Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа
Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.
Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54
Описание ситуации Многодетная семья, сыну 13 лет, приходит домой поздно, часто в нетрезвом виде. Отношения с родителями испортились, к их советам мальчик не прислушивается. | ||||||
Цель |
Задачи |
Параметры ситуации | ||||
Тип проблемы |
Виды оказываемой помощи |
Внутренняя связь (посл-ность действий) |
Внешняя связь (связь с другими ситуациями) |
Время на разрешение ситуации | ||
Наладить взаимопонимание в семье для предотвращения конфликтных ситуаций, выработать отрицательное отношение подростка к употреблению алкоголя. |
1.Выработать позитивные ценностные ориентации. 2.Вовлечь подростка
в социально-полезную 3.Формировать разносторонние интересы и увлечения. |
Девиантное поведение, заключающееся в употреблении алкоголя подростком игнорирование взрослых |
I.Медико-социальная
II.Социально-педагогическая
III Социально-психологическая |
I – 2, 3
II – 1, 2, 3, 6, 7, 8
III – 1, 4 |
I – 2, 4, 5
II – 7, 21, 22
III – 23, 24, 25, 26, 32 |
I – 35 мин
II - 20 мин
III –15 мин |
Методы и формы работы |
Методы работы: беседа, консультация, психологические тренинги, игровая деятельность. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная |
Задачи:
Тема занятия |
Критерии оценивания | |||||||||||||||||||||||||||
Профессионально-грамотное решение проблемы |
Новизна и неординарность решения проблемы |
Убедительная аргументация |
Опора на полученные теоретические знания |
Качественная ролевая игра |
Включенность в коллективную дискуссию |
Этика ведения дискуссии | ||||||||||||||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 | |
Профилак-тика |
||||||||||||||||||||||||||||
Реабилита-ция |
||||||||||||||||||||||||||||
Помощь и поддержка |
||||||||||||||||||||||||||||
Дошколь-ный возраст |