Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 165.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Пантюхина Екатерина Владимировна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

«Использование социально-педагогических задач

в процессе формирования профессиональной позиции

будущих социальных педагогов»

 

 

 

 

Допущен к защите:                                                      Научный  руководитель:

Зав. кафедрой педагогики                                             к.п.н., доцент кафедры

и педагогической психологии,                                     педагогики и педагогической

к.психол.наук, доцент                     психологии

Вострокнутова Т.Ф.                                                       Савельева М.Г.

______________________                                              _____________________

 

 

 

 

 

 

 

ИЖЕВСК, 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

4

Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..

 

 

7

1.1 Понятие профессиональной  позиции в научной литературе…………..

7

1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………

 

9

Выводы по 1 главе……………………………………………………………

13

Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..

 

15

2.1 Понятие социально-педагогической задачи……………………………..

15

2.2 Виды социально-педагогических задач………………………………….

17

2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...

 

21

2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………

 

24

Выводы по 2 главе……………………………………………………………

27

Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….

 

 

29

3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..

 

29

3.2 Этапы исследования………………………………………………………

32

3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...

 

42

Выводы по 3 главе……………………………………………………………

45

Заключение…………………………………………………………………….

47

Список литературы……………………………………………………………

49

Приложения……………………………………………………………………

54


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальные проблемы в стране обусловливают необходимость качественной подготовки специалистов социальной сферы в системе профессионального педагогического образования, поскольку именно этой системе отводится значительная роль в их решении.Встает вопрос о становлении профессионального сознания педагога в единстве с педагогической деятельностью, о становлении профессиональной позиции педагога. Кроме того, в содержании проекта Профессионального стандарта педагога определены базовые компетентности педагога, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.Профессиональная позиция начинает формироваться в процессе профессиональной подготовки.

На наш взгляд, следует изменить подходы к профессиональному обучению, использовать развивающие технологии, стимулирующие активную познавательную деятельность студентов, их творческое мышление. Опыт решения социально-педагогических задач поможет обогатить студента навыками профессиональной деятельности еще на этапе вузовской подготовки, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма.

Анализ литературных источников и педагогической практики позволил установить, что до настоящего времени не разрешены противоречия между насущной необходимостью внедрения инновационных методов, одним из которых является метод решения педагогических задач, в учебный процесс в вузе и отсутствием описания условий их использования в процессе подготовки будущих специалистов. Данный вопрос требует тщательной разработки, что и обусловливает актуальность предпринятого исследования: «Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов».

Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.

Объект  - профессиональная позиция социального педагога.

Предмет – использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции социального педагога.

Гипотеза исследования: социально-педагогические задачи могут стать эффективным средством формирования профессиональной позиции студентов – будущих социальных педагогов, если:

  1. В них отражены актуальные проблемы социальной педагогики как науки и практики,
  2. Содержание задач актуализирует личностные смыслы и ценностные отношения студентов к будущей профессиональной деятельности,
  3. Их подбор основывается на разнообразии видов задач-ситуаций, объединенных в педагогический кейс.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.

  1. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.

  1. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.

  1. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.

  1. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Теоретической основой исследования послужили: задачный подход в педагогической деятельности (Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин, М.А.Степинский, П.В.Конаныхин, Г.Л.Павличенкова); компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, A.B.Хуторской, В.Д.Шадриков, С.Е.Шишов и др.); ситуационный подход, позволяющий анализировать познаваемое событие с точки зрения ситуаций и их составляющих (B.C. Безрукова, Б.З.Вульфов, А.Ф.Коган, М.М.Поташник и др.); исследования профессиональной позиции В.И.Слободчиковым, Р.Г.Каменским, С.И.Красновым и др.

Методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме, сравнительный метод), эмпирические методы (психодиагностические методы, контент-анализ эссе) и методы статистической обработки данных.

Практическая значимость исследования заключается в описании методики использования социально-педагогических задач в процессе подготовки будущих социальных педагогов; в разработке образца кейса, используемого при изучении студентами педагогических дисциплин; в выделении принципов отбора задач для формирования профессиональной позиции будущих специалистов; в создании банка социально-педагогических задач; а также в разработке учебно-методического пособия по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, необходимостью логичного и последовательного изложения материала и состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача

профессиональной подготовки

 

1.1 Понятие профессиональной  позиции в научной литературе

 

Важную роль в профессиональной деятельности играет профессиональная позиция, которая определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал Ш.А.Амонашвили. [7]

Профессиональная позиция, по словам В.И.Слободчикова, - это единство профессионального сознания и профессиональной деятельности, где сама деятельность оказывается одним из способов реализации базовой ценности. [47] Для понимания сущности позиции очень важно единство этих трех составляющих: сознания, деятельности и базовых ценностей. Ценности должны быть актуализированы в сознании педагога и переведены в цели, реализуемые соответствующими средствами. При расчлененности триады (профессиональное сознание, деятельность и базовые ценности), появлении диссонанса между сознанием и деятельностью, отсутствии стремления организовывать деятельность сообразно с главными ценностями, процесс становления позиции невозможен.

В научных работах, посвященных теории педагогического образования, профессиональная позиция рассматривается как неотъемлемое условие осуществления педагогической деятельности (Кульневич  С.В.), как составляющая профессиональной компетентности (Колесникова И.А., Титова Е.В., Маркова А.К.)  и выражается в его педагогической деятельности как специфическом личностном образовании профессионально-педагогической направленности.

В.А.Сластенин считает, что позиция педагога определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. С другой стороны – действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.[46]

В психолого-педагогической литературе рассматриваемое понятие также наполняется различным содержанием, в контексте исследований по профессиональной ориентации, мотивам, отбору и подготовке кадров (Г.В. Суходольский, Г.А. Воробьева, П.А. Жильцов, Н.Б. Нестерова, Р.С. Соломатина и др.). С точки зрения А.К. Марковой, позиция профессионала – устойчивые системы отношений в профессиональной деятельности образующие профессиональный менталитет человека и определяющие его профессиональные позиции (общие и конкретные). Преодоление ряда ступеней на различных уровнях профессионализма позволяет овладеть спектром задач и связанных с ними приемов, технологий, что образует профессиональные позиции. Каждая ступень качественно отличается от предыдущей и имеет определенное обозначение, выражающее «приращение» профессионализма. В разных профессиях ступени профессионализма, то есть профессиональные позиции, разные.[31]

По мнению Н.И. Шелиховой, профессиональная позиция может быть представлена как единство профессионального сознания, профессиональной деятельности и профессиональных отношений, а в исследованиях Р.Г.Каменского, С.И.Краснова, В.И.Слободчикова профессиональная позиция определяется как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм. Е.В.Бурмистрова особо подчеркивает, что выстраивание профессиональной позиции в гуманитарных областях общественной практики невозможно без одновременного единства личностной и предметной позиций. Личностную позицию автор определяет как ответственность человека за обнаружение смысла в жизненных ситуациях, связанного с его ценностями. Соответственно, предметная позиция – ответственное отношение субъекта-деятеля к преодолению проблемной профессиональной ситуации через разработку собственных средств.[17]

В нашем исследовании мы будем опираться на определение В.И.Слободчикова и понимать под профессиональной педагогической позицией единство профессионального сознания, профессиональных отношений и профессиональной деятельности, направленной на реализацию базовой ценности, в качестве которой определяется ценность развития и становления личности воспитанника.

 

1.2 Структура профессиональной позиции педагога,

факторы и уровни ее становления

 

Как любая система профессиональная позиция имеет определенную структуру, относительно которой в педагогической науке существуют различные мнения.

Считаем необходимым представить точку зрения Сочень Л.Т., которая, отталкиваясь от популярных к настоящему времени концептуальных схем труда учителя, содержащих три его основные стороны - личность, деятельность и общение, (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, И.В.Вачков и др.), выделяет наиболее существенные, на ее взгляд, компоненты структуры профессиональной позиции в личностном, деятельностном и коммуникативном аспектах образовательной деятельности.

В личностном аспекте - это наличие у педагога ценностей образования и развития субъекта деятельности. Этот компонент - "ценности".

В деятельностном аспекте - владение педагогом профессиональными знаниями, средствами и методами обучения и воспитания. Это - "компетентность".

В коммуникативном аспекте - владение учителем различными способами управления, построенными на определённых типах отношений: на субъект-объектных отношениях - манипуляция или на субъект-субъектных отношениях - актуализация. Этот компонент структуры профессиональной позиции - "управление".[52]

Е.В. Бондаревская выделила в структуре педагогической позиции ее мировоззренческую, поведенческую и морально-этическую стороны.

Информация о работе Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов