Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи

Исторические предпосылки возникновения игры

5
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников

8
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

13
Выводы по главе 1

15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников
17
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент)
18
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)
19
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
20
Выводы по II главе
21
Заключение
22
Список использованной литературы
23
Приложения
25

Файлы: 1 файл

Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников.docx

— 138.35 Кб (Скачать файл)

Главная цель нашего исследования была достигнута. Мы изучили  влияние игры на эффективность развития связной речи в обучении у старших дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. «Скажи по-другому» (Речевые игры, упражнения, ситуации,сценарии) / под ред. О. С. Ушаковой. – М., 1994.
  2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
  4. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/  А. Анастази, С. Урбина. СПб: Питер, 2007. – 688 с.
  5. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя Текст]/ Н.П. Аникеева. Новосибирск: Литера, 1994. – 144 с.
  6. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
  7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – С. 67.
  8. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
  9. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.
  10. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г.
  11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/  М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.
  12. Гербова В. "Занятия по развитию речи", N 12, 1999 г.;
  13. Гербова В. "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок", N 8, 1998 г.;
  14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
  15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
  16. Гризик Т. "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи", N 6, 2000 г;
  17. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст]/ О. М. Дьяченко, Г. В. Лаврентьева. М.: Педагогика, 1984. – 128с.
  18. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]/  О.М. Дьяченко. М.: Знание, 1986. – 96 с.
  19. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
  20. Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 2007
  21. Максимук, Н. Н. Дидактические игры по обучению грамоте / Н. Н. Максимук // Дидактические игры в детском саду. – Минск: Информ. вычислит.центр М-ва финансов Беларуси, 2003. – 91 с.
  22. Методические советы к программе "Детство";
  23. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  24. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.
  25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 2009.
  26. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  27. Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста";
  28. Старжинская, Н. С. Играем со словами и звуками / Н. С. Старжинская. – Минск: Национальный ин-т образования, 2009. – 37 с.
  29. Статьи журнала "Дошкольное воспитание":
  30. Тихеева Е. И."Развитие речи детей";
  31. Тихомирова, А. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников / А. Ф. Тихомирова. – Ярославль, 1998.
  32. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. – С. 90.
  33. Ушакова О. "Развитие речи детей";
  34. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. – с. 24
  35. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова .- М.: ТЦ «Сфера»,2004. - С.38.
  36. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
  37. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
  38. УшаковаО., Щадрина Л. "Развивайте речь дошкольника", N 2, 1997 г.;
  39. Фесюкова, Л. Б. Искусство быть родителями / Л. Б. Фесюкова. –М.: АСТХарьков: Фолио, 2003. – 397 с.
  40. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи /Г. С. Швайко. – М.: Просвещение, 1983.
  41. Щетинина, А. М. Формирование умственных действий у дошкольников: методическое пособие / А. М. Щетинина, Н. П. Смирнова. –Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 116 с

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Комплекс игр на констатирующем этапе

 

 

  1. «ОДИН-МНОГО»

Цель: упражняться в образовании  множественного числа и правильном употреблении слов в родительном  падеже; подбирать к словам определения  и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов; подбирать  слова, сходные по звучанию.

- это - шар, а это... (шары). Здесь  много... (шаров). Какие шары? (красные,  синие, зеленые.) Как одним словом  сказать, что все шары разного  цвета? (разноцветные.)

- это - мак, а это... (маки). В  букете много... (маков). Какие они? (красные.) Что еще бывает красным?  Как ты понимаешь выражение  «красная девица»? Где встречается  такое выражение? В каких сказках?

- отгадай загадку: «сидит дед,  во сто шуб одет. Кто его  раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине  много чего? (лука.)

- что это? Чего здесь много?

- а если все предметы исчезнут, как мы скажем - чего не стало? (игл, пил, мишек, мышек, шишек,  ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи - умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого выполняют упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («дети  пошли в лес, чтобы... Они оказались  там, где...»).

 

  1. «ЗАГАДКИ»

Описание игры

Играющие по очереди придумывают  загадки про любой предмет (называют существенные признаки предмета). Например: красный, круглый, гладкий, растет на грядке (помидор); мнется, рвется, намокает в  воде, годится для резания, складывания, рисования (бумага) и т. п.

  1. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Описание игры

Взрослый называет признак, характерный для определенного  времени года. Ребенку необходимо отгадать «когда это бывает», затем  предложить свою загадку, включив в  нее признак другого времени  года. По правилу игры признаки одного и того же времени года, о которых  было сказано два раза подряд, не засчитываются.

 

 

4.«АССОЦИАЦИИ»

Описание игры

Взрослый называет пару из слов, подобранных по ассоциации («Когда я говорю чашка, мне вспоминается чай»). Затем он предлагает слово  для ребенка u1080 и просит его рассказать о том, что, связанное с этим словом, вспомнилось ему (зима – снег; дождь  – зонтик; красный цвет – помидор  и т. п.). Право очередного хода (задание  для взрослого) получает ребенок.

  1. «АНАЛОГИИ»

Описание игры

Предложите ребенку закончить  предложение по аналогии.

Солнышко светит днем, а  луна…

Заяц прыгает, а птица…

Медведь большой, а медвежонок…

У елки иголки, а у березы…

Собака любит косточки, а мышка…

Рябина красная, а черника…

Чай горячий, а мороженое…

Сахар сладкий, а лимон…

Солнышко желтое, а небо…

Собака лает, а мышка  … и т. п.

Незаконченные предложения  предлагаются поочередно каждому участнику  игры.

  1. «Испорченный телефон»

Цель игры. Развивать у  детей слуховое внимание.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалки. Все садятся  на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.Игра проводится в свободное от занятий время. Она успокаивает детей после подвижных игр.

  1. «Летает — не летает»

Цель игры. Развивать у  детей слуховое внимание, воспитывать  выдержку.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель  объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать «летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант». Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» — и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», — и тоже поднимают руки. «Дом летает?» — спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

 

  1. «Краски»

Цель игры. Развивать у  детей слуховое внимание, I быстроту  мышления.

Ход игры. Для этой игры надо выбрать хозяина красок и отгадчика  Сеньку Попова. Все остальные будут  красками.

Сенька Попов отходит  в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой  краской. Название краскам дает хозяин, или они сами себе выбирают название. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит, стучит несколько раз  в  дверь  и   говорит:

— Тук,  тук!

Хозяин просыпается, встает и спрашивает:

— Кто  там?

— Сенька  Попов!

— За  чем  пришел? 

—За  краской!

— За  какой?

—За синей!

Если такого цвета среди  красок нет, хозяин говорит:

— Такой  у  нас  нет!

А все краски хлопают в  ладоши и приговаривают:

Пойди  по  синенькой  дорожке,

Найдешь синие сапожки,

Поноси, поноси,

И  нам  принеси!

 

Сенька уходит в сторону, потом снова возвращается и ведет  с хозяином прежний разговор.Если краска, которую просит Сенька, есть, он уводит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается.

  1. «Где мы были, мы не скажем»

Цель игры. Развивать у  детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Ход игры. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например: стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.

Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а разные: например, одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».

При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта  группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», — и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют.

Игра повторяется: те, кто  отгадывал, теперь загадывают.

Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста; чем  старше дети, тем действия, которые  они придумывают, становятся более сложными.

 

  1. «Фанты»

Цель игры. Упражнять детей  в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов.

Ход игры. Все участники  садятся на стулья, поставленные в кружок или в ряд у стены.

По жребию или по считалке одного из играющих выбирают ведущим.

Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним  из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая  ему вопросы. Отвечать нужно быстро, не задерживая ответа, иначе играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов «черное», «белое», «да», «нет». Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запрещенных слов. Идет примерно такой разговор:

— Какая на тебе рубашка?

— Синяя.

— Какая же она синяя? Она белая!

Отвечающий хочет сказать  «нет», но «нет» нельзя говорить.

— Она зеленая!

— Какая зеленая? Она черная!

— Голубая.

— Вот так голубая! Она  же белая!

И тут игрок оговаривается.

«Нет, не белая!» — возражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и «нет», и «белая». Провинившийся дает два фанта.

Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же ошибаются и платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Это уже новая, но тоже очень веселая игра.

 

10 «Узнай по голосу»

Цель игры. Развивать слуховое внимание детей.

Ход игры. На площадке воспитатель  чертит большой круг. Все дети бегают по площадке. После слов воспитателя  «Раз, два, три, в круг беги!» все  играющие собираются в круг, а один ребенок, выбранный заранее, подбегает  к воспитателю и становится спиной к кругу, ему завязывают глаза. Дети, которые стоят в кругу, говорят:

Ты загадку отгадай:

Кто позвал тебя, узнай.

В это время воспитатель  дает знак кому-нибудь из детей, и тот  называет водящего по имени. Водящий  должен отгадать, кто его позвал.

Если водящий угадал, он меняется местом с тем, кто его  назвал, а если не угадал, то воспитатель  предлагает ему узнать по голосу другого  ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Игра-соревнование «Кто больше знает?»

по теме: «Овощи и фрукты»

Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

- закрепить у детей  знания об обобщающих понятиях  «овощи», «фрукты» и названия  различных овощей и фруктов;

- закрепить знания о  художественных произведениях об  овощах и фруктах и уметь  их использовать;

Информация о работе Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников