Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 165.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Примеры задач на основе уровневого подхода

 

Модель элементарного уровня

Полная семья, отец — священнослужитель. В состоянии алкогольного опьянения он совершил развратные действия со своей девятилетней дочерью, после чего скрылся в неизвестном направлении.

 

Модель простого уровня

С раннего детства Марине внушали, что она музыкально одарена, что ее ожидают известность, слава. Успех на уроках пения в начальной школе подтверждал такие предсказания. Старательная ученица получала только отличные оценки, пела в хоре. В 4 классе появилась возможность выступить на концерте, однако учительница не включила Марину в список выступающих. Теперь Марину не узнать: раздражительная, вспыльчивая, никого не слушает.

- В чем причина перемены  поведения Марины?

- Как следовало бы поступить  учительнице?

- И как теперь построить  работу с Мариной?

 

Модель усложненного уровня

На вопрос: «Есть ли в вашей школе дети, которым трудно в семье и которые нуждаются в помощи?» — директор ответил утвердительно. В это время открылась дверь, и вошел мальчик лет восьми: «Александр Иванович, вы меня вызывали?» Одного беглого взгляда было достаточно, чтобы определить, что за мальчишкой никто не следит: одежда мятая и грязная, волосы давно не стрижены, лицо и руки в грязных разводах. Был мальчонка весь какой-то пришибленный, с лицом землистого цвета. Желтыми прокуренными пальцами он теребил некое подобие шапки. «Как ты провел выходной день?» — строго спросил директор. «Мамка опять вчера гуляла с дядьками и тетками, а меня выгнала на улицу. Я гулял, пока не замерз, потом катался на автобусе. Ходил на рынок. А вечером пошел к папе в общежитие, там с дяденьками поел и заночевал».

 

Модель сложного уровня

А.С. Макаренко считал, что человека надо не лепить, а ковать. Это значит — хорошенько разогреть, а потом бить молотком. Не в прямом смысле, конечно, а создать такую цепь трудностей, в результате преодоления которых характер закалится и воспитается непременно хороший человек. Согласны ли Вы с этим утверждением?

 

Приложение 4. Пример задачи на основе тезаурусного подхода

 

Описание ситуации Многодетная семья, сыну 13 лет, приходит домой поздно, часто в нетрезвом виде. Отношения с родителями испортились, к их советам мальчик не прислушивается.

 

Цель

 

Задачи

Параметры ситуации

Тип проблемы

Виды оказываемой помощи

Внутренняя связь

(посл-ность действий)

Внешняя связь

(связь с другими ситуациями)

Время на разрешение ситуации

Наладить взаимопонимание в семье для предотвращения конфликтных ситуаций, выработать отрицательное отношение подростка к употреблению алкоголя.

1.Выработать позитивные  ценностные ориентации.

2.Вовлечь подростка   в социально-полезную деятельность.

3.Формировать разносторонние  интересы и увлечения.

 

Девиантное поведение, заключающееся в употреблении алкоголя подростком

игнорирование взрослых

 

I.Медико-социальная

 

II.Социально-педагогическая

 

III Социально-психологическая

 

I – 2,  3

 

 

 

II – 1, 2, 3, 6, 7, 8

 

 

III – 1, 4

 

I – 2, 4, 5

 

 

 

II – 7, 21, 22

 

 

 

III – 23, 24, 25, 26, 32

 

I – 35 мин

 

 

 

II -  20 мин

 

 

 

III –15 мин

Методы и формы работы

Методы работы: беседа, консультация, психологические тренинги, игровая деятельность.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5. Пример задачи на формирование стиля

педагогического мышления

 

Из «Опытов» М.Монтеня. «На самом деле все заботы и расходы на нас у наших отцов ограничиваются желанием набить наши головы знаниями; при этом не требуется ни правильного суждения, ни добродетели. …Как иногда птицы летят не поиски за зернами и, найдя их и не отведав, несут, чтобы положить в рот птенцам, так и наши педанты выберут мудрость из книг, поместят ее на кончике языка, чтобы вновь ее отдать и пустить на ветер».

- Почему автор считает, что передать молодому поколению  почерпнутую из книг мудрость  – значит «пустить ее на  ветер»?

- Что, по Монтеню, необходимо  сделать, чтобы обращение к книжной  мудрости не было бесполезным?

- Какими, по-вашему, должны  быть педагогические условия  обращения к книге?

- Предложите метафоры  образования, воспитания, обучения, педагогического  процесса, ученика, учителя

- Какое ценностное отношение  актуализирует данная задача-ситуация? К чему она побуждает?


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Образец педагогического кейса на тему

«Реабилитация в деятельности социального педагога»

 

Задачи:

  • закрепление у студентов знаний о сущности, видах, направлениях и методах социально-педагогической реабилитации;

  • формирование педагогического мышления, осознание смысла, ценностей и целей педагогической деятельности;

  • формирование отношения к воспитаннику, как к субъекту собственной жизни будущего педагога;

  • формирование профессионального самосознания, рефлексии и самооценки;

  • развитие умения применять полученные теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям;
  • развитие навыков самостоятельной работы студентов;
  • формирование коммуникативных качеств студентов;
  • воспитание культуры диалога, толерантности, способности уважать мнение собеседника.

