Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи

Исторические предпосылки возникновения игры

5
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников

8
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

13
Выводы по главе 1

15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников
17
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент)
18
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)
19
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
20
Выводы по II главе
21
Заключение
22
Список использованной литературы
23
Приложения
25

Файлы: 1 файл

Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников.docx

— 138.35 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что игра –  это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает  ребенка своим непостижимым многообразием  ситуаций, требующих от него активного  проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Советский  писатель Василий Белов в своей  книге «Лад» высказал мысль: «Каждый  ребенок хочет играть, то есть жить творчески».

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем  в других видах деятельности, развиваются  все психические процессы.

Обусловленные игрой изменения  в психике ребенка настолько  существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую  деятельность в дошкольный период.

А.Н.Леонтьев отмечал, что  в игре развиваются новые, прогрессивные  образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой  возникновения стимула к образовательной деятельности.

Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи  с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она  пропитывает собою всю деятельность ученика. « В школьном возрасте, - отмечал он - игра не умирает, а проникает  в отношении действительности. Она  имеет свое внутреннее продолжение  в школьном обучении и труде…»

 

 

 

 

 

 1.2 Особенности  развития связной речи у старших дошкольников

 

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в  современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и  общения детей.

Цель речевого развития детей  дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей  устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Остановим свое внимание на методике развития связной речи.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой  и тематически объединенные, законченные  отрезки.

Связная речь является главным  основным показателем умственного  развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка  выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное  в своем высказывании. 
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. 
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений.

Основной характеристикой  связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной  речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет  свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной  речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей  системе работы по развитию речи можно  рассматривать и как цель, и  как средство практического овладения  языком. Связная речь вбирает в  себя все достижения ребенка в  овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным  строем.

Связная речь выполняет важнейшие  социальные функции: помогает ребенку  устанавливать связи с окружающими  людьми, определяет и регулирует нормы  поведения в обществе, что является решающим условием для развития его  личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские  сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают  художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием  мышления и связано с усложнением  детской деятельности и формами  общения с окружающими людьми.

Содержание и форма  речи человека зависят  от  его  возраста,  ситуации, опыта,  темперамента,  характера,  способностей,  интересов,  состояний. С помощью речи обучаемые  изучают учебный материал, общаются,  влияют  друг  на друга  и  воздействуют  на  себя  в  процессе  самовнушения. 

К концу первого года жизни  – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они  преимущественно выражают желания  и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни  слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу  второго года жизни ребенка слова  начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни  быстрыми темпами развиваются как  понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана  сначала с практической деятельностью  ребенка и используется для налаживания  сотрудничества в совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта.

Программа детского сада предусматривает  обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической  речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая  речь представляет собой особенно яркое  проявление коммуникативной функции  языка.

 

Можно выделить несколько  групп диалогических умений:

  1. Собственно речевые умения.
  2. Умения речевого этикета.
  3. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
  4. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
  5. Невербальные (неречевые) умения.

 

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.    В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы  каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми  и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с  другими детьми. Следует воспитывать  потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как  играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и  семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в  общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так  и в распространенной форме, не отклоняясь т содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию  в коллективных беседах, где требуется  отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатеь, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей  по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться  в разговор взрослых, вступать в  разговор с незнакомыми людьми, встречать  гостя, общаться с ним.

Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями  развития связной речи детей и  особенностями монологического  высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

1. Описание – это характеристика предмета в статике.2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.

3. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

5. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В возрастных группах эти  виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются  предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей  учат слушать и понимать доступные  им по содержанию короткие рассказы и  сказки, повторять по подражанию отдельные  реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей  учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также  рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту  сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек  и картинок. Воспитатель через  драматизацию знакомых сказок учит детей  составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы  связей в предложении, задает схему  высказываний («Пошел зайчик.… Там  он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.)

В индивидуальном общении  детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели  выходные дни).

В средней группе дети пересказывают  содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые  они услышали впервые. В рассказывании  по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного  и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление  о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи  между предложениями и частями  высказывания. Взрослый дает детям  зачин и предлагает наполнить  его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей  включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью  воспитателя способны составить  рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной  картинке, другой продолжает, а воспитатель  помогает связать переходы от одной  картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие  рассказы из личного опыта сначала  с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный  материал.

Монологическая речь более  развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия взрослых между  собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя  с детьми. Эффективным методом  также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием  словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые  ситуации.

Работа по развитию связной  речи трудоемка и всегда почти  полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей  оказывает воспитатель. В связи  с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст  детей.

 Педагог должен воспитывать  своей речью.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет  иметь никакой силы».     К.Д. Ушинский.

Связная речь должна рассматриваться  в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к  тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении  и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется  в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл  отдельных слов.

Современное и полноценное  овладение речью является первым важнейшим условием становления  у ребенка полноценной психики  и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с  первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового  материала. Побуждающее ребенка  к овладению речью, в полную меру, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной  речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Коммуникативная функция - самая  ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет  именно эту функцию. Потребность  в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование  речи ребенка в дальнейшем. К концу  второго года ребенок может уже  достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.

Информация о работе Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников