МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Пантюхина Екатерина
Владимировна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
«Использование социально-педагогических
задач
в процессе формирования
профессиональной позиции
будущих социальных
педагогов»
Допущен к защите:
Научный руководитель:
Зав. кафедрой педагогики
к.п.н., доцент кафедры
и педагогической психологии,
педагогики и педагогической
к.психол.наук, доцент
психологии
Вострокнутова Т.Ф.
Савельева М.Г.
______________________
_____________________
ИЖЕВСК, 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
|
4 |
Глава 1. Формирование профессиональной
позиции студентов - будущих социальных
педагогов как актуальная задача профессиональной
подготовки…………………………………………………………………….. |
7 |
1.1 Понятие профессиональной
позиции в научной литературе………….. |
7 |
1.2 Структура профессиональной
позиции педагога, факторы и уровни ее
становления…………………………………………………………………… |
9 |
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
|
13 |
Глава 2. Социально-педагогическая
задача как средство формирования профессиональной
позиции студентов - будущих социальных
педагогов.. |
15 |
2.1 Понятие социально-педагогической
задачи…………………………….. |
15 |
2.2 Виды социально-педагогических
задач…………………………………. |
17 |
2.3 Социально-педагогическая
задача как содержательное ядро педагогического
кейса………………………………………………………... |
21 |
2.4 Методика использования социально-педагогических
задач в процессе формирования профессиональной
позиции………………………………… |
24 |
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
|
27 |
Глава 3. Исследование уровня
развития профессиональной позиции студентов
- будущих социальных педагогов в процессе
решения социально-педагогических задач……………………………………………. |
29 |
3.1 Методика и организация исследования
процесса формирования профессиональной
позиции студентов - будущих социальных
педагогов.. |
29 |
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
|
32 |
3.3 Обработка результатов исследования
методами математической статистики……………………………………………………………………... |
42 |
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
|
45 |
Заключение…………………………………………………………………….
|
47 |
Список литературы……………………………………………………………
|
49 |
Приложения……………………………………………………………………
|
54 |
Введение
Социальные проблемы в стране обусловливают
необходимость качественной подготовки
специалистов социальной сферы в системе
профессионального педагогического образования,
поскольку именно этой системе отводится
значительная роль в их решении.Встает
вопрос о становлении профессионального
сознания педагога в единстве с педагогической
деятельностью, о становлении профессиональной
позиции педагога. Кроме того, в содержании
проекта Профессионального стандарта
педагога определены базовые компетентности
педагога, среди которых присутствует
умение принимать решение в различных
педагогических ситуациях.Профессиональная
позиция начинает формироваться в процессе
профессиональной подготовки.
На наш взгляд, следует изменить
подходы к профессиональному обучению,
использовать развивающие технологии,
стимулирующие активную познавательную
деятельность студентов, их творческое
мышление. Опыт решения социально-педагогических
задач поможет обогатить студента навыками
профессиональной деятельности еще на
этапе вузовской подготовки, сформировать
устойчивую педагогическую позицию как
основу профессионализма.
Анализ литературных источников
и педагогической практики позволил установить,
что до настоящего времени не разрешены
противоречия между насущной необходимостью
внедрения инновационных методов, одним
из которых является метод решения педагогических
задач, в учебный процесс в вузе и отсутствием
описания условий их использования в процессе
подготовки будущих специалистов. Данный
вопрос требует тщательной разработки,
что и обусловливает актуальность предпринятого
исследования: «Использование социально-педагогических
задач в процессе формирования профессиональной
позиции будущих социальных педагогов».
Целью исследования является
определение содержания, типологии и методики
использования социально-педагогических
задач для формирования профессиональной
позиции студентов - будущих социальных
педагогов.
Объект - профессиональная
позиция социального педагога.
Предмет – использование социально-педагогических
задач в процессе формирования профессиональной
позиции социального педагога.
Гипотеза исследования: социально-педагогические
задачи могут стать эффективным средством
формирования профессиональной позиции
студентов – будущих социальных педагогов,
если:
- В них отражены актуальные проблемы
социальной педагогики как науки и практики,
- Содержание задач актуализирует
личностные смыслы и ценностные отношения
студентов к будущей профессиональной
деятельности,
- Их подбор основывается на разнообразии
видов задач-ситуаций, объединенных в
педагогический кейс.
В соответствии с целью и гипотезой
исследования поставлены следующие задачи:
На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической
задачи.
Описать методику и условия
использования разных видов социально-педагогических
задач в процессе подготовки студентов
- будущих социальных педагогов.
Выделить принципы отбора социально-педагогических
задач для формирования профессиональной
позиции будущих социальных педагогов,
создать банк социально-педагогических
задач.
Провести опытно-экспериментальную
работу по проверке эффективности применения
социально-педагогических задач в процессе
формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных
педагогов.
Разработать учебно-методическое
пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе
профессиональной подготовки социальных
педагогов.
Теоретической основой исследования
послужили: задачный подход в педагогической
деятельности (Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин,
М.А.Степинский, П.В.Конаныхин, Г.Л.Павличенкова); компетентностный подход в
образовании (И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина,
А.К.Маркова, A.B.Хуторской, В.Д.Шадриков,
С.Е.Шишов и др.); ситуационный подход, позволяющий
анализировать познаваемое событие с
точки зрения ситуаций и их составляющих
(B.C. Безрукова, Б.З.Вульфов, А.Ф.Коган, М.М.Поташник
и др.); исследования профессиональной
позиции В.И.Слободчиковым, Р.Г.Каменским,
С.И.Красновым и др.
Методы исследования: теоретические
(анализ философской и психолого-педагогической
литературы по теме, сравнительный метод),
эмпирические методы (психодиагностические
методы, контент-анализ эссе) и методы
статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования
заключается в описании методики использования
социально-педагогических задач в процессе
подготовки будущих социальных педагогов;
в разработке образца кейса, используемого
при изучении студентами педагогических
дисциплин; в выделении принципов отбора
задач для формирования профессиональной
позиции будущих специалистов; в создании
банка социально-педагогических задач;
а также в разработке учебно-методического
пособия по использованию кейса педагогических
задач в процессе профессиональной подготовки
социальных педагогов.
Структура работы обусловлена
целями и задачами исследования, необходимостью
логичного и последовательного изложения
материала и состоит из введения, трех
глав, выводов по главам, заключения, списка
литературы и приложений.
Глава 1. Формирование профессиональной
позиции студентов - будущих социальных
педагогов как актуальная задача
профессиональной подготовки
1.1 Понятие профессиональной
позиции в научной литературе
Важную роль в профессиональной
деятельности играет профессиональная
позиция, которая определяет личностное
отношение к той деятельности, которой
занимается человек, к себе самому в этой
деятельности. «Человек может жить своей
профессией только тогда, когда он стремится
познать через неё самого себя, и именно
таким путем он может принести наибольшую
пользу обществу», – писал Ш.А.Амонашвили.
[7]
Профессиональная позиция,
по словам В.И.Слободчикова, - это единство
профессионального сознания и профессиональной
деятельности, где сама деятельность оказывается
одним из способов реализации базовой
ценности. [47] Для понимания сущности позиции
очень важно единство этих трех составляющих:
сознания, деятельности и базовых ценностей.
Ценности должны быть актуализированы
в сознании педагога и переведены в цели,
реализуемые соответствующими средствами.
При расчлененности триады (профессиональное
сознание, деятельность и базовые ценности),
появлении диссонанса между сознанием
и деятельностью, отсутствии стремления
организовывать деятельность сообразно
с главными ценностями, процесс становления
позиции невозможен.
В научных работах, посвященных
теории педагогического образования,
профессиональная позиция рассматривается
как неотъемлемое условие осуществления
педагогической деятельности (Кульневич
С.В.), как составляющая профессиональной
компетентности (Колесникова И.А., Титова
Е.В., Маркова А.К.) и выражается в его
педагогической деятельности как специфическом
личностном образовании профессионально-педагогической
направленности.
В.А.Сластенин считает, что позиция
педагога определяется, с одной стороны,
теми требованиями, ожиданиями и возможностями,
которые предъявляет и предоставляет
ему общество. С другой стороны – действуют
внутренние, личные источники активности
– влечения, переживания, мотивы и цели
педагога, его ценностные ориентации,
мировоззрение, идеалы.[46]
В психолого-педагогической
литературе рассматриваемое понятие также
наполняется различным содержанием, в
контексте исследований по профессиональной
ориентации, мотивам, отбору и подготовке
кадров (Г.В. Суходольский, Г.А. Воробьева,
П.А. Жильцов, Н.Б. Нестерова, Р.С. Соломатина
и др.). С точки зрения А.К. Марковой, позиция
профессионала – устойчивые системы отношений
в профессиональной деятельности образующие
профессиональный менталитет человека
и определяющие его профессиональные
позиции (общие и конкретные). Преодоление
ряда ступеней на различных уровнях профессионализма
позволяет овладеть спектром задач и связанных
с ними приемов, технологий, что образует
профессиональные позиции. Каждая ступень
качественно отличается от предыдущей
и имеет определенное обозначение, выражающее
«приращение» профессионализма. В разных
профессиях ступени профессионализма,
то есть профессиональные позиции, разные.[31]
По мнению Н.И. Шелиховой, профессиональная
позиция может быть представлена как единство
профессионального сознания, профессиональной
деятельности и профессиональных отношений,
а в исследованиях Р.Г.Каменского, С.И.Краснова,
В.И.Слободчикова профессиональная позиция
определяется как ответственное отношение
к ценностям и способам реализации деятельностных
норм. Е.В.Бурмистрова особо подчеркивает,
что выстраивание профессиональной позиции
в гуманитарных областях общественной
практики невозможно без одновременного
единства личностной и предметной позиций.
Личностную позицию автор определяет
как ответственность человека за обнаружение
смысла в жизненных ситуациях, связанного
с его ценностями. Соответственно, предметная
позиция – ответственное отношение субъекта-деятеля
к преодолению проблемной профессиональной
ситуации через разработку собственных
средств.[17]
В нашем исследовании мы будем опираться
на определение В.И.Слободчикова и понимать
под профессиональной педагогической
позицией единство профессионального
сознания, профессиональных отношений
и профессиональной деятельности, направленной
на реализацию базовой ценности, в качестве
которой определяется ценность развития
и становления личности воспитанника.
1.2 Структура профессиональной
позиции педагога,
факторы и уровни ее становления
Как любая система профессиональная
позиция имеет определенную структуру,
относительно которой в педагогической
науке существуют различные мнения.
Считаем необходимым представить
точку зрения Сочень Л.Т., которая, отталкиваясь
от популярных к настоящему времени концептуальных
схем труда учителя, содержащих три его
основные стороны - личность, деятельность
и общение, (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова,
Л. М. Митина, И.В.Вачков и др.), выделяет
наиболее существенные, на ее взгляд, компоненты
структуры профессиональной позиции в
личностном, деятельностном и коммуникативном
аспектах образовательной деятельности.
В личностном аспекте - это наличие
у педагога ценностей образования и развития
субъекта деятельности. Этот компонент
- "ценности".
В деятельностном аспекте -
владение педагогом профессиональными
знаниями, средствами и методами обучения
и воспитания. Это - "компетентность".
В коммуникативном аспекте
- владение учителем различными способами
управления, построенными на определённых
типах отношений: на субъект-объектных
отношениях - манипуляция или на субъект-субъектных
отношениях - актуализация. Этот компонент
структуры профессиональной позиции -
"управление".[52]
Е.В. Бондаревская выделила в
структуре педагогической позиции ее
мировоззренческую, поведенческую и морально-этическую
стороны.