 

Алгоритм работы с кейсом

    1. Самостоятельная работа (10 мин.)
  1. Прочитайте кейс два раза: один раз, чтобы ознакомиться, второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.
  1. Проанализируйте ситуацию в целом и с применением полученной информации по обозначенной проблеме.
  2. Разработайте пути решения проблем.

 

    1. Работа в микрогруппах (20 мин.)
  1. Предложите свое решение членам группы.
  1. Обсудите в группе каждое решение.
  2. Выберите наиболее приемлемое решение.
  3. Подготовьте аргументы в защиту вашей точки зрения
  4. Распределите роли, чтобы описать и проиграть ситуацию и ее решение от первых лиц

 

    1. Коллективная работа (30 мин.)
  1. Представьте групповое решение ситуации в виде ролевой игры
  1. Выработайте оптимальное коллективное решение
    1. Подведение итогов (10 мин.)
  1. Члены экспертной группы проставьте баллы в Матрицу оценивания по итогам работы каждой из групп

Правила ведения дискуссии

1. Во время дискуссии  не нарушайте доброжелательную  атмосферу!

2. Возражать лучше по  формуле: «Да - но». Например: «Все это, конечно так, но…», «Вы правы, но  если взглянуть с другой стороны…», «Хотелось бы принять Ваш довод, но…» и т.д.

3. Вопросы выступающим  задавайте в корректной форме: «хотелось бы уточнить», «интересно  узнать» и т.п.

4. Уважайте точку зрения  другого человека, стремитесь понять  ее.

5. Сосредоточьтесь на  теме дискуссии, не перебивайте, следите за ходом мысли оппонента.

6. Не высмеивайте и  не унижайте участника дискуссии, не торжествуйте, если победили.

7. Если проиграли, сохраняйте  чувство собственного достоинства, поблагодарите оппонента за полезный  разговор.

 

Матрица оценивания

 

Члены экспертной группы оценивают работу каждой группы на занятии. Оценка проставляется по 7 критериям по четырехбалльной шкале:

0 - нет, 1 - скорее нет, 2 - скорее да, 3 - да.

 

Тема занятия

Критерии оценивания

Профессионально-грамотное решение проблемы

Новизна и неординарность решения проблемы

Убедительная аргументация

Опора на полученные теоретические знания

Качественная ролевая игра

Включенность в коллективную дискуссию

Этика ведения дискуссии

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

Профилак-тика

                                                       

Реабилита-ция

                                                       

Помощь и поддержка

                                                       

Дошколь-ный возраст

                                                       

 

 

Задача 1

Р. Киплинг сочинил сказку о Маугли, который грудным младенцем оказался в джунглях и был вскормлен и «воспитан» дикими зверями. Когда Маугли вырос, он наряду с повадками животных усвоил и человеческое сознание и мышление.

- Возможна ли такая история в реальной жизни?

- На сколько результативна реабилитация подобных детей в социуме?

- Какие виды реабилитации понадобятся «ребенку-Маугли»?

- Как бы построили работу с таким ребенком?

 

Задача 2

С раннего детства Дима был очень впечатлительным, не по годам вдумчивым ребенком. К трем с половиной годам он знал уже все буквы, с четырех лет читал про себя. Дима любил составлять задачи самого разного содержания. Родителей пугало быстрое развитие сына. Они пытались замедлить его. Как-то около двух месяцев не отвечали ни на один из его вопросов. Но в результате Дима стал еще больше читать, пытаясь найти ответы на свои вопросы в книгах.

- Правильно ли поступили  родители?

- Что вы, как социальный  педагог, посоветовали бы сделать  родителям для реабилитации Димы, чтобы дать возможность нормально  существовать в обществе?

- Разработайте план по  реабилитации Димы.

 

Задача 3

Молодой человек вернулся из-за рубежа, где учился в аспирантуре. Защитил диссертацию. Перед ним открывались широчайшие возможности. Он уже получил заманчивые предложения от ряда крупных компаний. Дома его ждали родители и брат. Вскоре по приезду он почувствовал недомогание. Он прошел обследование, и у него обнаружили ВИЧ-инфекцию. Все его мечты рухнули. Дома на него смотрят с жалостью и болью. Знакомые с омерзением. Он чувствует, что его боятся. Он как изгой в своей собственной семье, среди близких, а что говорить о посторонних людях. А какая девушка захочет связать с ним свою жизнь, если будет знать о его болезни? Отчаяние охватывает молодого человека. Все поломано — его карьера, любовь близких, личная жизнь.

- Если бы этот молодой  человек оказался вашим знакомым, каково бы было ваше отношение  к нему?

- Как, по-вашему, ВИЧ-инфекция  это приговор?

- Чем социальный педагог  может помочь молодому человеку?

- С помощью каких методов  реабилитации можно обеспечить  молодому человеку достойную  жизнь в социуме?

 

 

Приложение 7

Диагностика развития профессиональной позиции педагога

Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.

Информация о работе Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов