Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи

Исторические предпосылки возникновения игры

5
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников

8
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

13
Выводы по главе 1

15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников
17
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент)
18
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)
19
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
20
Выводы по II главе
21
Заключение
22
Список использованной литературы
23
Приложения
25

Файлы: 1 файл

Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников.docx

— 138.35 Кб (Скачать файл)

Вначале нужно рассказывать медленно, в определенных местах делать небольшие паузы. Игру можно усложнить, если рассказывать быстрее и одну и ту же роль называть чаще. В этом случае ребенок должен быть особенно внимательным.

Примечание. По типу этой игры можно проводить и другие игры, например: детям даются названия различных цветов, фруктов. В свой рассказ воспитатель включает их названия, а дети, выполняющие роли цветов, фруктов, встают, как только их роль будет названа, могут покружиться и т. д.

 

            1. И я

Цель игры. Развивать у  детей сообразительность, воспитывать  выдержку, чувство юмора.

Ход игры. Воспитатель объясняет  детям правила игры: «Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда  я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова «и я», если эти  слова подходят по смыслу. Если же они  не подходят по смыслу, произносить их не надо. Кто произнесет, тот заплатит фант».

Воспитатель начинает: «Иду я однажды к реке...» Дети: «И я».

— Рву цветы, ягоды...

— И я.

— По дороге попадается мне  наседка с цыплятами. (Дети молчат.)

— Они клюют зернышки... (Дети молчат.)

— Гуляют на зеленой полянке.

— И я.

— Вдруг налетел коршун. (Дети молчат,)

— Цыплята и наседка  испугались... (Дети молчат.)

— И убежали.

— И я.

Если кто-нибудь не вовремя  произнесет слова «и я», это вызовет  смех у детей, а ребенок, поспешивший  с ответом, заплатит фант.

Когда ребята поймут правила  игры, они сами будут придумывать  короткие рассказы и выполнять роль ведущего.

 

            1. Наоборот 

Цель игры. Развивать у  детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и воспитатель  садятся на стулья в кружок. Воспитатель  произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать  мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над—под, внутри— снаружи, дальше — ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый —левый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

 

            1. Не ошибись

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Правильно, — говорит воспитатель. — Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!»

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Эта же игра может проводиться  по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», — и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова:  «Днем»,  «Вечером».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Консультация  для родителей на тему: «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» 
(игры со словами)

 
"Закончи предложение"  
(употребление сложноподчинённых предложений)  
-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)  
-Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)  
-абушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)  
- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)  
-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)  
-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)  
-Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)  
-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)  
-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)  
-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)  
"Режим дня"  
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.  
"Кому угощение?"  
( употребление трудных форм существительных)  
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?  
"Назови три слова"  
(активизация словаря)  
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.  
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)  
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.  
 
"Кто кем хочет стать?"  
(употребление трудных форм глагола)  
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.  
"Зоопарк"  
(развитие связной речи).  
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:  
1. Внешний вид;  
2. Чем питается.  
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.  
"Сравни предметы"  
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).  
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.  
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".  
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".  
Ребёнок: "У меня рабочий фартук".  
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".  
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".  
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".  
Ребёнок: "А мой - красной лентой".  
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".  
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".  
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".  
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".  
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".  
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".  
"Кто кем был или что чем было"  
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).  
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?  
"Назови как можно больше предметов"  
(активизация словаря, развитие внимания).  
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.  
"Подбери рифму"  
(развивает фонематический слух).  
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.  
По дороге шёл жучок,  
Песню пел в траве ... (сверчок).  
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 

 

 

Приложение 6

                                    Считалки

 

Раз, два, три, четыре, пять — 

Коля (Люся) будет начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем — водишь ты!

 

Серый зайка 

Вырвал травку,

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет.

 

Я куплю себе дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди!

Мы играем — ты води!

 

«Тили-тели», — 

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

 

Раз, два, три, четыре, пять — 

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.

 

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу!»

 

Вышли мышки как-то раз 

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре — 

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

 

В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду,

Принесу его домой,

Будет этот зайчик мой.

 

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

 

Раз, два, три, четыре, пять — 

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать?

Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников