопоставлять,

замечать алогизмы, делать правильные умозаключения. В играх  на сравнение дети гораздо быстрее  овладевают умением находить признаки различия, чем признаки сходства предметов  и явлений, поэтому нужно упражнять  ребенка в установлении как тех, так и других признаков;

3) игры, способствующие развитию  умения обобщать и классифицировать  объекты по различным признакам;

4) игры, способствующие развитию  внимания, сообразительности, быстроты  мышления, выдержки, чувства юмора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II глава. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

 

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников

Эксперимент проходил в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №---- - города ---------. Общая численность детей составила 15 человека. Обучение детей происходит по программе «Детство» В.И.Логинова , Т.И.Бабаева и др.

Цель программы “Детства”: обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Содержательные  связи между разными разделами  программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Этапы исследования: На первом этапе формировались основные положения  исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, подбирались  методики для развития связной речи у дошкольников.

На втором этапе рассмотрено  состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.

В заключении подведены общие  итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

Поскольку в научно-методической литературе излагаются противоречивые точки зрения на роль разных методов  и средств в развитии связной  речи дошкольников, думается, что будет  целесообразно провести поисково-экспериментальной  работы, в которой участвовали  дети от 5 до 6 лет (15 человек).

Главная цель опыта: Развитие связной речи детей с помощью  словесных игр.

На первом этапе исследования решались следующие задачи:

1. Обогащать жизненный  опыт детей; учить видеть и  называть характерные признаки, качества и действия предметов. 

2. Дать детям представления  о последовательности действий  персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых  ситуациях; о структуре связного  повествовательного высказывания.

Эти задачи решались, главным  образом, в процессе подгрупповых и  индивидуальных занятий, на которых  создавались условия для высокой  речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.

С целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

 

 

 

2.2. Исследование  уровня развития связной речи

(констатирующий  эксперимент)

 

Для проведения констатирующего эксперимента использовались знакомые словесные игры на развитие мышления, речи, памяти.

Выделены 3 уровня развития связной речи детей:

I уровень  – высокий

- Ребенок  активен в общении, умеет слушать  и понимать речь, строит общение  с учетом ситуации, легко входит  в контакт с детьми и педагогом,  ясно и последовательно выражает  свои мысли, умеет пользоваться  формами речевого этикета, умеет  задавать и отвечать на вопросы,  своевременно вступать и завершать  диалог.

II уровень  - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами  речевого этикета неустойчивое, при  общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, умеет  отвечать на вопросы, вступать в диалог.

III уровень –  низкий
- Ребенок малоактивен  и малоразговорчив в общении  с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого  этикета, не умеет последовательно  излагать свои мысли, точно  передавать их содержания, словарь  ребенка скуден, не умеет задавать  и отвечать на вопросы, не  всегда завершает диалог.

Исследование  проводилось с детьми старшей  возрастной группы в количестве 15 человек.

При подготовке исследования мы подобрали  серию знакомых игр (Приложение 1).

Анализируя  полученные данные, мы пришли к следующим  выводам:

Высокий уровень развития связной речи у 3 детей, что составляет 20%, дети правильно  формулируют основную мысль произведения, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые  в речи.

Средний уровень развития связной речи у 7 детей, что составляет 47%. Дети могут  выразить основную свою мысль. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.

Низкий  уровень развития связной речи у 5 детей, что составляет 33%. Связная  речь детей характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.

 

 

Словесная дидактическая  игра, как мы уже говорили, — доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует  специального  материала,  определенных  условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методика.

 

 

 

2.3. Развитие  связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)

 

Проведя констатирующий этап эксперимента, пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний.

Разработали и предложили систему мероприятий для детей старшей группы на основе словесных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

В ходе эксперимента преследовалась цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста за счет проведения ряда мероприятий. За время проведения формирующего эксперимента в данной возрастной группе были поставлены: развлечение «Цветик-семицветик», игра – соревнование «Кто больше знает», цикл игр на развитие логического мышления, быстроты реакции. Приложения 2,3,4.

 

 

 

 

 

 

2.4. Анализ результатов  исследования 

(контрольный  эксперимент)

 

Проведя формирующий  эксперимент целенаправленно и  систематически развивая связную речь, при помощи системы мероприятий  на основе использования словесных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, пришли к выводу, что проведенная работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом и связной речи детей в частности.

Получили высокий результат по сравнению с результатами, которые были получены на констатирующем этапе эксперимента.

Увидели, что у 4 детей, что составляет 27%, находившихся на среднем уровне развития связной речи, наблюдается переход на высокий уровень, так как дети правильно формулируют основную мысль произведения, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие названия предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия предметов; предлоги, употребляемые в речи. 

3 детей с  низким уровнем развития связной  речи достигли среднего уровня, что составляет 20%. Это характеризуется  тем, что дети могут выразить  основную мысль произведения. В  своей речи больше всего используют  существительные и глаголы.

Анализируя  результаты проведенной работы, можно  сделать вывод, что проведенная  нами работа над связной речью  с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Общий график развития .

Выводы по II главе

 

В ходе проделанной работы можно сделать вывод, что словесная игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов дошкольников

Игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Систематическое использование  игровых методов и приёмов  способствует эффективному развитию связной  речи. Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное умозаключение, используя свой прежний опыт, знания, — вот основное направление в решении этой задачи. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» — спрашивает ребенок. Один педагог начнет объяснять, где теневая сторона, где солнечная. Другой педагог поступит иначе. Он скажет: «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и ты сам ответишь на свой вопрос!» В работе воспитателя очень много таких случаев, когда можно подвести ребенка к самостоятельному решению вопроса, и в своей практике он должен чаще использовать эти моменты.

Самостоятельность мышления в большой мере зависит от жизненного опыта человека, от богатства накопленных знаний, поэтому педагог, заботясь о развитии самостоятельности мышления ребенка, должен помочь ему приобрести разнообразные знания и использовать их в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нами  был изучен опыт отечественных и  зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников. Были построены  теоретические предложения, которые  легли в основу организации эксперимента.

Проводился  анализ результатов исследования и  сделаны основные выводы. Мы раскрыли понятие связная речь, осветили особенности  и задачи связной речи.

Работая над проблемой связной речи посредством словесных игр, пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование игр со словами эффективным средством развития связной речи. Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные нами мероприятия.

Данная  работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной  форме. Они проводятся в кругу  семьи, в детском саду, в свободное  время как отдых, как развлечение.В  лексических играх мы учим детей  классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу  и назначению, учим устанавливать  простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных  играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

Следующим этапом работы над связной речью  является формирование у ребенка  навыков правильного построения предложений. Грамматический строй  речи является показателем умственного  развития ребенка и средством  формирования связной речи. Дети, у  которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении  своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения  в общении со сверстниками. Чтобы  дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и  распространенными предложениями  в учебной деятельности и в  свободной речи

При систематическом использовании  различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко  говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать  за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно  учиться в школе, устанавливать  хорошие взаимоотношения со сверстниками. 
Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

Информация о работе Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников