Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить значение игры для развития связной речи дошкольников
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие связной речи у дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
3) подбор методик необходимых для проведения исследования;
4) обобщение результатов исследования.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства развития связной речи

Исторические предпосылки возникновения игры

5
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников

8
1.3. Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников

13
Выводы по главе 1

15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию словесных игр как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию логического мышления у дошкольников
17
2.2. Исследование уровня развития связной речи (констатирующий эксперимент)
18
2.3. Развитие связной речи старших дошкольников при помощи систем мероприятий (формирующий эксперимент)
19
2.4. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
20
Выводы по II главе
21
Заключение
22
Список использованной литературы
23
Приложения
25

Файлы: 1 файл

Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников.docx

— 138.35 Кб (Скачать файл)

- расширить знания детей  о картофеле и капусте;

- развивать умение отгадывать  загадки, подбирать нужное слово,  отвечать на вопрос по содержанию  литературного текста;

- активизировать словарь  детей: упражнять в образовании  прилагательных от основ существительных,  подбирать существительное к  прилагательному

- воспитывать умение  выслушивать ответы других детей;

- воспитывать любовь  и интерес к художественным  произведениям.

Предварительная работа.

- Чтение художественных  произведений «Репка», «Чипполино»,  «Петушок и бобовое зернышко»,  рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса  на горошине», стих-е Тувим  «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди»,  «Крошечка-хаврошечка».

- отгадывание загадок.

Материалы к занятию.

- разрезные картинки  на каждый стол по теме: овощи,  фрукты

- корзина для овощей, ваза для фруктов;

- жетоны (в форме фруктов  и овощей);

- карточки (баночки с  вареньем) с картинками фруктов;

Ход занятия.

Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат  разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем  сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

- Что у вас получилось?

- Как одним словом  можно назвать эти картинки? овощи  а у вас фрукты)

- Итак, о чем мы с  вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах  и фруктах)

Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас  получилось две команды: команда  «Овощей» и команда «Фруктов». И  мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

1. На каждый вопрос  дать больше правильных ответов.

2. Друг другу не подсказываем  и перебиваем.

3. За правильный ответ  команда получаете очко. Овощи  получат – овощ в свою корзину,  фрукты - фрукт.

В конце игры посчитаем  очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

1 Задание. Отгадай загадку.

Загадка для команды  овощей

1. Неказиста,  шишковата, а придет на стол  она,

скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

А теперь для фруктов:

2. Уродилась я  на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – иди ищи.

Овощи       3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Фрукты      4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Овощи ваша загадка  

5. Само с кулачок,  красный бочок.

Тронешь пальцем  – гладко,

А откусишь сладко.

Фрукты, внимание, загадка  для вас

6. Синий мундир, желтая  подкладка, а в середине сладко. (Слива)

2. Задание. Кто больше назовет  овощей.

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее  слово, та и выиграет.

Начинает команда Овощей.

3. Задание. Кто больше назовет фруктов.

Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней  слово – побеждает.

Первой начинает команда  Фруктов.

4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

- Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить  из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, , котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля  есть опасный враг – короладский  жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо  растет. Чтобы этого не произошло  жуков и личинок надо уничтожать.

- Команда «Овощи»: «Что  можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из  капусты, квашенная капуста, пирожки  из капусты)

Хорошо, а еще из капусты  можно приготовить голубцы, шницель, варенники А вы знаете, капусту  на Руси любили с давних времен и  заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и  огород городить, коль капусту не садить».

Ребята! А вы знаете любимое  блюдо Карлсона? Это варенье.

- А из чего варят  варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)

- Давайте приготовим  для Карлсона варенье из фруктов  каждая команда по очереди.

Варенье из яблок – яблочное варенье            

Из слив – сливовое варенье          

Из персиков – персиковое варенье

Из абрикосов– абрикосовое  варенье

Из вишни – вишневое варенье

Из груш - грушевое варенье

Ребята, а вы знаете, что  варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде  поработаем. Встали, выполняем все  вместе, дружно.

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

Выдергали всю морковку, (наклоны)

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли  вам подарок принесли.

Продолжаем нашу игру.

5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

Это стихотворение для  команды «Овощи».        

 Что растет на нашей  грядке? Огурцы, горошек сладкий        

 Помидоры и укроп  для приправы и для проб.        

 Есть редиска и  салат – наша грядка просто  клад,        

 Но арбузы не растут  тут.        

 Если слушал ты  внимательно, то запомнил обязательно.         

 Отвечай-ка по порядку:  что растет на нашей грядке?

Стихотворение для команды  «Фрукты»

- Послушав стихотворение,  ответьте на вопрос: «Из чего  хозяйка готовила суп?»          Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой  принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

- Из чего хозяйка готовила  суп?

5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.        

 Большой (что?) – арбуз,  кабачок, картошка        

 Маленькая (что?) –  редиска, морковка        

 Круглый (что?) – помидор,  персик, горошек        

 Синяя – слива        

 Зеленый – огурец, помидор, кабачок        

 Сладкая – груша,  морковка, слива.        

 Твердый, длинный,  сочный, горький, вкусное, хрустящий.

6. задание. Игра «Доскажи словечко».

Слушает и отвечает команда  «Овощи».        

 На жарком солнышке  подсох и рвется из стручков…(горох)

«Фрукты»        

 И при пасмурной  погоде светит солнце в огороде.         

 В деревнях растет  и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

«Овощи»        

 Он из тыквенной  родни, на боку лежит все  дни,        

 Как зеленый чурбачок  под названьем ….(кабачок)

«Фрукты»        

 Кругла да гладка, откусишь – сладка.        

 Засела крепко на  грядке…(репка)

«овощи»        

 Заставит плакать  всех вокруг, хоть он и не  драчун, а …

«Фрукты»        

 Верите – не верите, мы родом из Америки.        

 В сказке мы сеньоры,  на грядке …. (помидоры)

А сейчас я буду произносить  чистоговорку, а вы подскажите последнее  слово.        

 Ор-ор-ор сорвали красный  …помидор        

 Ец-ец-ец съели вкусный  …огурец        

 Жан-жан-жан лежит  на грядке ….баклажан        

 Бус-бус - бус мы  разрезали арбуз.

7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1.Скажите в названии  каких произведений встречаются  овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино»,  «Петушок и бобовое зернышко»,  рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса  на горошине», стих-е Тувим  «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по  отрывку, потому что в них  идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка –  жучку, тянут – потянут..»

- «Коровушка – матушка,  меня бьют журят , хлеба не  дают, плакать не велят...»

3.В каких произведениях  фруктовые деревья помогают главным  героям? «Гуси-лебеди» - яблонька

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

Вот и закончилась наша игра-соревнование.

Время подвести итоги. Посчитаем  очки, можете вместе со мной. Итак, команда  овощей набрала 14 очков, а команда  «Фрукты», посчитаем….14 очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

- А какие задания оказались  для вас самыми интересными?

- Давайте вспомним, испытали  ли вы какие-нибудь трудности?

 

 

 

 

Приложение 3

 

«Цветик-семицветик»

Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.

1-й лепесток  игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу  мяч. При этом бросающий громко говорит  половину какого- нибудь слова, тот, кто  ловит, должен назвать его вторую половину.

Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.

2-й лепесток  игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает детям  на одну из букв алфавита назвать как  можно больше предметов. Победит  тот, кто больше всех назовет слов.

Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.

3-й лепесток  игра «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить  буквы этого слова и назвать  это слово (кот, роза, садик, игра)

Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.

4-й лепесток  Физминутка «Цветки»

Наши алые цветки (ладони соединить лодочкой перед собой) 
Распускают лепестки, (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны) 
Ветерок чуть дышит, (подуть на руки) 
Лепестки колышет. (подвигать пальцами вперед-назад) 
Наши алые цветки  
Закрывают лепестки,(по очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой) 
Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево) 
Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладони) 
 
Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.

5-й лепесток  игра «Добавь словечко»

Играющим необходимо отгадать последнее слово, причем в рифму.

  • Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой … (велосипед)
  • Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвётся звон, и голос друга издалека тебе подарит … (телефон)
  • На одной ноге кружится, беззаботна, весела, в пестрой юбке танцовщица, музыкальная… (юла)

Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.

6-й лепесток  хороводная игра «Приходи, весна!»

Приходи, весна! Дети поднимают  руки вверх. 
Все мы ждём тебя! Прижимают руки к груди.

Солнышко, свети! Вращают  руками («фонарики»)  
Пусть бегут ручьи! Делают волнообразные движения кистями рук. 

Пусть птички летят, 
О весне кричат! Взмахивают кистями рук, как крыльями. 
 
Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.

7-й лепесток  игра «Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором  он выращивал овощи, в названии которых  был звук(а). Как вы думаете, что  это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и  позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его  детей-зайчат, в названии которых  был звук(а). Как вы думаете, что  это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!

Вам понравилась сказка?

Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что  не видно взрослым. Слышать волшебные  звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Комплекс игр для формирующего эксперимента

 

ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ

СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ

 

            1. Магазин

Цель игры. Учить детей  описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас  открылся новый магазин.Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».

Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку  воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Информация о работе Использование словесной игры для развития связной речи у дошкольников